Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономика здравоохранения. Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования (190,00 руб.)

0   0
Первый авторОкушко
ИздательствоКемГМА
Страниц92
ID177828
АннотацияМетодические рекомендации содержат определение дисциплины «Экономика здравоохранения», её цель и задачи, связь с другими предметами, учебный план, программу, задания и требования к оформлению контрольных работ, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы.
Окушко, Н.Б. Экономика здравоохранения. Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования / Окушко Н.Б., Исакова Л.Е., Харитонова Л.П., Царик Г.Н. (ред.) и др.; Н.Б. Окушко .— Кемерово : КемГМА, 2004 .— 92 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177828 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методические рекомендации содержат определение дисциплины «Экономика здравоохранения», её цель и задачи, связь с другими предметами, учебный план, программу, задания и требования к оформлению контрольных работ, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. <...> 1.3. государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. <...> Основы внутрихозяйственных отношений в медицинской организации Методы экономических оценок различных технологий оказания медицинской помощи и экономической оценки эффективности инвестиций в здравоохранении Итого: Практические занятия: Экономическое обоснование и методика разработки Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи Спрос и предложение. <...> Анализ рентабельности Экономический анализ различных вариантов оказания медицинской помощи Итого: 2 2 2 2 14 4 4 4 4 4 20 По завершении цикла «Экономика здравоохранения» студенты должны: <...> Основы экономики здравоохранения, особенности экономических отношений в отрасли с целью эффективного использования ресурсов системы охраны и укрепления здоровья населения: • источники и системы финансирования здравоохранения; • методики, разработки и экономического обоснования Программы госгарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; • технологии распределения финансовых средств и методы оплаты медицинской помощи. <...> Уметь: • определять затраты медицинских организаций; • рассчитывать цены на медицинские услуги; • оценивать эффективность инвестиций в здравоохранении. <...> 4 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» Особенности экономических отношений в здравоохранении Специфика рынка в здравоохранении Что следует из специфики рынка медицинских услуг Рыночные механизмы в здравоохранении Механизмы планирования и регулирования рынка Системы финансирования здравоохранения Типы систем финансирования здравоохранения Добровольное медицинское <...>
Экономика_здравоохранения._Методические_рекомендации_для_студентов_заочного_отделения_факультета_высшего_сестринского_образования.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело» Кемерово - 2004
Стр.1
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ФОНД РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И СТРАХОВАНИЯ ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело» Кемерово – 2004
Стр.3
УДК 614 2 (07) 658 Окушко Н., Исакова Л.Е., Харитонова Л.П., Царик Г.Н., Артамонова Г.В., Богомолова Н.Д., Ивойлов В.М., Ткачев А.Д., Цитко Е.А. Экономика здравоохранения. Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования. Под ред. Г.Н. Царик. - Кемерово, 2004 – 86 с. Методические рекомендации содержат определение дисциплины «Экономика здравоохранения», её цель и задачи, связь с другими предметами, учебный план, программу, задания и требования к оформлению контрольных работ, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования. Рецензенты: Г.И. Чеченин Е.А. Тё © ГОУ ВПО КемГМА Минздрава России, 2004 2
Стр.4
Дисциплина «Экономика здравоохранения» является наукой о разработке методов наиболее рационального использования общественных ресурсов по медицинскому обслуживанию и охране здоровья населения. Говоря иными словами, экономика здравоохранения – наука о рациональном использовании ресурсов здравоохранения. Экономика здравоохранения изучает: • формы проявления экономических законов в сфере здравоохранения; • эффективность форм и методов медицинской помощи и санитарноэпидемиологического обслуживания населения, пути и методы рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения; • роль и место экономики здравоохранения в системе общественного воспроизводства (воспроизводство рабочей силы, общественного продукта, общественных отношений). Учебный план дисциплины «Экономика здравоохранения» для студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования Всего часов Аудиторных Самостоятел ьная работа 163 34 129 Лекционные занятия 14 Практические занятия 20 Контрольных работ 2 Форма учета знаний зачет Примечание: варианты курсовой работы определяются по последнему числу номера зачетной книжки или по порядковому номеру списка группы. Темы лекций и практических занятий № п\п 1. Лекции: 1.1. Экономика здравоохранения как наука и предмет преподавания 1.2. 1.3. Особенности экономических отношений в здравоохранении. Системы финансирования здравоохранения Разработка и экономическое обоснование программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. 3 2 2 2 Тема Количество часов
Стр.5
ЗАНЯТИЕ № 1 ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Цель занятия: Изучение методологии экономического обоснования и методики разработки Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. План занятия 1. Рассмотрение теоретических основ экономического обоснования и разработки Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. 1.1. Понятие государственных гарантий. Источники финансирования здравоохранения. 1.2. Планирование государственных гарантий. 1.3. Экономическое обоснование государственных гарантий. 1.4. Основные разделы Программы государственных гарантий. 1.5. Структура Программы госгарантий. Методика ее формирования и согласования. 2. Решение задач. Методика экономического обоснования и формирования Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи Пример. Требуется разработать Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Федерации с численностью населения 2,950 млн. чел. и представить сводный баланс ее расчетной стоимости. Алгоритм выполнения задания. Основными этапами разработки Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Федерации являются: • формирование перечня видов медицинской помощи; • формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования; • определение видов медицинской помощи, оказываемой населению за счет бюджетных средств; • определение условий и порядка оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 7
Стр.9
ЗАНЯТИЕ № 2 ТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Цель занятия: Изучить законы рынка и влияние на работу медицинских организаций лечебно-профилактического профиля. План занятия 1. Рассмотрение теоретических основ спроса и предложения, рыночного равновесия, особенностей рынка медицинских услуг. 1.1. Закон спроса. Кривая спроса, Эластичный и неэластичный спрос. Неценовые факторы спроса. 1.2. Закон предложения. Факторы предложения. Рыночное равновесие. 1.3. Особенности рынка медицинских услуг. 2. Решение задач, выполнение упражнений и заданий. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Неценовые факторы спроса. Задачи, упражнения и задания 2.1. На рисунке показаны кривые спроса на консультации стоматолога и одежду. Какая из кривых указывает на более эластичный спрос? Какими факторами можно объяснить различие эластичности спроса? P Стоматолог Одежда Q 2.2. На какие услуги спрос более эластичен: услуги травматологического отделения или услуги солярия? Почему? 2.3. На рисунке показаны три кривые спроса на услуги поликлиники. Кривая D соответствует исходному спросу. В какое положение — D1 или D2 — сместится кривая спроса в результате успешной рекламной кампании? В результате снижения доходов потребителей? В результате возрастания населения района, обслуживаемого поликлиникой? 41
Стр.43
ЗАНЯТИЕ № 3 ТЕМА: АНАЛИЗ ЗАТРАТ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Цель занятия: Изучение методологии определения затрат медицинских организаций лечебно-профилактического профиля. План занятия 1. Рассмотрение теоретических основ анализа различных видов затрат. 1.1. Постоянные и переменные, средние и предельные затраты. Расчет постоянных и переменных затрат. Зависимость средних затрат от числа оказанных услуг. 1.2. Прямые и косвенные затраты. Основные и накладные расходы. Отнесение затрат. Оценка затрат на оказание отдельной услуги. 1.3. Распределение затрат во времени. Аннуитизация и дисконтирование. Возврат кредита. 2. Решение задач, выполнение упражнений и заданий. Постоянные и переменные, средние и предельные затраты. Расчет постоянных и переменных затрат. Зависимость средних затрат от числа оказанных услуг Задачи, упражнения и задания 2.1. Экономист лечебного учреждения, анализируя работу физиотерапевтического отделения, хочет выделить постоянные и переменные затраты. К каким затратам ему следует отнести: • оплату труда (с начислениями) врача; • оплату труда санитарок; • оплату труда медсестер; • оплату электроэнергии; • затраты на медикаменты и расходные материалы; • административные издержки. От чего зависят решения экономиста? 2.2. Как изменятся ответы на вопросы предыдущего упражнения, если анализируется работа терапевтического отделения? Стоматологического отделения, в котором врачи получают гонорарную оплату? 2.3. Анализируются затраты частного стоматологического кабинета, оказывающего терапевтические услуги. В таблице показаны затраты отделения и число оказанных услуг за 6 последовательных месяцев. 47
Стр.49
ЗАНЯТИЕ № 5 ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Цель занятия: Изучить методологию экономического анализа различных вариантов оказания медицинской помощи. План занятия 1. Рассмотрение теоретических основ экономического анализа различных вариантов оказания медицинской помощи. 1.1. Что такое экономический анализ. 1.2. Метод затраты-результативность. Инкрементный подход. 1.3. Метод затраты-выгода. 1.4. Метод затраты-полезность. 2. Решение задач, выполнение упражнений и заданий. Что такое экономический анализ Задачи, упражнения и задания 2.1. Ниже приведен ряд задач, поставленных перед экономистом медицинского учреждения. Какие из этих задач могут стать предметом экономического анализа? • Рассчитать затраты на выполнение эндоскопических операций данного типа. • Сопоставить клиническую действенность двух методов лечения ИБС. • Исследовать затраты и результаты обследования всех детей школьного возраста с целью ранней диагностики сколиоза. Сопоставить затраты и результаты амбулаторного и стационарного долечивания пациентов с гипотиреозом после интенсивного этапа лечения в стационаре. Алгоритм решения задачи Первая задача связана лишь с оценкой затрат на медицинские услуги, вторая — лишь с изучением результатов разных методов лечения, третья — с исследованием как затрат, так и результатов одного метода диагностики. Поэтому ни одна из этих задач не является предметом экономического анализа. Определению экономического анализа (исследование и сопоставление затрат и результатов по двум или нескольким альтернативным вариантам) соответствует лишь четвертая из сформулированных задач. Задание № 1. Перечислить задачи, которые могут стать предметом экономического анализа. 1. Определить затраты на проведение диагностики гриппа. 2. Рассчитать стоимость лечения желчно-каменной болезни. 73
Стр.75
Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Минздрава России 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 12.05.2004 Гарнитура таймс. Тираж 100 экз. Усл. печ. листов – 4,8 Отпечатано с готового оригинал-макета Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97 90
Стр.92

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ