Вилли Александрович Петрицкий
Космос.
ЧеловеК.
Культура
Санкт-Петербург
АЛЕТЕЙЯ
2011
Стр.3
УДК
ББК
130.2(081.2)
71я44
П 303
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор С. Т. Махлина
доктор философских наук, профессор Ю. М. Шор.
П 303
Петрицкий В. А.
Космос. Человек. Культура. – СПб.: Алетейя, 2011. –
280 с.: ил.
ISBN 978-5-91419-572-1
В книгу вошли избранные работы В. А. Петрицкого разных лет,
посвященные проблемам Космоса как первоосновы земной культуры,
космической этики; изучению творческого наследия философа-этика
и культуролога ХХ века Альберта Швейцера и его связи с русской
культурой; сравнительному анализу жизни и творчества выдающихся
деятелей науки и культуры. Ранее представленные работы печатались
как в отечественных, так и в зарубежных изданиях. Особый раздел
составляют работы о месте книги в культуре и библиофилии.
УДК 130.2(081.2)
ББК 71я44
ISBN 978-5-91419-572-1
9 7 8 5 9 1 4 1 9 5 7 2 1
© В. А. Петрицкий, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Стр.4
Космос. человеК. Культура.
Мы – Дети Космоса в самом глубоком смысле…
наше вещество, наша форма и многое в нашем характере
определяется глубочайшей связью с Космосом.
Карл Саган
КОСМИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ЗЕМНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Культура – ровесница и спутница человечества. Начало простейшей
интеллектуальной деятельности первобытного человека неизбежно повлекло
за собой зарождение первых ростков культуры – зачаточных
форм общения и познания, изготовление примитивных орудий труда.
Естественно, что взгляд «человека познающего» прежде всего оказался
обращенным к окружающей его среде, природе, – именно из нее наши
далекие пра-прапредки черпали все необходимое не только для выживания,
но и для постепенного развития. Вместе с тем, с начальных шагов
процесса познания мира взгляд первобытного человека устремлялся и
к небу, с которым связывались ожидания света и тьмы, тепла и холода,
примитивное ощущение течения времени. Относительно стабильная
картина звездного неба способствовала ориентированию в период вынужденного
ночного передвижения.
На сравнительно ранней стадии развития культуры возникают
космо гони ческие мифы, в которых описываются пространственновременные
параметры Вселенной в условной мифо-поэтической форме.
Весьма характерно, что зарождающееся космическое сознание наших
далеких предков связывало воедино природу (макрокосм) и человека
(микрокосм). При этом космос представлялся некоей упорядоченностью
и противостоял хаосу, а в некоторых мифах и возникал из хаоса. Не напоминает
ли нам сегодня подобное предположение научные построения
современной синергетики?
В дальнейшем, по мнению авторитетного историка В.Н. Топорова,
космогоническая мифология была востребована античной
философией [1] и, следует добавить, античным научным знанием...
Пифагор «слышал гармонию Вселенной…» Для Гераклита – космос
Стр.5
6
Космос. Человек. Культура.
един и гармоничен. В 340 г. до н.э. Аристотель в сочинении «О небе»
пытался доказать, что Земля не плоский диск, а имеет шарообразную
форму: при лунных затмениях Земля отбрасывает тень, имеющую
форму круга. Аристарх Самосский в III в. н.э. написал труд под названием
«Расстояния и размеры Солнца и Луны», в котором предпринял
попытку рассчитать расстояние от Земли до этих небесных тел [2].
Космический вектор развития земной культуры стал особенно ощутим
в эпоху Возрождения, которая целенаправленно обратилась к духовной
сокровищнице античной культуры. Открытия и научные теории
Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона способствовали созданию
новой картины неба, а невероятно смелое, для того времени предположение
Д. Бруно о множественности населенных миров заставило
задуматься о поистине необозримых просторах Вселенной. И не за поддержку
идей Н. Коперника, а именно за свое «еретическое» прозрение по
приговору церковных властей Д. Бруно в 1600 г. был сожжен на костре.
Но невозможно сжечь мысль или пресечь поиск истины, и в конце того
же XVII в. голландский ученый Х. Гюйгенс в своей предсмертной книге
под названием «Космотеорос» высказал гипотезу о том, что «… жизнь
есть космическое явление» [3]. Эта идея уже в начале XX в. трансформировалась
шведским физико-химиком С. Аррениусом в учение о панспермии
– всекосмичности жизни.
В XIX–XX вв. в России зародилось и развилось оригинальное
философско-натуралистическое направление научной мысли, названное
русским космизмом. Русский космизм оказал и оказывает существенное
влияние на современную европейскую и мировую культуру [4]. Выдающиеся
отечественные мыслители и естествоиспытатели Н.Ф. Федоров,
К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский выдвинули в своих
трудах обширный комплекс принципиально новых научных идей – о
нерасторжимом единстве земных и космических природных процессов,
об обретении мировой научной мыслью XX столетия статуса планетного
явления и вследствие этого становления ноосферы, о неизбежном в
исторической перспективе выходе человечества в космос и постепенном
освоении космического пространства.
До сих пор, говоря о формировании космического вектора земной
культуры, мы рассматривали человека, равно как и человечество, лишь
в роли наблюдателя космоса. Но не ставили вопроса, почему в нашей
Вселенной сложились такие условия, благодаря которым в процессе
эволюции жизни на Земле, одной из планет Солнечной системы, появился
«человек разумный» – наблюдатель процессов, совершающихся в
необозримом космическом пространстве. Вопрос, поставленный нами,
Стр.6
Космический вектор земной культуры
7
получил в современной космологии название антропного принципа.
Этот принцип в общем виде можно сформулировать следующим образом
– мы видим Вселенную так, как мы ее видим, потому что мы существуем.
Если попытаться прокомментировать эту формулу, следует
признать, что структура нашей Вселенной соотнесена с присутствием
в ней высокоорганизованных систем, включая человека разумного. Известный
английский физик-теоретик Стивен Хокинг не случайно подчеркивал:
«Если бы через секунду после большого взрыва скорость расширения
оказалась хоть на одну сто-тысяча-миллион-милионную меньше,
то произошло бы повторное сжатие Вселенной, и она никогда бы не
достигла своего современного состояния» [5]. Возобладай в самом деле
иной вариант складывания структуры нашей Вселенной и эволюция ее
протекала бы в отсутствие наблюдателя – человека разумного.
Антропный принцип, по мнению философа В.В. Казютинского,
«… выступает одним из ключевых принципов самоорганизующейся
Вселенной. В нем выражена гармония Вселенной, ее фундаментальных
законов и констант» [6]. Но, коль скоро действие антропного принципа
самоорганизует Вселенную, упорядочивает и усложняет ее структуру,
то, следовательно, именно этот принцип, названный астрофизиками
антропным (антропос – человек), программирует возникновение
жизни как необходимой ступени развития и усложнения структуры
Вселенной и дальнейшей эволюции жизни не только до этапа появления
на планете Земля человека и становления человечества с его многообразной
духовной и материальной деятельностью, но и до осознания
человечеством биосферы как «планетного явления космического
характера» [7]. Отсюда следует, что и возникновение культуры на заре
человеческой истории было предопределено действием антропного
принципа космологии.
Человек разумный – субъект культуры, ее творец – оказался способным,
благодаря развитию культуры, воздействовать на космическое
тело, на планету Земля, осваивая и преображая ее в соответствии со
своими потребностями и возможностями. Выступая в роли наблюдателя
Вселенной, человек оказался столь же активен: еще до выхода в
космос ученые установили факт влияния Солнца на процессы, протекающие
в живых организмах, научились использовать это влияние в
хозяйственных целях, избегать его негативных последствий. В 20-х гг.
XX в. А.Л. Чижевский, создатель современной гелиобиологии, доказал,
что солнечные возмущения могут вызывать на Земле вспышки эпидемических
заболеваний, влиять на человеческую психику, обусловливая
различного рода массовые стихийные волнения [8]. Позже, во второй
Стр.7
8
Космос. Человек. Культура.
половине XX в., Л.Н. Гумилев в учении о пассионарности – повышенной
творческой активности как отдельных людей, так и народов в целом
– учитывал воздействие космо-биосферных факторов не только на человеческий
организм, но и на социальную деятельность людей [9]. Таким
образом, культура, обязанная Земле своим рождением, с течением
времени все более и более ориентировалась на космос. От фантазий о
путешествиях на Луну и Марс, воспринимаемых как несбыточная утопия,
земная культура в начале XX в. взяла курс на проникновение в космос
и освоение космического пространства.
Ныне в обыденном сознании не укладывается этот факт, но историки
техники непреложно свидетельствуют: в 1903 г. человек смог впервые
подняться в воздух на высоту в несколько метров и совершить весьма
непродолжительный полет, а уже через полвека, в 1957 г., ракета, преодолев
земное притяжение, вывела в космическое пространство первый
искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся исторический
выход человека в космос – полет Ю.А. Гагарина. Начало освоения
космоса может рассматриваться как необходимый шаг в развитии
земной культуры. Космическая деятельность человечества – одно из
наиболее важных достижений науки и техники не только XX столетия,
но всей мировой истории, так как именно ее планомерным и успешным
развитием определяется будущее земной цивилизации.
Разумная жизнь, выражающая себя через культуру, в XX столетии
стала космическим фактором. С одной стороны, возросло воздействие
материальной сферы культуры на нашу планету как космическое тело.
Так, производственная и исследовательская деятельность человечества
на несколько порядков изменила такую существенную характеристику
Земли, какой является радиоизлучение планеты. С другой стороны, уже
сегодня мировое сообщество производит изменения в строении Солнечной
системы – на земной орбите в течение двадцати лет обращаются
искусственные небесные тела, космические станции (ныне это Международная
космическая станция). Вокруг Земли движутся тысячи искусственных
спутников самого различного назначения. Человек ступил
на поверхность Луны, а у Марса и Венеры появились искусственные
спутники.
Космологи и астрофизики предполагают, что планета Земля и жизнь
на ней просуществуют еще от двух до четырех миллиардов лет. По земным
меркам, это колоссальный срок; но в космических масштабах – ничтожный.
Однако, если принять во внимание темпы развития культуры
в минувшем столетии – всего за полвека от аэроплана до космической
ракеты, – то даже два миллиарда лет, это очень и очень много, конеч
Стр.8
Космический вектор земной культуры
9
но, в том случае, если человечество в результате межцивилизационных
конфликтов не уничтожит самое себя. Прогнозируя характер изменения
культуры в XXI столетии, следует прежде всего отметить всемерное усиление
космического вектора ее развития в самом недалеком будущем.
Уже в ближайшие десятилетия космическое хозяйство Земли станет неотъемлемой
компонентой в информатизации, промышленной, научной,
бытовой и в других сферах жизнедеятельности мирового сообщества.
Американский ученый А. Кларк предполагает, что уже к середине XXI
столетия возникнет такой новый вид производственной деятельности
как планетная инженерия [10], который сделает возможным планомерное
освоение человечеством всего околосолнечного пространства.
Может возникнуть вопрос: а зачем человечеству это нужно и что
дает и даст в обозримом будущем мировому сообществу дальнейшее
усиление космического вектора земной культуры? На Международной
космической станции постоянно ведутся визуально-инструментальные
наблюдения земной поверхности по программе «Ураган», которая включает
в себя не только обнаружение таких катастрофических явлений как
лесные пожары, наводнения и землетрясения, но и установление их причин
и последствий; прогнозирование возникновения этих и других в том
числе техногенных и природных катаклизмов. Осуществляется также
постоянное наблюдение и изучение дальнего и ближнего космического
пространства как в глобальном, так и в чисто прикладном аспектах.
Из факторов, могущих повлечь катастрофы космического масштаба,
нельзя исключать астероидно-кометную опасность. Мелкие небесные
тела, захватываемые земным притяжением, беспрестанно устремляются
к поверхности нашей планеты и либо сгорают в ее атмосфере, либо падают
на ее поверхность. В истории Земли не однажды происходили катастрофы,
приводившие к глобальным изменениям ее климата и биосферы.
Переход от Мезозойской эры к Кайнозойской связан был с массовым вымиранием
существовавших в то время на Земле видов живых существ.
Возможность подобного рода столкновений крупных небесных тел с нашей
планетой вероятна и сегодня. Так, 23 марта 1989 г. вблизи от Земли
прошел трехсотметровый астероид, который был обнаружен астрономами
тревожаще поздно [11]. В последнее десятилетие создана Международная
служба астероидной безопасности «Космическая стража». Данный
факт – не свидетельство ли того, что дает и может дать человечеству
уже сегодня усиление космического вектора земной культуры?
Дальнейшая интенсификация традиционного хозяйства неизбежно
поведет к продолжению экологического кризиса, последствия которого
почти невозможно предугадать. Несмотря на экономические и правовые
Стр.9
10
Космос. Человек. Культура.
санкции, исчезают с лица Земли некоторые виды растений и животных;
производятся средства, при введении которых в живые организмы качественно
меняется их природа; продолжают входить в строй вредные
производства, загрязняющие почвы, гидро- и атмосферу; в недрах планеты
иссякают разведанные запасы полезных ископаемых. В решении
многих сторон экологической проблемы космизация хозяйственнопроизводственной
деятельности человечества может внести существенный
вклад. Индустриализация Луны, например, которая принципиально
осуществима в XXI столетии, позволила бы облегчить решение сырьевой
и энергетической проблем; произвести перенос на Луну наиболее вредных
производств; повысить качество и эффективность астрономических
наблюдений.
Но для того, чтобы в результате решения экологической ситуации на
Земле не произошло ее возникновения и осложнения в ближнем космосе,
назрело, на наш взгляд, качественно новое понимание природы как единой
системы «Природа – Космос». Выше мы показали, какое сложное и
многообразное воздействие на природу Земли, хозяйственную и социальную
жизнь человечества оказывает ближний космос и влияния, приходящие
из глубин космического пространства. Новейшие научные исследования
показали, что при взаимодействии планет происходит возмущение
физического пространства в отдельных его областях, вследствие чего
возникает локальный геофизический резонанс, могущий нарушить нормальное
функционирование объекта, оказавшегося в зоне возмущения.
Последнее еще раз подтверждает – земная природа и космос едины.
Они взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, и нельзя не учитывать
появляющихся новых и новых фактов этих космических процессов.
Поэтому важным фактором оптимизации экологической ситуации на
Земле и в космосе является формирование нравственно-экологического
императива, основанного на глубоком понимании целостности, онтологического
родства элементов системы «Природа – Космос – человек»
[12], так как человек разумный перестал ограничиваться ролью наблюдателя
Вселенной и все более активно начинает выступать в роли субъекта,
осваивающего Вселенную и преобразующего ее структуру.
Только на этом основании станет возможной реализация космических
прозрений К.Э. Циолковского. Мыслитель и ученый еще в начале
XX века утверждал, что будущее человечества связано с расселением
его в космическом пространстве. По мысли Циолковского, сначала будут
создаваться искусственные биосферные сооружения в пределах
Солнечной системы, а затем человечество выйдет в дальний космос.
Поэтому космическая деятельность современного мирового сообщества
Стр.10
Космический вектор земной культуры
11
– закономерный шаг в развитии планетной цивилизации, без своевременного
свершения которого оно было бы обречено на гибель при различных
кризисных ситуациях на Земле – экологической, демографической,
энергетически-сырьевой, астероидно-кометной и др.
Возвратимся к ранее лишь эскизно затронутому вопросу – предопределенности
возникновения культуры. Вопрос этот приобретает в
XXI в. особое – теоретическое и методологическое – значение. Ныне
много и подчас справедливо говорится и пишется об упадке культуры;
о преобладании в современной культуре исключительно потребительского
к ней отношения; о доминировании сиюминутных, преходящих
ценностей над вечными, непреходящими в культурной сокровищнице
человечества. При этом упускается из виду, что речь идет о культуре
переходного периода, о сложном и противоречивом процессе формирования
культуры информационного общества. Социокультурное
пространство качественно нового этапа в развитии человеческого сообщества
должно стать неотъемлемой частью ноосферы, которая, по
определению В.И. Вернадского, характеризуется как планетное явление.
Становление ноосферы он связывал с концентрацией научной
мысли. В конце XIX – начале XX вв. «… появилась в ясной реальной
форме возможная для создания единства человечества сила – научная
мысль… Она выявилась впервые в истории человечества… в форме
вселенскости (выд. нами – В.П.) – в охвате ею всей биосферы, всего
человечества, в создании новой стадии ее организованности – ноосферы»
[13]. Если продолжить нить рассуждений В.И. Вернадского,
следует в хронологическом и логическом порядке выстроить следующую
цепочку соотносительных по содержанию понятий – «Культура
(включающая научную мысль) – Ноосфера – Мировое информационное
пространство (МИП)». Эти понятия не только соотносительны, но
как реальные явления взаимопроникающи, взаимопокрывающи следовательно,
едины по своей природе и функционально. Космический
вектор развития культуры в равной мере присущ ноосфере и МИП. Более
того, подобный подход к культуре позволяет понять: культура как
планетное, космическое явление обладает имманентным свойством
самоорганизации. Согласно законам синергетики, «… некоторые события
должны обладать способностью изменять ход эволюции. Эволюция
должна быть «нестабильной» (выд. нами – В.П), т.е. характеризоваться
механизмами, способными делать некоторые события исходным
пунктом нового развития, нового глобального взаимообусловленного
порядка» [14]. Все это в полной мере относится к культуре как таковой
и к современному этапу развития мировой культуры.
Стр.11
12
Космос. Человек. Культура.
Единство мирового культурно-творческого процесса ни в коей мере
не отменяет и не подменяет суверенитета, самобытности и своеобразия
национальных и региональных культур. Эти качества национальных и
региональных культур полнее всего проявляются в создании и реальном
бытовании МИП, в единстве культурообразующих факторов культур
всех народов земного шара, в единстве основ их жизнедеятельности,
а также в многообразных каналах взаимопроникновения и взаимодействия
национальных культур, творческого общения их представителей
в различных видах науки, искусства, спорта, через средства профессиональной
и массовой информации. Если трактовать национальные и
региональные культуры как тексты, то в таком случае единая мировая
общечеловеческая культура выступает как гипертекст.
Развивающаяся космизация мировой культуры отражает существенные
черты парадигмы развития земной цивилизации на рубеже XX и XXI
столетий, в которой космизация и информатизация жизнедеятельности
мирового сообщества являются ключевыми, опорными ее составляющими.
МИП не может существовать и совершенствоваться без дальнейшего,
причем ускоренного, развития космических средств его обеспечения
– спутниковой связи. В качестве единой подсистемы космизация и информатизация
органично входят в обусловленную всем ходом развития
современной культуры целенаправленно усложняющуюся систему
«Природа – Космос – Человек» И хотя человек в данной триаде стоит на
третьем месте, в действительности его роль – уже не только наблюдателя
Вселенной, но и созидателя процесса космизации жизнедеятельности
мирового сообщества является определяющей. В современной философской
антропологии вполне обоснованно рассматривается космопланетарный
феномен человека [15].
В заключение хотелось бы обратиться к дискуссионной проблеме,
которая неразрывно связана с темой статьи. Обсуждение ее позволит
прийти к основному выводу нашего исследования. В неорганической
природе наблюдаются явления, схожие с хранением и передачей информации,
– т.н. «память воды», повторение и определенная направленность
сложного строения кристаллов. К.Э. Циолковский в работе
«Причина космоса» писал о «чувствующем атоме» [16]. Не является ли
все это свидетельством существования в системе «Природа – Космос»
еще одной разновидности поля – информационного поля? В таком
случае ноосфера Вернадского представляется одним из высокоразвитых
элементов космического информационного поля. А поскольку между
ноосферой и общечеловеческой мировой культурой резонно поставить
знак равенства, следует, что культура как планетное, космическое
Стр.12
Развитие нравственных потребностей и проблемы...
13
явление неуничтожима. Она способна к самоорганизации, к самовозобновлению
в определенных условиях; к миграции в мировом пространстве;
к концентрации (т.н. мировой разум). И, следовательно, космический
вектор земной культуры может и должен быть охарактеризован ее
основной – антиэнтропийной функцией.
Примечания
1. Топоров В.Н. Космос // Мифы народов мира. Т. 2. – М.,1982. – С. 10.
2. Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. – М., 1977. – С. 20,2430.
3.
Цит. по: Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.,1995. –
С. 505.
4. Петрицкий В.А. Русский космизм в контексте европейской культуры// VI
World Congress for Central and East European Studies. – Tampere, 2000. – P. 328; см.
также: Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. – СПб., 1999.
5. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени.
– М., 1990. – С. 107.
6. Казютинский В.В. Самоорганизующаяся Вселенная и антропный принцип
К.Э Циолковского // Тридцать шестые чтения, посвященные разработке научного
наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. – Калуга, 2001. – С. 105.
7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – С. 505.
8. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. – М.,1995. – С. 242-252.
9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990. – С. 272-273.
10. См. : Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М., 1987. – С. 279.
11. Медведев Ю.Д., Свешников М.Л., Сокольский А.Г. и др. Астероиднокометная
опасность. – СПб., 1996. – С. 45.
12. Петрицкий В.А. Благоговение перед жизнью – императив XXI столетия //
Благоговение перед жизнью – императив XXI столетия. Материалы симпозиума.
– СПб., 2000. – С. 9, 11-12.
13. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – С. 69.
14. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1993. – С. 54.
15. См.: Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека.
– Новосибирск, 1991.
16. Циолковский К.Э. Причина космоса. –Калуга, 1925. – С. 27.
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
И ПРОБЛЕМЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Эволюция морали в процессе развития человеческого общества предполагает
постоянное изменение нравственных потребностей отдельных
индивидов, социальных групп и общества в целом. В свою очередь
изменение нравственных потребностей вызывается и определяется
Стр.13