№ 2
2010
Главный редактор
Иван ГОНЧАРОВ,
директор учебнометодического центра
национального образования Российского
государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук,
профессор
РУССКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ШКОЛА
В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ
Научнометодический практикоориентированный журнал
Редакционная коллегия:
Татьяна Бакланова, декан факультета народной художественной культуры
и музейного дела Московского государственного университета
культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор
Анна Басаргина, научный сотрудник Белгородского Государственного
музея, заслуженный учитель школы РФ
Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО,
доктор физикоматематических наук, профессор
Редакция:
Ирина Зотова,
заместитель главного редактора
Нина Целищева,
заместитель главного редактора
Татьяна Зенбицкая, Нелли Ермолаева,
редакторы
Любовь Кучмиёва,
ответственный секретарь
Мария Седенкова,
художественное оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический директор
Елена Дуденко,
корректор
Людмила Балашова,
вёрстка
Валерий Ганичев, председатель Союза писателей РФ, заместитель главы
Всемирного русского Собора, член Общественной палаты
при Президенте РФ, доктор исторических наук, профессор
Татьяна Горностаева, начальник Управления общего среднего образова
ния Департамента образования и науки Краснодарского края
Иегумен Георгий (Шестун), заведующий межвузовской кафедрой
православной педагогики Самарской Православной духовной
семинарии, доктор педагогических наук, профессор
Иеромонах Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образова
тельных программ и государственнопрофессиональных
отношений при учебном комитете Священного Синода,
кандидат педагогических наук, доцент
Владимир Колесов, заведующий кафедрой русского языка Санкт
Петербургского государственного Университета,
доктор филологических наук, профессор
Владимир Крупин, секретарь Союза писателей России, профессор
Московской духовной академии
Геннадий Ловецкий, заместитель министра образования, культуры и спорта
Калужской области, доктор философских наук, профессор
Никандр Мальцев, заведующий отделом скульптуры государственного
Русского музея, искусствовед, член Союза художников РФ,
член президиума Фонда культуры
Адрес:
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 9315537, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
Валентин Распутин, сопредседатель Союза писателей России,
лауреат Государственной премии СССР
Валерий Семёнов, директор Научного института комплексных
социальных исследований, доктор психологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
Галина Суворова, руководитель Центра малочисленной школы научно
исследовательского Института содержания и методов обучения РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Татьяна Тучкова, доцент кафедры немецкого языка Липецкого
педагогического университета, кандидат педагогических наук
Владислав Чернушенко,заведующий кафедрой хорового дирижирования,
профессор СанктПетербургской государственной Консерватории
им. Н.А. РимскогоКорсакова, художественный руководитель
Академической капеллы им.М.И.Глинки, народный артист СССР
Стр.1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА
Введение в школах
комплексного курса основ
религиозной культуры
и светской этики
Елена
ЛЕОНТЬЕВА,
заместитель
начальника
Департамента
Управления
президента РФ
по внутренней
политике
И
нтеграция обучающихся в на
циональную и мировую куль
туру — одна из важнейших за
дач системы образования. Минобрна
уки России и органы управления об
разованием большинства субъектов
Российской Федерации считают це
лесообразным изучение в образова
тельных учреждениях исторических
и культурных основ мировых рели
гий, в том числе религий, составляю
щих неотъемлемую часть историчес
кого наследия народов России. Изу
чение культурорелигиоведческих
дисциплин в системе образования
призвано формировать у обучающих
ся представление о религии как о со
циокультурном феномене, важной со
ставляющей мировой культуры, яв
ляться основой воспитания межнаци
ональной, межконфессиональной то
лерантности, служить профилактике
религиозного и межнационального
экстремизма, фанатизма, ксенофо
бии; способствовать осознанному вы
бору мировоззрения на основе знаний
и понимания ценностных систем
и этических установок ведущих ми
ровых религий.
В регионах Российской Федерации
в этих целях в рамках регионально
го (национальнорегионального)
и школьного компонентов базисного
учебного плана разработаны и реали
зуются программы разнообразных
спецкурсов, факультативов и электи
вов: «Основы православной культу
ры» — Приморский край, Брянская,
Волгоградская, Кемеровская, Мага
данская, Самарская области; «Исто
рия религий» — Республика Ингуше
тия, Республика Татарстан; «История
православной культуры земли Смо
3
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА 2’2010
Стр.3