Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Теория и практика инноватики (770,00 руб.)

0   0
Первый авторЛапин Н. И.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц328
ID178083
АннотацияОсвещены научные основы и прикладные аспекты инноватики как комплексной междисциплинарной области знаний об инновациях, о возникновении, производстве и распространении практических новшеств, содержании, условиях и результатах инновационных процессов. Дан анализ инновационных рисков. Рассмотрены инновационные социальные структуры и стратегии инновационного поведения предприятий и организаций. Обобщен отечественный опыт инноваций. Изложены актуальные вопросы венчурного предпринимательства, формирования национальной инновационной системы. В методическом отношении издание опирается на практику преподавания курса инноватики в Государственном университете - Высшей школе экономики, где изучение этой дисциплины подтвердило ее жизненность.
Кем рекомендованоНезависимым комитетом по сертификации учебных материалов в качестве учебного пособия.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Менеджмент», «Экономика», «Социология», «Государственное и муниципальное управление». Может использоваться при подготовке кадров по широкому кругу направлений и специальностей.
ISBN978-5-98704-319-0
УДК316.45
ББК60.524.122
Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики : учеб. пособие / Н.И. Лапин .— Москва : Логос, 2012 .— 328 с. — (Новая университетская библиотека) .— ISBN 978-5-98704-319-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/178083 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. ISBN 978-5-98704-319-0 Освещены научные основы и прикладные аспекты инноватики как комплексной междисциплинарной области знаний об инновациях, о возникновении, производстве и распространении практических новшеств, содержании, условиях и результатах инновационных процессов. <...> Рассмотрены инновационные социальные структуры и стратегии инновационного поведения предприятий и организаций. <...> ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА Глава 11. <...> От фрагментации инновационной структуры общества к национальной инновационной системе ................................................ 269 Институциональные новшества и экономические инновации в кризисной России .................................................................................271 Фрагментация инновационной структуры российского общества..............................................................................274 НИС развитых стран с рыночной экономикой ......................................281 Проблемы становления новой российской НИС ...................................294 Заключение ......................................................................................................311 Программа учебного курса «Теория и практика инноватики» ....................................................................318 Об авторе .........................................................................................................327 ÑÏÈÑÎÊ ÑÎÊÐÀÙÅÍÈÉ АО АСКД АСУ ТП — автономный округ — автоматизированная система контроля и диагностики — автоматизированная система управления технологическим процессом БДМ — бумагоделательная машина БОР — бюджетирование, ориентирование на результат ВВП — внутренний валовый продукт ВИФ — венчурный инвестиционный фонд ВНИИСИ — Всесоюзный научноGисследовательский институт системных исследований ВТК — временный трудовой коллектив ГКНТ — Государственный комитет по науке и технике ГКО — государственные кредитные обязательства ГУ–ВШЭ — Государственный университет — Высшая школа экономики ГУУ — Государственный университет управления ЕБРР — Европейский банк реконструкции и развития ЕГЭ — единый государственный экзамен <...>
Теория_и_практика_инноватики__Учебное_пособие_.pdf
Н.И. Лапин ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИННОВАТИКИ Рекомендовано Независимым комитетом по сертификации учебных материалов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям (специальностям) «Менеджмент», «Экономика», «Социология», «Государственное и муниципальное управление» Москва Логос 2012
Стр.3
УДК 316.45 ББК 60.524.122 Л 24 Серия основана в 2003 году Рецензенты В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор А.И. Пригожин, доктор философских наук, профессор Лапин Н.И. Л 24 Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. – М.: Университетская книга; Логос, 2012. – 328 с. – (Новая университетская библиотека). ISBN 978-5-98704-319-0 Освещены научные основы и прикладные аспекты инноватики как комплексной междисциплинарной области знаний об инновациях, о возникновении, производстве и распространении практических новшеств, содержании, условиях и результатах инновационных процессов. Дан анализ инновационных рисков. Рассмотрены инновационные социальные структуры и стратегии инновационного поведения предприятий и организаций. Обобщен отечественный опыт инноваций. Изложены актуальные вопросы венчурного предпринимательства, формирования национальной инновационной системы. В методическом отношении издание опирается на практику преподавания курса инноватики в Государственном университете – Высшей школе экономики, где изучение этой дисциплины подтвердило ее жизненность. Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Менеджмент», «Экономика», «Социология», «Государственное и муниципальное управление». Может использоваться при подготовке кадров по широкому кругу направлений и специальностей. УДК 316.45 ББК 60.524.122 ISBN 978-5-98704-319-0 © Лапин Н.И., 2008 © Университетская книга, 2008, 2012 © Логос, оформление, 2008, 2012
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Список сокращений .......................................................................................... 7 Предисловие ..................................................................................................... 9 Раздел I. СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАТИКИ ГЛАВА 1. У ИСТОКОВ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ........................................................ 13 Два способа развития инноваций ............................................................ 13 Начало исследования нововведений в СССР .......................................... 18 Выводы и предложения прикладного характера ..................................... 25 Включение проблематики инноваций в проект КП НТП СССР (1986—2005) .................................................................................... 32 Раздел II. ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ ГЛАВА 2. ИННОВАЦИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .........................................................39 Определение и типология инноваций ...................................................... 39 Системная концепция инновационной деятельности ........................... 44 Инновационный процесс и жизненный цикл инновации ...................... 48 Глава 3. Люди в инновациях ........................................................................55 Инновационная личность ......................................................................... 55 Акторы инновации .................................................................................... 58 Автор, директор фирмы, менеджер проекта ............................................ 61 Другие участники проекта ........................................................................ 65 Глава 4. Фирма и инновация .......................................................................70 Проект инновации, ее старт ..................................................................... 71 Среда реализации проекта ........................................................................ 74 Послестартовые стадии инновации ......................................................... 76 Инновационная типология предприятий (фирм) ................................... 80 Глава 5. Исследование и консультирование инноваций .................................84 Инновация как предмет исследования ................................................... 84 Методы исследования инноваций ............................................................ 94 Консультирование инноваций ................................................................101 Раздел III. ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ Глава 6. Неопределенность и риск в инновациях ........................................107 Понятия риска и неопределенности .......................................................107 Классификации рисков ...........................................................................110 Оценки рисков .........................................................................................113 Сценарное моделирование рисковых ситуаций. ...................................125 Глава 7. Пути снижения инновационных рисков .........................................136 Предварительный анализ результативности нововведения ...................136 Обеспечение безопасности размещения заказа ......................................139 Инфраструктурное обеспечение производства новшества ....................146 Рисканализ и разработка бизнесплана с учетом поправок на риск ......................................................................................148
Стр.5
6 Оглавление Оперативное управление реализацией проекта ......................................150 Планирование путей выхода из проекта .................................................153 Раздел IV. ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФИРМ Глава 8. Инновации на промышленных предприятиях .................................155 Очаговое техническое нововведение на переломе российской истории (2я пол. 1991 г. – нач. 1992 г.) ..............................155 Инновационные процессы в промышленности на начальном этапе стабилизации экономики ..............................................................168 Региональные условия инноваций на предприятиях .............................185 Глава 9. Инновационная стратегия — конкурентное преимущество фирмы .....................................................................................................199 Классическая инновационная стратегия ................................................199 Сбалансированный портфель инновационных проектов ......................202 Инновационный поток как объект стратегического анализа ................205 Маркетинговая стратегия нововведений ...............................................209 Инновационная стратегия и конкурентоспособность предприятий .............................................................................................210 Глава 10. Способы инновационного развития фирмы ..................................221 Диагностика стадий жизненного цикла фирмы .....................................221 Формирование инновационноуправленческой команды ....................227 Инноватизация целей и миссии фирмы, корпорации ...........................230 Эволюция общественных и корпоративных ценностей .........................235 Разработка кодексов корпоративного поведения ...................................243 Раздел V. ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА Глава 11. Венчурное предпринимательство ................................................251 Риски и целенаправленность венчурного предпринимательства ..............................................................................251 Рост венчурного предпринимательства в странах Европейского Союза ................................................................................258 Проблемы институционализации венчурного предпринимательства в России ...............................................................260 Глава 12. От фрагментации инновационной структуры общества к национальной инновационной системе ................................................269 Институциональные новшества и экономические инновации в кризисной России .................................................................................271 Фрагментация инновационной структуры российского общества ..............................................................................274 НИС развитых стран с рыночной экономикой ......................................281 Проблемы становления новой российской НИС ...................................294 Заключение ......................................................................................................311 Программа учебного курса «Теория и практика инноватики» ....................................................................318 Об авторе .........................................................................................................327
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ Инновации, или нововведения, являются одним из важнейших факторов развития современного мира. В нашу динамичную эпоху структурных измене ний успехи отдельных людей и организаций, целых народов и обществ в большой мере зависят от их способности создавать, воспринимать и использовать разного рода нововведения: продуктные и технологические, социальные и культурные. Совсем недавно вошли в нашу повседневную жизнь и во многом ее изменили такие новшества, как Интернет, сотовый телефон, персональный компьютер, компактдиск, флэшпамять, электронная почта, банкомат… На наших глазах происходит слияние компьютера и телевидения в одно мультимедийное устройство, которое принципиально увеличивает роль Интернета в нашей жизни. Создается интерактивное телевидение, скоро с телевизором можно будет «поговорить»… Тяжелейший системный кризис, который переживала Россия с середины 1980х до конца 1990х годов, отступает, уходит в прошлое. Сотни, тысячи частных, государственных и смешанных фирм, предприятий, корпораций входят или вошли в фазу стабилизации, обретают зрелость. Это благоприятные, но отнюдь не простые фазы. За ними маячат новые опасности: ранняя бюрократизация и старение новых деловых организаций. Чтобы продлить свою молодость и зрелость, в наше время у организаций (фирм) нет другого способа, кроме постоянного обновления. А для этого необходимы разработка и реализация стратегии инновационного развития. Сознаем мы это или нет, но потребность в инноватике как новой области знаний становится жизненно необходимой для деловых людей — предпринимателей и менеджеров, для служащих федеральных и региональных органов управления развитием экономики. Эта область знаний приобретает в современной России миссионерский характер.
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.