Е.В. Безвиконная
САМОУПРАВЛЕНИЕ
В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Москва
y
Логос
y
2010
УДК 32
ББК 66
В68
В68
Волох О.В. <...> Самоуправление в системе публичного управления в России: синергетический подход / О.В. Волох, Е.В. Безвиконная. <...> Проанализирована конкретно-историческая модель самоуправления в России на примере Земской реформы 60-х годов XIX века. <...> Раскрыты механизмы реформы местного самоуправления в современной системе
публичной власти страны и основные принципы кооперативного взаимодействия самоуправления и публичной службы. <...> Самоуправление и публичная служба:
принципы кооперативного взаимодействия .................. 220 <...> Специальной оценке подвергся институт публичной
службы как возможный модератор отношений общества и государства, существенно трансформирующий негативные представления
о сущности государственной власти. <...> Средством ее разрешения стала новая научная картина мира, уникальный феномен постнеклассической науки синергетика или
концепция самоорганизации3. <...> 7994; Малинецкий Г., Змиевская Г. Синергетика в России: пути развития // Наука в России. <...> Синергетическая парадигма
как философско-методологическая основа решения главных проблем XXI века //
<www.synergetics.org.ru> и др. <...> Синергетическое знание между сетью и принципами //
Синергетическая парадигма. <...> Порядок и хаос в развитии социальных систем (синергетика и законы социальной самоорганизации). <...> «Синергетика же опирается не на волю человека, его представления, а на волю Вселенной. <...> ХХ в. немецкий физик Г. Хакен провел исследования в области физики лазера. <...> В итоге в 1978 г.
Хакен опубликовал свою основополагающую работу «Синергетика:
41
См. <...> 26
1. ... иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах», которая выступила в качестве введения в теорию фазовых переходов и процессов самоорганизации в физических, химических и биологических системах. <...> Собственное исследовательское
направление, изучающее системы, состоящие <...>
Самоуправление_в_системе_публичного_управления_в_России_синергетический_подход_.pdf
О.В. Волох
Е.В. Безвиконная
САМОУПРАВЛЕНИЕ
В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Москва Логос 2010
Стр.2
УДК 32
ББК 66
Â68
Волох О.В.
В68 Самоуправление в системе публичного управления в России: синергетический
подход / Î.Â. Âîëîõ, Å.Â. Безвиконная. – Ì: Ëîãîñ,
2010. – 328 ñ.
ISBN 978-5-98704-468-1
Рассмотрена самоорганизация как способ регулирования системы публичного
управления. Проанализирована конкретно-историческая модель самоуправления
в России на примере Земской реформы 60-х годов XIX века. Раскрыты
механизмы реформы местного самоуправления в современной системе
публичной власти страны и основные принципы кооперативного взаимодействия
самоуправления и публичной службы.
Для научных работников и специалистов в области государственного и муниципального
управления, политологии, политического менеджмента. Будет
полезна государственным и муниципальным служащим и всем, кто интересуется
состоянием и перспективами местного самоуправления в Российской Федерации.
УДК
32
ББК 66
ISBN 978-5-98704-468-1
© Волох Î.Â., Безвиконная Å.Â., 2010
© Ëîãîñ, 2010
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ........................................................................................7
Глава 1.Самоорганизация как способ регулирования
системы публичного управления ........................................9
1.1. Периодизация процесса становления
синергетической парадигмы ................................................9
1.2. Принципы эволюционно-синергетической
парадигмы и их динамика .................................................. 31
1.3. Теоретико-методологические основы
системы публичного управления ...................................... 47
1.4. Самоуправление в системе публичного управления:
перспективы синергетического подхода ........................... 74
Глава 2. Конкретно-историческая модель самоуправления
в России (на примере Земской реформы
60-õ годов XIX âåêà) ........................................................... 93
2.1. Теоретико-методологические предпосылки
формирования системы земского самоуправления
в России .............................................................................. 93
2.2. Оценка самоорганизационного потенциала
дворянских проектов Земской реформы
50–60-õ годов XIX века .................................................... 116
2.3. Роль общественного мнения в формировании
концепций и принципов Земской реформы .................. 133
2.4. Принципы реформирования земского
самоуправления ................................................................ 147
Глава 3. Основные принципы и механизмы реформы
местного самоуправления в современной системе
публичной власти России ................................................ 163
Стр.4
6
Олавление
3.1. Территориальная самоорганизация
местных ñîîáùåñòâ........................................................... 163
3.2. Компетенция местного самоуправления
как фактор, обусловливающий самостоятельный
статус уровня публичной власти ..................................... 177
3.3. Формы непосредственного осуществления населением
местного самоуправления
как источник самоорганизационного потенциала......... 189
3.4. Местное сообщество
и общественные объединения
в системе местного самоуправления ............................... 209
Глава 4. Самоуправление и публичная служба:
принципы кооперативного взаимодействия .................. 220
4.1. Условия становления
и функционирования института публичной службы..... 220
4.2. Система общественного контроля
как необходимое условие взаимодействия
публичной власти и гражданского общества .................. 231
4.3. Оценка перспектив развития публичной службы
как модератора общественных отношений .................... 250
Заключение ...................................................................................... 287
Библиографический список ............................................................. 294
Стр.5
Предисловие
На современном этапе реформирования административной системы
Российской Федерации местное самоуправление призвано
стать одним из важнейших социальных институтов. Дуалистичный
характер самоуправления обусловливает его особый статус в системе
общественных отношений. Оно является одновременно формой
самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью
гражданского общества, уровнем публичной власти, т.е. инструментом
демократического участия граждан в управлении общими делами,
и элементом рыночной экономической системы, восполняя пробелы
рынка в части оказания услуг жителям и координации
хозяйственной деятельности. Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления
как одну из приоритетных задач государства – «местное
самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно
решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений
сверху»1
.
Реализуемые по инициативе сверху административные реформы
сталкиваются с серьезными системными противоречиями, обусловленными
рассогласованностью государственных и общественных
интересов, отсутствием единого публичного интереса,
неготовностью аппарата управлений идти на уступки общественности,
неразвитостью гражданского общества и его структур. Решить
возникающие проблемы можно только при условии кардинальной
трансформации всей системы публичного управления в
направлении ее децентрализации, разгосударствления и развития
принципов самоуправления и самоорганизации. В сложившихся
обстоятельствах представляется необходимым использовать накопВыступление
на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008 ã. //
.
1
Стр.6
8
Предисловие
ленный теоретико-методологический потенциал современного научного
знания для решения конкретных проблем эволюции административной
системы.
В рамках данного научного исследования предпринимается попытка
системно осмыслить синергетическую парадигму применительно
к организации местного самоуправления в публичном управлении.
На основе концепции политических сетей и governance-концепции
предлагается комплексный анализ различных моделей самоуправления
как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе.
Не претендуя на всеохватность материала и полную объективность
сделанных выводов, авторы попытались предложить собственное видение
перспектив эволюции местного самоуправления в случае сохранения
общей тенденции развития современной российской государственности.
Специальной оценке подвергся институт публичной
службы как возможный модератор отношений общества и государства,
существенно трансформирующий негативные представления
о сущности государственной власти.
Оценки и выводы, содержащиеся в монографии, призваны инициировать
серьезную научную дискуссию, посвященную содержанию,
направлениям и перспективам развития местного самоуправления
в политической системе России.
В.И. Звонников,
доктор педагогических наук,
профессор
Стр.7