Н.И. Лапин
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ИННОВАТИКИ
Рекомендовано
Независимым комитетом по сертификации учебных материалов
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлениям (специальностям) «Менеджмент»,
«Экономика», «Социология», «Государственное и муниципальное управление»
Москва
Логос
2012
Стр.3
УДК 316.45
ББК 60.524.122
Л 24
Серия основана в 2003 году
Рецензенты
В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор
А.И. Пригожин, доктор философских наук, профессор
Лапин Н.И.
Л 24
Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. –
М.: Университетская книга; Логос, 2012. – 328 с. – (Новая университетская
библиотека).
ISBN 978-5-98704-319-0
Освещены научные основы и прикладные аспекты инноватики
как комплексной междисциплинарной области знаний об инновациях,
о возникновении, производстве и распространении практических
новшеств, содержании, условиях и результатах инновационных
процессов. Дан анализ инновационных рисков. Рассмотрены инновационные
социальные структуры и стратегии инновационного поведения
предприятий и организаций. Обобщен отечественный опыт
инноваций. Изложены актуальные вопросы венчурного предпринимательства,
формирования национальной инновационной системы.
В методическом отношении издание опирается на практику преподавания
курса инноватики в Государственном университете – Высшей
школе экономики, где изучение этой дисциплины подтвердило ее жизненность.
Для
студентов высших учебных заведений, получающих образование
по направлениям (специальностям) «Менеджмент», «Экономика»,
«Социология», «Государственное и муниципальное управление». Может
использоваться при подготовке кадров по широкому кругу направлений
и специальностей.
УДК 316.45
ББК 60.524.122
ISBN 978-5-98704-319-0
© Лапин Н.И., 2008
© Университетская книга, 2008, 2012
© Логос, оформление, 2008, 2012
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список сокращений .......................................................................................... 7
Предисловие ..................................................................................................... 9
Раздел I. СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАТИКИ
ГЛАВА 1. У ИСТОКОВ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ........................................................ 13
Два способа развития инноваций ............................................................ 13
Начало исследования нововведений в СССР .......................................... 18
Выводы и предложения прикладного характера ..................................... 25
Включение проблематики инноваций в проект КП НТП
СССР (1986—2005) .................................................................................... 32
Раздел II. ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .........................................................39
Определение и типология инноваций ...................................................... 39
Системная концепция инновационной деятельности ........................... 44
Инновационный процесс и жизненный цикл инновации ...................... 48
Глава 3. Люди в инновациях ........................................................................55
Инновационная личность ......................................................................... 55
Акторы инновации .................................................................................... 58
Автор, директор фирмы, менеджер проекта ............................................ 61
Другие участники проекта ........................................................................ 65
Глава 4. Фирма и инновация .......................................................................70
Проект инновации, ее старт ..................................................................... 71
Среда реализации проекта ........................................................................ 74
Послестартовые стадии инновации ......................................................... 76
Инновационная типология предприятий (фирм) ................................... 80
Глава 5. Исследование и консультирование инноваций .................................84
Инновация как предмет исследования ................................................... 84
Методы исследования инноваций ............................................................ 94
Консультирование инноваций ................................................................101
Раздел III. ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ
Глава 6. Неопределенность и риск в инновациях ........................................107
Понятия риска и неопределенности .......................................................107
Классификации рисков ...........................................................................110
Оценки рисков .........................................................................................113
Сценарное моделирование рисковых ситуаций. ...................................125
Глава 7. Пути снижения инновационных рисков .........................................136
Предварительный анализ результативности нововведения ...................136
Обеспечение безопасности размещения заказа ......................................139
Инфраструктурное обеспечение производства новшества ....................146
Рисканализ и разработка бизнесплана с учетом
поправок на риск ......................................................................................148
Стр.5
6
Оглавление
Оперативное управление реализацией проекта ......................................150
Планирование путей выхода из проекта .................................................153
Раздел IV. ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ, ФИРМ
Глава 8. Инновации на промышленных предприятиях .................................155
Очаговое техническое нововведение на переломе
российской истории (2я пол. 1991 г. – нач. 1992 г.) ..............................155
Инновационные процессы в промышленности на начальном
этапе стабилизации экономики ..............................................................168
Региональные условия инноваций на предприятиях .............................185
Глава 9. Инновационная стратегия — конкурентное преимущество
фирмы .....................................................................................................199
Классическая инновационная стратегия ................................................199
Сбалансированный портфель инновационных проектов ......................202
Инновационный поток как объект стратегического анализа ................205
Маркетинговая стратегия нововведений ...............................................209
Инновационная стратегия и конкурентоспособность
предприятий .............................................................................................210
Глава 10. Способы инновационного развития фирмы ..................................221
Диагностика стадий жизненного цикла фирмы .....................................221
Формирование инновационноуправленческой команды ....................227
Инноватизация целей и миссии фирмы, корпорации ...........................230
Эволюция общественных и корпоративных ценностей .........................235
Разработка кодексов корпоративного поведения ...................................243
Раздел V. ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Глава 11. Венчурное предпринимательство ................................................251
Риски и целенаправленность венчурного
предпринимательства ..............................................................................251
Рост венчурного предпринимательства в странах
Европейского Союза ................................................................................258
Проблемы институционализации венчурного
предпринимательства в России ...............................................................260
Глава 12. От фрагментации инновационной структуры общества
к национальной инновационной системе ................................................269
Институциональные новшества и экономические инновации
в кризисной России .................................................................................271
Фрагментация инновационной структуры
российского общества ..............................................................................274
НИС развитых стран с рыночной экономикой ......................................281
Проблемы становления новой российской НИС ...................................294
Заключение ......................................................................................................311
Программа учебного курса
«Теория и практика инноватики» ....................................................................318
Об авторе .........................................................................................................327
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ
Инновации, или нововведения, являются одним из важнейших
факторов развития современного мира. В нашу динамичную эпоху
структурных измене ний успехи отдельных людей и организаций, целых
народов и обществ в большой мере зависят от их способности создавать,
воспринимать и использовать разного рода нововведения: продуктные
и технологические, социальные и культурные.
Совсем недавно вошли в нашу повседневную жизнь и во многом
ее изменили такие новшества, как Интернет, сотовый телефон, персональный
компьютер, компактдиск, флэшпамять, электронная почта,
банкомат… На наших глазах происходит слияние компьютера и телевидения
в одно мультимедийное устройство, которое принципиально
увеличивает роль Интернета в нашей жизни. Создается интерактивное
телевидение, скоро с телевизором можно будет «поговорить»…
Тяжелейший системный кризис, который переживала Россия с
середины 1980х до конца 1990х годов, отступает, уходит в прошлое.
Сотни, тысячи частных, государственных и смешанных фирм, предприятий,
корпораций входят или вошли в фазу стабилизации, обретают
зрелость. Это благоприятные, но отнюдь не простые фазы. За ними
маячат новые опасности: ранняя бюрократизация и старение новых
деловых организаций.
Чтобы продлить свою молодость и зрелость, в наше время у организаций
(фирм) нет другого способа, кроме постоянного обновления.
А для этого необходимы разработка и реализация стратегии
инновационного развития. Сознаем мы это или нет, но потребность
в инноватике как новой области знаний становится жизненно необходимой
для деловых людей — предпринимателей и менеджеров, для
служащих федеральных и региональных органов управления развитием
экономики. Эта область знаний приобретает в современной России
миссионерский характер.
Стр.9