Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Леонид Исаакович Мандельштам: исследование, преподавание и остальная жизнь (770,00 руб.)

0   0
Первый авторПеченкин А. А.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц336
ID178094
АннотацияПредставлена научная биография крупного отечественного физика Леонида Исааковича Мандельштама. Выпускник Страсбургского университета, он начал свою научно-преподавательскую карьеру в Германии и работал затем в основных научно-исследовательских учреждениях Советского Союза - Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова и Физическом институте Академии наук. С именем Л.И.Мандельштама связаны становление отечественной радиотехники, развитие оптики в СССР, а также восприятие и развитие теории относительности и квантовой механики. В книге рассматриваются некоторые организационные формы научной жизни в области германской физики начала XX века и влияние немецкой научной культуры на российскую. Жизненный путь Л.И.Мандельштама оказался связанным с рядом крупнейших деятелей отечественной науки и техники - С.И.Вавиловым, И.Е.Таммом, В.И.Вернадским и др., его аспирантами были знаменитые физики и организаторы отечественной науки. В контексте идей Мандельштама освещены философские вопросы - об истине и заблуждении в истории науки, о научной школе и авторитете, о влиянии технической мысли на научное творчество.
Кому рекомендованоДля ученых-физиков, науковедов, историков науки. Представляет интерес для организаторов научных исследований и инноваций.
ISBN978-5-98704-519-0
УДК530.1
ББК72.3
Печенкин, А.А. Леонид Исаакович Мандельштам: исследование, преподавание и остальная жизнь : [монография] / А.А. Печенкин .— Москва : Логос, 2011 .— 336 с. — Библиогр.: с. 315-332 .— ISBN 978-5-98704-519-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/178094 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Каким образом термин «операцИонаАИзМ» бЫА применен к Мировоззрению ]\. <...> Интерпретация квантовой механики А.И. МандедьЩтамом в контексте дискуссий 19З0—1940-х гг. <...> ФИАОСОфСКаЯ борьба при интерпретации квантовой Механики в советской физике (1930-е гг. <...> Это значит подучать фундаментадьные знания на декциях, читаемых создатедем научной шкоды иди его учениками (а также иногда — учениками учеников], принимать участие в работе проводимых ими семинаров, начинать свои иссдедования при их творческом участии и заботе. <...> Это также значит воспринимать мировоззрение научной шкоды о представдение о сути физики и ее структуре, которое скдадывается в научной шкоде. <...> Он быА абсоАютно бАагожеАатеАен И сАедиА ТОАЬКО за интеААектуадьным уровнем работ. <...> Историко-научные исследования не могут охватить все развитие науки, В противном случае история науки как научная дисциплина бы_ла бы соизмерима со Всей наукой или да›ке объемней ее, Ведь охватить всю науку — значит не только рассказать о всех событиях, имевших Место в прошлом, но и обсудить эти события, погрузить их в научный дискурс, Если бы история науки ставила бы себе целью воспроизвести все развитие науки, во всех его подробностях и деталях, она должна была бы обладать ресурсами большими, чем ресурсы любой научной области, На одного ученого пришлось бы несколько историков науки, которые изучали его предшественников, генезис тех идей, которые составили его образование, предысторию и историю тех организаций, где он работал, Стало быть, история науки работает избирательно, Она включает не все события, не всехлюдей науки, не все эксперименты, не все теории, Чем ›ке для истории науки примечателен герой настоящей кшипи — Аеонид Исаакович Мандельштам (1879 — 1944) 2 А,И, Мандельштам, безусловно, крупный физик, причем не только в Отечестве своем, — имя его широко известно и в мировой науке1, Однако мо›кно указать по меньшей мере еще несколько причин, по которым биография А <...>
Леонид_Исаакович_Мандельштам_исследование,_преподавание_и_остальная_жизнь_.pdf
3 А.А. Печёнкин Леонид Исаакович МАНДЕЛЬШТАМ исследование, преподавание и остальная жизнь Москва • Логос • 2011
Стр.3
4 УДК 530.1 ББК 72.3 П23 Научный редактор В.П. Визгин, доктор физикоматематических наук Рецензенты Б.М. Болотовский, доктор физикоматематических наук, профессор А.В. Андреев, кандидат физикоматематических наук Печёнкин А.А. П23 Леонид Исаакович Мандельштам: исследование, преподава ние и остальная жизнь /А.А. Печёнкин: монография. – М.: Ло гос, 2011. – 336 с. ISBN 9785987045190 Представлена научная биография крупного отечественного физика Леонида Исааковича Мандельштама. Выпускник Страсбургского университета, он начал свою научно-преподавательскую карьеру в Германии и работал затем в основных научно-исследовательских учреждениях Советского Союза – Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Физическом институте Академии наук. С именем Л.И. Мандельштама связаны становление отечественной радиотехники, развитие оптики в СССР, а также восприятие и развитие теории относительности и квантовой механики. В книге рассматриваются некоторые организационные формы научной жизни в области германской физики начала ХХ века и влияние немецкой научной культуры на российскую. Жизненный путь Л.И. Мандельштама оказался связанным с рядом крупнейших деятелей отечественной науки и техники – Ñ.È. Вавиловым, È.Å. Òàììîì, Â.È. Вернадским и äð., его аспирантами были знаменитые физики и организаторы отечественной науки. В контексте идей Мандельштама освещены философские вопросы – об истине и заблуждении в истории науки, о научной школе и авторитете, о влиянии технической мысли на научное творчество. Для ученых-физиков, науковедов, историков науки. Представляет интерес для организаторов научных исследований и инноваций. УДК 530.1 ББК 72.3 ISBN 9785987045190 © Печёнкин А.А., 2011 © Велихов Е.П., предисловие, 2011 © Логос, 2011
Стр.4
5 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Е.П. Велихова ...................................................................... 9 Введение ..................................................................................................... 11 Кем был Л.И. Мандельштам для науки? ...................................... 11 Что написано о Л.И. Мандельштаме? .......................................... 14 Об акцентах и белых пятнах .......................................................... 16 Источники .......................................................................................... 18 План книги ......................................................................................... 21 Благодарности ................................................................................... 22 Глава 1. Молодость и страсбургские годы......................................... 23 1.1. Юные годы ................................................................................. 23 1.2. В Страсбургском университете ............................................. 25 1.3. Страсбургский университет ................................................... 31 1.4. Фердинанд Браун ...................................................................... 34 1.5. Философские взгляды Ф. Брауна .......................................... 43 1.6. Рихард фон Мизес .................................................................... 52 Глава 2. Страсбургский период: радиотехника ............................... 57 2.1. Радиотехника в Страсбургском университете ................... 57 2.2. Дипломная работа Л.И. Мандельштама............................... 59 2.3. Эксперименты со слабой связью.......................................... 62 2.4. Энергетическая схема Ф. Брауна .......................................... 64 2.5. К теории передатчика Ф. Брауна........................................... 69 2.6. Сдвинутые по фазе колебания .............................................. 73 2.7. Радиобизнес ............................................................................... 76 2.8. Л.И. Мандельштам полемизирует с Дж.А. Флемингом..... 81 2.9. Индукционный динамометр Л.И. Мандельштама и Н.Д. Папалекси....................................................................... 85 Глава 3. Страсбургский период: оптика ............................................. 89 3.1. Л.И. Мандельштам и оптика: историография .................... 89 3.2. «Об оптически однородных и мутных средах». Критика лорда Рэлея ................................................................ 91 3.3. Критика теории дисперсии М. Планка ................................ 96 3.4. Ответ М.Планка. Полемика.................................................. 100 3.5. Взгляд из России времен демократии ................................ 105 3.6. А есть ли в истории науки истина?..................................... 107
Стр.5
6 Оглавление 3.7. «О шероховатости свободной поверхности жидкости» 109 3.8. «Излучение источника света, находящегося очень близко от границы раздела двух прозрачных сред»........ 111 3.9. Радиотехнический генезис оптики Л.И. Мандельштама ... 114 Глава 4. Годы странствий (1914–1925) .............................................. 117 4.1. Петроград. Абсолютный метод градуировки волномеров .............................................................................. 117 4.2. Тифлис (сейчас – Тбилиси)................................................. 120 4.3. Одесса ....................................................................................... 121 4.4. Центральная радиолаборатория ......................................... 124 4.5. Что мы узнаем о жизни Л.И. Мандельштама из его писем и писем его жены Р. фон Мизесу? .......................... 127 4.6. Л.И. Мандельштам и И.Е. Тамм ........................................... 134 Глава 5. Московский государственный университет (1925–1935)... 137 5.1. Приглашение ........................................................................... 137 5.2. В университете ........................................................................ 140 5.3. Характеристика основных профессорских групп .......... 145 5.4. Борис Михайлович Гессен.................................................... 147 5.5. Мандельштам как преподаватель ....................................... 154 5.6. Обучение как этический принцип ...................................... 157 5.7. Дорогой друг, дорогой Миз! Снова о письмах Мандельштама и его супруги Р. фон Мизесу ................... 160 5.8. Книга «производит впечатление радостное и успокаивающее».................................................................. 167 Глава 6. Оптические исследования, выполненные в Одессе и Москве ................................................................................................... 171 6.1. Эффект Бриллюэна–Мандельштама ............................... 171 6.2. Комбинационное рассеяние света ..................................... 174 6.3. Индийская версия открытия комбинационного рассеяния света....................................................................... 181 Глава 7. Школа Мандельштама. Первые результаты.................... 186 7.1. Замечания о научной школе................................................. 186 7.2. Исследования по оптике. Л.И. Мандельштам, Г.С. Ландсберг и М.А. Леонтович (1925–1929) ................ 192 7.3. Статья Л.И. Мандельштама и М.А. Леонтовича по квантовой механике (1928).............................................. 193 7.4. Андронов–Леонтович и Мандельштам–Андронов– Леонтович ................................................................................. 198 7.5. Параметрические машины ................................................... 201
Стр.6
Оглавление 7 Глава 8. Школа Мандельштама. Теория колебаний...................... 204 8.1. Л.И. Мандельштам и теория нелинейных колебаний ..... 204 8.2. Главная статья А.А. Андронова ............................................ 209 8.3. Андронов–Витт. Задача о мультивибраторе ................... 216 8.4. «Захватывание» и «затягивание». Ван дер Поль, А.А. Андронов и А.А. Витт...................................................... 220 8.5. Метод малого параметра ...................................................... 222 8.6. Л.И. Мандельштам и Н.Д. Папалекси. Резонанс nго рода .................................................................. 225 8.7. «Два мира» Л.И. Мандельштама.......................................... 231 8.8. Первая Всесоюзная ................................................................ 234 8.9. Снова о школе Мандельштама............................................ 237 Глава 9. Московский государственный университет и Академия наук ..................................................................................... 239 9.1. Физический институт АН СССР .......................................... 239 9.2. Школа Мандельштама, НИИ физики и ФИАН................ 243 9.3. Радиоинтерферометрия ........................................................ 245 9.4. Альперт, Мигулин, Рязин ....................................................... 251 Глава 10. Боровое и последний год в Москве.................................. 254 10.1. Боровое .................................................................................... 254 10.2. Владимир Иванович Вернадский........................................ 256 10.3. Выборы в Академию наук.................................................... 259 10.4. Последний год в Москве ...................................................... 261 Глава 11. Операционализм Л.И. Мандельштама ............................ 264 11.1. Каким образом термин «операционализм» был применен к мировоззрению Л.И. Мандельштама? ........ 264 11.2. Как Мандельштам формулирует операционализм?...... 266 11.3. Операционализм в классической физике........................ 271 11.4. Сопоставление операционализма Л.И. Мандельштама с операционализмом П. Бриджмена.................................. 275 11.5. Философская традиция, лежащая за операционализ мом Мандельштама............................................................... 279 11.6. Целесообразная идеализация ............................................. 282 11.7. Целесообразная идеализация как позитивная эвристика ................................................................................ 286 Глава 12. Интерпретация квантовой механики Л.И. Мандель штамом в контексте дискуссий 1930–1940х гг.............................. 291 12.1. Л.И. Мандельштам и квантовая механика ....................... 291
Стр.7
8 Оглавление 12.2. Противоречия в интерпретации концепции Л.И. Мандельштама............................................................... 294 12.3. Определение ансамблевой интерпретации ..................... 295 12.4. «Реальные» ансамбли и идеальные гиббсовские ансамбли .................................................................................. 298 12.5. Интерпретация соотношений неопределенностей........ 301 12.6. Философская борьба при интерпретации квантовой механики в советской физике (1930е гг.) ........................ 305 12.7. Предпосылки ансамблевой интерпретации квантовой механики у Л.И. Мандельштама......................................... 307 Заключение.............................................................................................. 311 Литература ............................................................................................... 315 Архивные источники ............................................................................ 333 Аннотация на английском языке ....................................................... 334
Стр.8
9 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая вниманию читателя книга заставляет задуматься о научных школах, с которыми связано формирование отечественной фи зики. Школа Л.И. Мандельштама – одна из стержневых в отечественной довоенной физике. Вместе с нею должны быть упомянуты школы: А.Ф. Иоффе, сложившаяся в Ленинградском (сейчас СанктПетербур гском) физикотехническом институте; С.И. Вавилова, образовавша яся в Физическом институте Академии наук; П.Л. Капицы в Институ те физических проблем Академии наук; Д.С. Рождественского в Государственном оптическом институте. Влияние этих школ прости рается и на послевоенную физику. Оно ощущается и в наши дни. Что значит быть представителем научной школы? Это значит по лучать фундаментальные знания на лекциях, читаемых создателем на учной школы или его учениками (а также иногда – учениками учени ков), принимать участие в работе проводимых ими семинаров, начинать свои исследования при их творческом участии и заботе. Это также значит воспринимать мировоззрение научной школы – то представление о сути физики и ее структуре, которое складывает ся в научной школе. Немаловажное значение имеет и культивирую щийся в ней стиль научного общения. Начало моей научной работы связано с теоретическим сектором, со зданным в Курчатовском институте для проведения исследований по проблеме термоядерного синтеза и возглавляемым учеником Л.И. Ман дельштама Михаилом Александровичем Леонтовичем. В соавторстве с М.А. Леонтовичем Л.И. Мандельштам опубликовал знаменитую статью «К теории уравнения Шрёдингера» – одну из первых отечественных статей по «новой» квантовой механике, в которой разрабатывался воп рос о прохождении частицы через потенциальный барьер. Л.И. Мандель штамом и М.А. Леонтовичем были также опубликованы статьи по опти ке и акустике, а вместе с еще одним учеником Л.И. Мандельштама, Александром Александровичем Андроновым, была написана физико математическая статья «К теории адиабатических инвариантов». Обстановка в секторе, возглавляемом М.А. Леонтовичем, с точки зрения свободы мышления – и научного, и политического – ничем не отличалась от сегодняшней: она была откровенной, свободной и удивительно благожелательной. Эту атмосферу создавал Михаил Александрович, проявлявший необычайную терпимость к разносторон ним интересам своих учеников. Меня, например, со студенческих вре
Стр.9
10 Предисловие мен увлекала магнитная гидродинамика. И это нисколько не смуща ло его. Он был абсолютно благожелателен и следил только за интел лектуальным уровнем работ. М.А. Леонтович много отдавал ученикам, отказываясь от личного. Подчас те не замечали этой щедрости, да и он воспринимал это как дол жное, что сильно отличало его от других, подчеркивающих свое. Отлича ло его также отсутствие всякой формальности в общении. Леонтович, однако, никогда «не пропускал удар». Обычно деликат ный, кажущийся мягким, он мог мгновенно превратиться в жесткого, непримиримого противника. Остро реагировал он и на политические события, происходившие в стране, на всякого рода несправедливости, особенно если они носили антинаучный характер. Ученики Михаила Александровича, среди которых много членовкор респондентов и академиков, представляют самые различные области знания. Это типично для школы Л.И. Мандельштама: широта научных интересов при высокой научной требовательности. Типичны также на учная щедрость и органичное соединение научного образования и науч ного исследования. В книге А.А. Печёнкина рассматриваются вопросы, которым у нас не уделялось много внимания. Это влияние немецкой научной куль туры на российскую, а затем советскую физику, творческое сотруд ничество Л.И. Мандельштама с его учителем Фердинандом Брауном, а также с другими немецкими физиками и радиотехниками, перепис ка Л.И. Мандельштама с австронемецким математиком и филосо фом Рихардом фон Мизесом. Анализируется также научное мировоззрение Л.И. Мандельштама и его ближайших учеников, их взгляд на структуру физики и соотношение фундаментальных и прикладных исследований. А.А. Печёнкин уделя ет внимание острому вопросу взаимодействия университетской и ака демической науки в 1930е гг., а также личной судьбе физиков в исто рический период, отмеченный, с одной стороны, индустриализацией, консолидацией и укреплением науки, а с другой стороны – усилени ем тоталитаризма и террором. В конце книги речь идет о философии квантовой механики, о выдви нутой Л.И. Мандельштамом интерпретации квантовой механики. Автор избегает восторженных слов и громких эпитетов. Упорная повседневная работа Л.И. Мандельштама и людей его круга, исполне ние ими своих обязанностей, своего морального долга – вот то, что находится в центре книги. В то же время книга передает ощущение романтики, сопровождающей научные изыскания тех, кто принадле жал к кругу Л.И. Мандельштама. Академик Е.П. Велихов
Стр.10