-
-
Стр.3
УДК 329.15
ББК 66.1(0)
П72
Преображенский Г.
П72 Смысл коммунизма. Опыт ретроспективного исследования. —
СПб. : Алетейя, 2011. — 224 с.
ISBN 978-5-91419-446-5
Революция, будучи локомотивом истории, отменяет повседневное
течение времен — мы видим, что в каждой революции возвращается
все время одно и то же. Снова жив Спартак, снова жив Марат или
Ленин — это бесконечная театрализация, как будто бы это время не
прошло, а коммунизм есть действительное собирание времени в смысле
его непрерывного восполнения. Эта инсценировка повторяется вновь и
вновь — Маркс это прекрасно понимал. Автор книги ставит вопрос о том,
почему Маркс пустил побоку академическую карьеру, обрек на нищету
свою семью. Почему он выбрал пролетариат? Фактически, Маркс это и
имел в виду с самого начала. Это показывает его ранний текст «О единении
верующих с Христом». Второй значимый момент этой книги состоит
в том, что в ней зафиксирована связь коммунистической чувственности
с греческой атомистикой. Действительно, коммунизм — это концепция
встречных истечений, когда вокруг самих экземплярностей физических
тел образуются слои коллективной неприватизируемой чувственности,
которая есть буквально сенсорная основа коммунизма, и лучше всех ее
прочувствовали Андрей Платонов и Карл Маркс. В этой книге много и
других очень достойных моментов, которые представлены очень ярко, ее
безусловно стоит прочесть.
УДК 329.15
ББК 66.1(0)
© Г. Преображенский, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
© «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
5
Почувствовать маркса
Как научный руководитель я следил за развитием этого текста на
протяжении без малого трех лет, поэтому я хотел бы дополнительно
осветить два аспекта этого исследования, которые на мой взгляд обладают
существенной теоретической значимостью.
Во-первых, мы должны исходить из того, что два первых юношеских
сочинения Маркса «Размышление юноши при выборе профессии», и о
подражании Христу проходят сквозным образом через все, даже через
самые поздние сочинения Маркса, придавая и раскрывая экзистенциальный
смысл его коммунистического проекту. Подражание Христу –
это кенозис, растворение среди малых сих. Преображенский говоря
о Марксе, ставит вопрос о том, почему этот человек пустил побоку
академическую карьеру, обрек на нищету свою семью? Почему Маркс
связал свою жизнь с пролетариатом? Маркс показывает это в тексте
«О единении верующих с Христом». Царство Божие обретается не
там, в трансцендентном, а при жизни здесь и сейчас – это прослеживается
через всю его дальнейшую биографию.
С другой стороны, момент греческой атомистики, который для
Маркса был просто решающим и большая заслуга Германа в том, что
он обратил на это внимание. Почему Маркс выбрал эту не модную
тему, будучи уже младогегельянцем и хорошо зная философию Гегеля?
Потому что она для него чрезвычайно существенна. Ведь греческая
атомистика открыто полемизирует с платоновской традицией,
это исследовал уже в наше время Делёз. Прежде всего, это совершенно
иная концепция чувственности, это концепция встречных истечений,
когда вокруг самих экземплярностей физических тел образуются
слои коллективной неприватизируемой чувственности, а это
и есть буквально сенсорная основа коммунизма, которую лучше всех
понимали Андрей Платонов и Карл Маркс.
Речь идет о том, что можно отказаться, например, от приватизации
собственности, вести борьбу против специализации, что Маркс
и делает; поскольку коммунизм это в первую очередь устранение
разделения труда и обретение заново универсального пространства
шанса бытия. Но, прежде всего, это отказ от приватизации чувственного,
то есть отказ от сенсуально-либерального пути в пользу тех истечений,
где возникает «свет явлений», и этот аспект очень хорошо
продемонстрирован Г. Преображенским – неслучайно Маркс свою
чувственность возводит к греческой атомистике. Мне кажется большой
заслугой автора, что он очень хорошо показал, теоретически
Стр.5
6
Преображенский. Смысл коммунизма
грамотно эксплицировал и выделил то, чего нет даже у Альтюссера.
Я считаю этот теоретический блок работы очень достоверным. Если
же говорить о каких-то отдельных моментах, то это используемое автором
соотношение того, что коммунизм это не идеал, а действительное
движение; понятно, что это вечно переносимый в будущее, вечно
откладываемый смысл истории. Он реализуется в самой процедуре
собирания времени, например в революции.
Революция, будучи локомотивом истории, отменяет повседневное
течение времён – мы видим что в каждой революции возвращается
все время одно и то же время. Снова жив Спартак, снова жив
Марат или Ленин – это бесконечная театрализация, как будто бы это
время не прошло и это действительное собирание времен в смысле
их полноты. Эта инсценировка повторяется вновь и вновь и Маркс
это прекрасно понимал. В тексте много и других очень достойных моментов,
которые представлены очень ярко, книгу безусловно стоит
внимательно прочесть.
12 октября 2007 года
Александр Секацкий
Санкт-Петербург
Стр.6
книга у тебя в руках
Книга, что у тебя в руках, полна скорби. Коммунизм, который мы
потеряли, сделал ее такой. Он все дальше и дальше уплывает от нас
– последний пароход, уносящий с собой наше счастье, нашу радость
и оставляющий нам взамен совесть и боль. А что совесть, как не память
о том, что мы могли бы быть другими. И этого не исправить. Всё,
что мы сделали, будет забыто, забыты будем и мы сами. Нам остается
только скорбь, скорбь и решимость сказать последние слова о коммунизме,
о нашем недавнем прошлом, заглянуть в родное нутро нашего
последнего коммунистического поколения, пройтись по его развалинам
и руинам в поисках того, что нам остается, остается «на память»,
с сомнением и гордостью, в поисках иного пути, с надеждой ухватить
в последнем броске его тающий в тумане радиоактивный след.
Книга у тебя в руках уже почти архив. Основное в ней – текст моей
диссертации о раннем Марксе, которую я писал в 2004-2006 годах с
Петергофе. Диссертационный формат изменен, убраны совсем уж сухие
фрагменты, но в целом текст не претерпел серьезных изменений
и дается «как есть». Кроме того, в начале дан краткий вариант этого
текста в виде тезисов. А после основного текста приложены тексты,
связанные с ним, писавшиеся в то же время, или написанные чуть позже.
Надеюсь, это поможет, а не обременит.
Хочу сказать спасибо всем, без кого эта книга не увидела бы свет
и не оказалась бы у тебя в руках: Это мой научный руководитель и непосредственный
участник подготовки текста Александр Куприянович
Секацкий, это Владислав Мордухович и Алла Митрофанова, с которыми
мы обсуждали многие тезисы этого проекта, это Александр Николаевич
Огарков, тщательно прочитавший текст и написавший послесловие. Это
все участники одноименного семинара на философском факультете Петербургского
университета в те же годы: Александр Пылькин, Сергей
Иванов, Александр Погребняк, Мария Тимофеева, Николай Грякалов,
Константин Семенович Пигров, Наран Батаар. А также все участникам
конференции по итогам этого семинара, проходившей там же в 2005
году. Это Артем Магун, Дмитрий Виленский и мн. др. Всем им доброго
здоровья и долгих творческих лет.
Стр.7