к. филос. н.,
доцент Морщихина Лариса Александровна,
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова <...> г. Архангельск, Россия
Аннотация: в статье проанализировано неоконченное произведение одного из лидеров Великой
Французской революции Луи-Антуана Сен-Жюста (1767-1974) «Фрагменты республиканских
установлений». <...> Сен-Жюста
В философско-социологической литературе понятие утопии употребляется в самых
различных смыслах, с разными эмоциональными и смысловыми значениями. <...> Термин
“утопия” ведет свое происхождение от названия вымышленного острова в знаменитой
книге Томаса Мора. <...> Термин происходит от греческого “у”, что означает “нет” и “топос” “место”, стало быть “место, которого нет”. <...> Другое истолкование этого термина производят от греческих слов “ев” современный, лучший и “топос”, т.е. совершенное место, страна совершенства. <...> Оба
истолкования этого слова широко представлены в утопической литературе: “Вести
ниоткуда” У. <...> Морриса, “Эриуон” – написанное в обратном порядке английское слово
“Nowhеrе” (нигде) С. <...> В современной литературе существуют и другие модификации термина “утопия”,
производные от его первоначального корня. <...> Это “антиутопия” – плохое место, “дистопия”
- “идеально несовершенное общественное устройство”, “полиутопия” – идеальный мир,
состоящий из нескольких одинаково жизнеспособных обществ, “практопия” –
претендующий на практическую реализацию проект – идеал широкого социального
звучания. <...> Влияние утопий на человеческую историю трудно переоценить. <...> В мире утопии живут по своим законам и принципам. <...> Завладевая воображением крупных
государственных деятелей и рядовых граждан, проникая в программные документы
политических партий и организаций, в массовое и теоретическое сознание, переливаясь в
лозунги народных движений, утопические идеи становятся неотъемлемой частью
культурно-политической жизни общества. <...> Способность к самостоятельному суждению <...>
Утопия_здравого_смысла._“Фрагменты_республиканских_установлений”_(“Lеs_Institutions_rеpublicainеs.Fragmеnts”)_А._Сен-Жюста.pdf
к. филос. н.,
доцент Морщихина Лариса Александровна,
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
г. Архангельск, Россия
Аннотация: в статье проанализировано неоконченное произведение одного из лидеров Великой
Французской революции Луи-Антуана Сен-Жюста (1767-1974) «Фрагменты республиканских
установлений».
Утопия здравого смысла.
“Фрагменты республиканских установлений”
(“Lеs Institutions rеpublicainеs.Fragmеnts”)
А. Сен-Жюста1
В философско-социологической литературе понятие утопии употребляется в самых
различных смыслах, с разными эмоциональными и смысловыми значениями. Термин
“утопия” ведет свое происхождение от названия вымышленного острова в знаменитой
книге Томаса Мора. Термин происходит от греческого “у”, что означает “нет” и “топос” -
“место”, стало быть “место, которого нет”.
Другое истолкование этого термина производят от греческих слов “ев” -
современный, лучший и “топос”, т.е. совершенное место, страна совершенства. Оба
истолкования этого слова широко представлены в утопической литературе: “Вести
ниоткуда” У. Морриса, “Эриуон” – написанное в обратном порядке английское слово
“Nowhеrе” (нигде) С. Ботлера или же “Город Солнца”, “Лучший из миров” и т. д.
В современной литературе существуют и другие модификации термина “утопия”,
производные от его первоначального корня. Это “антиутопия” – плохое место, “дистопия”
- “идеально несовершенное общественное устройство”, “полиутопия” – идеальный мир,
состоящий из нескольких одинаково жизнеспособных обществ, “практопия” –
претендующий на практическую реализацию проект – идеал широкого социального
звучания.
Влияние утопий на человеческую историю трудно переоценить. По силе
воздействия на людей, по своим мобилизационным возможностям, все социальные теории
меркнут рядом с утопией. В мире утопии живут по своим законам и принципам. Но все
они оказывают влияние на нашу жизнь. Завладевая воображением крупных
государственных деятелей и рядовых граждан, проникая в программные документы
политических партий и организаций, в массовое и теоретическое сознание, переливаясь в
лозунги народных движений, утопические идеи становятся неотъемлемой частью
культурно-политической жизни общества.
Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения.
Способность к самостоятельному суждению в это время становится важной
характеристикой личности, рождающейся внутри гражданского общества, что отличат ее
от члена прежней, феодально-иерархической структуры, ориентированной на
несамостоятельное, авторитарное мышление. Будучи спроецировано на сферу частной
повседневной жизни, способность суждения оборачивается здравым смыслом.
Французские просветители культивировали здравый смысл – умение индивида
1 © Морщихина Л.А., 2002.
Морщихина Л.А. Утопия здравого смысла: «Les Institutions républiçaines. Fragments» А.Сен-Жюста // Опыты
историко-антропологических исследований: Сборник научных работ студентов и аспирантов /
Международный научный центр сопоставительных историко-антропологических исследований. – М.: ЭКОН,
2002.
Стр.1