На правах рукописи
Доржиева Валентина Дагбасвна
СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2004
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Гармацырен Цыденович Молонов
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Сергей Дашинимаевич Намсараев
кандидат педагогических наук
Александра Павловна Оттенс
Ведущая организация:
Бурятский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Защита состоится 13 мая 2004 г. в 11 часов на заседании диссертаци
онного совета Д-212.022.02 по защите диссертаций на соискание ученой
степени доктора педагогических наук при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г.Улан-Удэ, ул. <...> Факс:(3012)21-05-88
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского госу
дарственного университета по адресу: г.Улан-Удэ, ул. <...> Смещение ценностей человека, социальные проблемы и представле
ния о неисчерпаемых природных богатствах России вызвали безответст
венное и потребительское отношение к природе. <...> На рубеже XX-XXI вв.
на фоне нарастания технических достижений констатируется стреми
тельное ухудшение экологического состояния окружающей среды, от
рицательное воздействие которого чувствуют практически все жители
планеты. <...> В этой связи
экологическое образование способно выступать основой для развития
духовной личности. <...> Активно
исследуются вопросы формирования экологического сознания (С.Д.Дерябо, В.И.Панов, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон, В.А.Ясвин и др.) <...> Возможности филологических предметов оказывать суще
ственное влияние на состояние духовного мира позволяют рассматри
вать их важным фактором развития экологического мышления и нрав
ственно-экологической <...>
Содержание_филологических_дисциплин_как_фактор_формирования_экологической_культуры_учащихся_основной_школы..pdf
На правах рукописи
Доржиева Валентина Дагбасвна
СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2004
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Гармацырен Цыденович Молонов
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Сергей Дашинимаевич Намсараев
кандидат педагогических наук
Александра Павловна Оттенс
Ведущая организация:
Бурятский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Защита состоится 13 мая 2004 г. в 11 часов на заседании диссертационного
совета Д-212.022.02 по защите диссертаций на соискание ученой
степени доктора педагогических наук при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Факс:(3012)21-05-88
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного
университета по адресу: г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Автореферат диссертации разослан « 3 » апреля 2004 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
И.Г.Моргунова
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Культура взаимоотношений человека с природой
выступает одним из необходимых условий выживания и дальнейшего
развития человечества. Действенность любых мер, принимаемых по
защите природы, определяется в конечном итоге поведением людей. Отношение
человека к природе характеризует состояние его внутреннего
мира. Сложность и драматизм современных взаимоотношений человека
с природой, возникшие негативные изменения в окружающей среде
свидетельствуют о серьезном духовно-нравственном кризисе в обществе.
Смещение ценностей человека, социальные проблемы и представления
о неисчерпаемых природных богатствах России вызвали безответственное
и потребительское отношение к природе. На рубеже XX-XXI вв.
на фоне нарастания технических достижений констатируется стремительное
ухудшение экологического состояния окружающей среды, отрицательное
воздействие которого чувствуют практически все жители
планеты. Разрушить стереотипы безответственного отношения к природе
невозможно запретительными мерами. Перспективы будущего связываются
с экологической культурой как важнейшим условием благополучного
развития цивилизации. В обществе все острее ощущается потребность
в экологически ориентированном образовании, в фокусе внимания
которого будет воспитание молодого поколения, обладающего
культурой взаимоотношений с окружающим миром.
С психолого-педагогической точки зрения в процессе становления
личности подростковый и ранний юношеский возрасты являются ответственным
периодом для формирования мировоззрения, нравственности,
личностных ценностей, отношения к окружающему миру. В этой связи
экологическое образование способно выступать основой для развития
духовной личности.
В педагогической науке накоплен ценный опыт исследований проблемы
развития человека в гармонии с природой. Отдельные его аспекты
разрабатывались в истории педагогики Я.А.Коменским, Ж.-Ж.Руссо,
И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, рассматривались в трудах К.Д.Ушинского,
В.А.Сухомлинского. В современных исследованиях в области
экологического образования концептуальные положения его совершенствования
изложены А.М.Галеевой, Н.С.Дежниковой, А.Н.Захлебным,
И.Д.Зверевым, Б.Г.Иоганзен, Б.Т.Лихачевым, Л.П.Салеевой, И.Т.Суравегиной
и др. Вопросы организации экологического образования на уроках
естественнонаучного цикла освещйу ьгт*",грудах--В^ДХаду ш и на, В.М.Кон
Стр.3