Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология: курс лекций (770,00 руб.)

0   0
Первый авторШафранов-Куцев Г. Ф.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц373
ID178127
АннотацияОсвещаются становление, развитие и современное состояние социологии. Излагаются социальные теории среднего уровня, основные методологические и методические подходы к организации социологических исследований. В отличие от аналогичных учебных изданий приводятся обширные сведения, характеризующие социальные процессы в современной России, акцентируется внимание на практических вопросах, которые важны для профессиональной деятельности будущих специалистов. Каждая лекция включает список рекомендуемой литературы, контрольные вопросы, темы рефератов. Даются тесты для контроля усвоения учебного материала.
Кем рекомендованоСоветом отделения социологии и социальной антропологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ISBN978-5-98704-600-5
УДК316(075.8)
ББКС5я73
Шафранов-Куцев, Г.Ф. Социология: курс лекций : учеб. пособие / Г.Ф. Шафранов-Куцев .— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Логос, 2012 .— 373 с. — (Новая университетская библиотека) .— (+ CD-ROM с мультимедиа сопровождением) .— ISBN 978-5-98704-600-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/178127 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.Ф. Шафранов-Куцев СОЦИОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ Рекомендовано Советом отделения социологии и социальной антропологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений 3-е издание, переработанное и дополненное Москва Логос 2012 УДК 316(075.8) ББК С5я73 Ш30 Серия основана в 2003 году Рецензенты <...> Излагаются социальные теории среднего уровня, основные методологические и методические подходы к организации социологических исследований. <...> Глобалистика и социальная экология: становление и развитие . <...> В лекциях излагаются в основном социологические теории среднего уровня о различных сферах социальной жизни современного общества. <...> С учетом будущей специфики профессиональной деятельности студентов рассматриваются социологические проблемы труда и распределительных отношений в общественных организациях различных типов, дается социологический анализ процессов формирования и развития социальных конфликтов, девиантного поведения людей. <...> В отдельной лекции исследуются глобальные экологические проблемы, процесс формирования такой отрасли социологической науки, как социальная экология. <...> Практически в каждой лекции курса дается представление о теоретических подходах к изучаемой проблеме зарубежных авторов, в особенности таких патриархов современной западной социологии, как Нейл Смелзер, Энтони Гидденс, Петр Штомпка, Питирим Сорокин и другие. <...> Необходимо учитывать и то обстоятельство, что встраивание рынка в общество, которое в течение десятилетий обходилось без него, — опыт по-своему уникальный, не имеющий прецедента в истории цивилизации. <...> Авторская манера изложения предполагает иной подход: о самых непонятных и сложных явлениях социологической науки говорить предельно простым языком. <...> Гидденса о том, что «социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное <...>
Социология_курс_лекций_с_мультимедиа_сопровождением__учеб._пособие_.pdf
Г.Ф. Шафранов-Куцев СОЦИОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ Рекомендовано Советом отделения социологии и социальной антропологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений 3-е издание, переработанное и дополненное Москва Логос 2012
Стр.3
УДК 316(075.8) ББК С5я73 Ш30 Серия основана в 2003 году Р ецензенты З.Т. Голенкова, доктор социологических наук, профессор В.Г. Новиков, доктор социологических наук, профессор Ш30 Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: учеб. пособие / Г.Ф. ШафрановКуцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2012. – 368 с. – (Новая университетская библиотека). ISBN 978-5-98704-600-5 Освещаются становление, развитие и современное состояние социологии. Излагаются социальные теории среднего уровня, основные методологические и методические подходы к организации социологических исследований. В отличие от аналогичных учебных изданий приводятся обширные сведения, характеризующие социальные процессы в современной России, акцентируется внимание на практических вопросах, которые важны для профессиональной деятельности будущих специалистов. Каждая лекция включает список рекомендуемой литературы, контрольные вопросы, темы рефератов. Даются тесты для контроля усвоения учебного материала. Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей. УДК 316(075.8) ББК С5я73 ISBN 978-5-98704-600-5 © Шафранов-Куцев Г.Ф., 2008, 2011 © Логос, 2008, 2011, 2012
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Лекция 1. Социология: предмет, функции и законы . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Лекция 2. Становление социологии как науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Лекция 3. Основные понятия социологии труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Лекция 4. Социальные проблемы распределительных отношений . . . . 66 Лекция 5. Основы социального структурирования общества. . . . . . . . . 85 Лекция 6. Социологический анализ социального конфликта . . . . . . . 109 Лекция 7. Социально-территориальная организация общества. . . . . . 125 Лекция 8. Национальный вопрос в современном мире . . . . . . . . . . . . . 139 Лекция 9. Социология политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Лекция 10. Категория «культура» в социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Лекция 11. Социология семейно-брачных отношений . . . . . . . . . . . . . 198 Лекция 12. Социологические проблемы образования . . . . . . . . . . . . . . 220 Лекция 13. Социологические характеристики современной науки. . . 240 Лекция 14. Социология девиантного поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Лекция 15. Глобалистика и социальная экология: становление и развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 Лекция 16. Методология и организация социологических исследований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 Тесты для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331 Использованная литература и примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 Ответы к тестам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый лекционный курс по социологии позволяет в сжатом виде получить представление о зарождении, истории развития и современном состоянии социологической науки. В лекциях излагаются в основном социологические теории среднего уровня о различных сферах социальной жизни современного общества. Даны основные представления о типах и рабочих процедурах организации социологических исследований. Настоящий курс лекций отличается тем, что в нем представлены некоторые темы, которые практически не встречаются в учебниках и пособиях других отечественных авторов. С учетом будущей специфики профессиональной деятельности студентов рассматриваются социологические проблемы труда и распределительных отношений в общественных организациях различных типов, дается социологический анализ процессов формирования и развития социальных конфликтов, девиантного поведения людей. В курс включены лекции, посвященные социологии современного образования, науки и научной деятельности. В отдельной лекции исследуются глобальные экологические проблемы, процесс формирования такой отрасли социологической науки, как социальная экология. Каждая лекция заканчивается перечнем контрольных вопросов, списком рекомендуемой литературы. Студентам предложены темы рефератов, тесты, позволяющие самостоятельно проверить свои знания. Практически в каждой лекции курса дается представление о теоретических подходах к изучаемой проблеме зарубежных авторов, в особенности таких патриархов современной западной социологии, как Нейл Смелзер, Энтони Гидденс, Петр Штомпка, Питирим Сорокин и другие. В курсе лекций содержится большой фактический материал по социальным проблемам современного российского общества. Разумеется, такие сведения достаточно быстро устаревают, а переиздавать их оперативно не представляется возможным. В связи с этим курс лекций выставлен на сай
Стр.6
Предисловие 7 те Тюменского госуниверситета (www.utmn.ru), где обновление учебного материала происходит практически ежегодно. Рассматривая важнейшие проблемы общественного развития, автор анализирует не только современный российский, но и советский опыт. Одни и те же социологические закономерности, скажем в сфере труда, распределительных отношений, проявляются по-разному в планово-регулируемом обществе и в обществе с рыночной экономикой. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что встраивание рынка в общество, которое в течение десятилетий обходилось без него, — опыт по-своему уникальный, не имеющий прецедента в истории цивилизации. Лекционный курс рассчитан на студентов всех форм обучения, но в первую очередь он необходим тем, кто получает образование по заочной, дистанционной форме, кто занимается по сокращенным программам. Специфика современной российской высшей школы состоит в широкой профессиональной переподготовке, предоставлении возможности получить второе высшее образование по специальностям юридического, экономического, управленческого, экологического и других направлений. Многие студенты, получающие второе высшее образование, раньше не изучали социологию по той простой причине, что такого курса не было в программах высшего профессионального образования. Автор учитывал, что такие студенты имеют большой жизненный опыт, многолетний стаж работы и учебник для них должен быть несколько иной, с другой системой аргументации. Ведь если студент, поступивший в вуз со школьной скамьи, изучая социологию, как бы проектирует свою будущую жизнь, профессиональную деятельность, воспринимая многие положения как идеальные общественные конструкции, то сложившийся человек опирается на свой личный опыт в самых различных сферах общественной жизни и по-другому воспринимает социологические теории. Среди ученых бытует шутка: наука — это когда о понятных вещах, явлениях говорят и пишут непонятным языком. Авторская манера изложения предполагает иной подход: о самых непонятных и сложных явлениях социологической науки говорить предельно простым языком. Даже книжный вариант лекционного курса в значительной мере содержит конструкции, обороты, образные сравнения, больше характерные для устной речи, т. е., смею надеяться, отличается особой — авторской — манерой изложения материала. Первое издание настоящего лекционного курса по социологии вышло в 2000 г. и практически сразу разошлось по филиалам и представительствам университета, было востребовано другими вузами, переведено на ряд иностранных языков. Появилась необходимость в дополнительном тираже. В 2004 г. вышло в свет второе, переработанное автором издание «Социологии», поскольку просто продублировать ранее вышедший курс лекций вряд ли было бы целесообразно. Темпы общественного развития
Стр.7
8 Предисловие на рубеже веков отличаются необычайной стремительностью, тем более в российском обществе, находящемся в процессе глубокого политического и экономического реформирования. Все это обостряет известные социальные проблемы и порождает много принципиально новых, требующих своего социологического анализа. В третьем тысячелетии продолжается развитие социологической науки, интенсивно накапливается новое научное знание. В связи с этим автор, разделяя позицию Э. Гидденса о том, что «социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук»*, предлагает для третьего издания переработанный и дополненный вариант курса лекций по социологии. * Гидденс Э. Социология. М., 2004. С. 18.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ