Łº.qxd 27.05.2010 23:27 Page 1
№ 1
2010
Главный редактор
Иван ГОНЧАРОВ,
директор учебнометодического центра
национального образования Российского
государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук,
профессор
РУССКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ШКОЛА
В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ
Научнометодический практикоориентированный журнал
Редакционная коллегия:
Татьяна Бакланова, декан факультета народной художественной культуры
и музейного дела Московского государственного университета
культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор
Анна Басаргина, научный сотрудник Белгородского Государственного
музея, заслуженный учитель школы РФ
Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО,
доктор физикоматематических наук, профессор
Редакция:
Ирина Зотова,
заместитель главного редактора
Нина Целищева,
заместитель главного редактора
Татьяна Зенбицкая, Нелли Ермолаева,
редакторы
Любовь Кучмиёва,
ответственный секретарь
Мария Седенкова,
художественное оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический директор
Елена Дуденко,
корректор
Людмила Балашова,
вёрстка
Валерий Ганичев, председатель Союза писателей РФ, заместитель главы
Всемирного русского Собора, член Общественной палаты
при Президенте РФ, доктор исторических наук, профессор
Татьяна Горностаева, начальник Управления общего среднего образова
ния Департамента образования и науки Краснодарского края
Иегумен Георгий (Шестун), заведующий межвузовской кафедрой
православной педагогики Самарской Православной духовной
семинарии, доктор педагогических наук, профессор
Иеромонах Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образова
тельных программ и государственнопрофессиональных
отношений при учебном комитете Священного Синода,
кандидат педагогических наук, доцент
Владимир Колесов, заведующий кафедрой русского языка Санкт
Петербургского государственного Университета,
доктор филологических наук, профессор
Владимир Крупин, секретарь Союза писателей России, профессор
Московской духовной академии
Геннадий Ловецкий, заместитель министра образования, культуры и спорта
Калужской области, доктор философских наук, профессор
Никандр Мальцев, заведующий отделом скульптуры государственного
Русского музея, искусствовед, член Союза художников РФ,
член президиума Фонда культуры
Адрес:
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 9315537, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
Валентин Распутин, сопредседатель Союза писателей России,
лауреат Государственной премии СССР
Валерий Семёнов, директор Научного института комплексных
социальных исследований, доктор психологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
Галина Суворова, руководитель Центра малочисленной школы научно
исследовательского Института содержания и методов обучения РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Татьяна Тучкова, доцент кафедры немецкого языка Липецкого
педагогического университета, кандидат педагогических наук
Владислав Чернушенко,заведующий кафедрой хорового дирижирования,
профессор СанктПетербургской государственной Консерватории
им. Н.А. РимскогоКорсакова, художественный руководитель
Академической капеллы им.М.И.Глинки, народный артист СССР
Стр.1
º ªºª Œ.qxd 27.05.2010 23:29 Page 3
СЛОВО ГЛАВНОГО
РЕДАКТОРА
Учителями славится
Россия
Иван
ГОНЧАРОВ,
директор
Центра
национального
образования
РГПУ им.
À.È. Ãåðöåíà,
профессор
кафедры
ЮНЕСКО «Теория
образования в
поликультурном
обществе»,
поч¸тный
профессор РГПУ
им А.И. Герцена
ние. В учителе — сохранение и про
должение народа и страны. Осново
положна роль учителя в создании
благоустроенного общества: он иско
реняет пороки людей, пробуждает
и открывает потенциальные силы,
возбуждает созидательную энергию,
создаёт славу нации. Народ портится
изза отсутствия учителя, учитель ис
правляет его, помогает ему возрас
тать.
В
На наших глазах на смену старой эпо
хи приходит новая. Важно, чтобы она
была более совершенной, удобной
для творческого труда и жизни в це
лом. Более разумная эпоха, чем ушед
шая и уходящая, не рождается, как
Минерва из головы Юпитера. Она —
учителе — спасение нации и го
сударства: если они низко опус
тились, им грозит исчезнове
дитя улучшающегося человека, фор
мируемого Учителем. Каким призван
быть Учитель?
Ответ на этот вопрос надо искать
у воспитуемых и государства, учё
ных и образованной части общества.
Образ идеального педагога начер
тан А.И. Герценом, И.С. Тургеневым
и другими.
С 1957 года прошлого столетия уче
никам предлагается письменная ра
бота «Уроки, которых я всегда жду».
Тема сформулирована корректно: ес
ли уроков того или иного учителя не
ждут, то он может утешить себя тем,
что и его уроков ждут, только не все
гда. И ещё одна работа — «Мой учи
тель». И что же?
Ученики ждут не справедливости,
а милосердия. На первое место они
3
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА 1’2010
Стр.3