Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Военная риторика Средневековья (390,00 руб.)

2   0
Издательство[Б.и.]
Страниц208
ID177675
АннотацияПредлагаемое издание представляет собой продолжение исследования, предпринятого автором в монографии «Военная риторика Древнего мира». Военная риторика рассматривается в работе как составная часть военного искусства; как важнейшая частная риторика, регулирующая правила организации эффективной речевой коммуникации военнослу- жащих, направленной на обеспечение решения задач военной службы. Книга адресована широкому кругу читателей.
ISBN978-5-91419-583-7
УДК355:808.5''04/14'
ББК68
Военная риторика Средневековья / Зверев С. Э. — СПб.: Алетейя, 2011. – 208 с. — : [Б.и.], 2011 .— 208 с. — ISBN 978-5-91419-583-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/177675 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О. Ю. Пленков, доктор исторических наук, профессор (Российский государственный педагогический университет) Зверев С. Э. <...> Военная риторика рассматривается в работе как составная часть военного искусства; как важнейшая частная риторика, регулирующая правила организации эффективной речевой коммуникации военнослужащих, направленной на обеспечение решения задач военной службы. <...> Военное красноречие древнее всех родов красноречия; так чем же оправдать то забвение, в котором оно оставалось до сего времени? <...> Конечно, духовность в современном ее понимании очень недорого стоит государству, но и ценность ее в глазах наиболее деятельной ча сти народа, которая, собственно, создает и поддерживает государство, 6 Зверев С.Э. <...> Первая глава посвящена изучению военной риторики Византийской империи, чья культура 8 Зверев С.Э. <...> В приложениях помещен впервые публикующийся на русском язы ке (в переводе с древнегреческого А.Б. Шарниной) византийский трак тат по военной риторике, получивший в научной литературе название «Rhetоrica militaris», а также образцы военных речей средневековых военных и государственных деятелей. <...> Особенно бурно этот процесс стал развиваться, начиная с VI века с рождением в бедных оазисах Аравийского полуострова религии, чей пророк и апостол пообещал вечное блаженство своим приверженцам, павшим в сражениях во имя веры. <...> Военная риторика Средневековья вобрала в себя не только муже ственное красноречие полководцев, но и возвышенное духовное слово пастыря, которое надолго стало непременным средством формирования высокого боевого настроя войск. <...> Тем не менее, исторические сочинения византийских авторов изоби луют таким количеством речей не только высших полководцев, но и средних военачальников и даже простых воинов, что создается ощу щение некоей воинской «соборности». <...> В «Стратегиконе» Псевдо-Маврикия в главе XVIII второй книги на ходим упоминание о должностях глашатаев, которые «до сражения держат <...>
Военная_риторика_Средневековья.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Военная_риторика_Средневековья.pdf
   - -  
Стр.3
УДК ББК 355:808.5''04/14'' 68 З 433 Рецензенты: В. В. Химик, доктор филологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет); О. Ю. Пленков, доктор исторических наук, профессор (Российский государственный педагогический университет) З 433 Зверев С. Э. Военная риторика Средневековья. – СПб.: Алетейя, 2011. – 208 с. ISBN 978-5-91419-583-7 Предлагаемое издание представляет собой продолжение исследования, предпринятого автором в монографии «Военная риторика Древнего мира». Военная риторика рассматривается в работе как составная часть военного искусства; как важнейшая частная риторика, регулирующая правила организации эффективной речевой коммуникации военнослужащих, направленной на обеспечение решения задач военной службы. Книга адресована широкому кругу читателей. УДК 355:808.5''04/14'' ББК 68 ISBN 978-5-91419-583-7 9 7 8 5 9 1 4 1 9 5 8 3 7 © С. Э. Зверев, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Стр.4
«Какой достославный труд для его честолю бия писателя: научить мужеству, передать чувство героизма! …не забудем, что красноречие во время сражений творило героев; не забудем, что и во время мира оно может уроками своими приготовить новых питомцев победе. Военное красноречие древнее всех родов красноречия; так чем же оправдать то забвение, в котором оно оставалось до сего времени?» Я.В. Толмачев Предисловие Состояние отечественного военного искусства на современном этапе, характеризуется, на наш взгляд, переоценкой роли материального фактора в военной службе вообще и в вопросах ведения вооруженной борьбы в особенности. Старый как мир философский спор о первичности духа и материи в документах военного управления, имеет тенденцию к окончательному разрешению в пользу материи. Впрочем, армия в этом вопросе послушно следует курсом, проложенным государством. Недостатки целенаправленного государственно­патриотического и воинского воспитания армии и народа власти пытаются компенсировать широкой рекламой «духовности». При этом российское государство повторяет ошибку, которая и привела, собственно, к гибели русской государственности в 1917 году: духовность — для народа, чтобы легче было управлять им, в то время как для правящего (читай: имущего) слоя — вполне достаточно «менеджмента», прививающего навыки эффективного управления массами. То, что распространение духовности в России всегда шло сверху вниз, начинаясь со структур государственного управления, предпочитают не замечать. К тому же, понятие духовной культуры сегодня трактуют, как правило, расширительно, включая в него практически все явления культуры и искусства, в то время как духовность всегда предполагала прежде всего религиозность, или по меньшей мере богоискательство. Конечно, духовность в современном ее понимании очень недорого стоит государству, но и ценность ее в глазах наиболее деятельной части народа, которая, собственно, создает и поддерживает государство,
Стр.5
6 Зверев С.Э. Военная риторика Средневековья также весьма невелика. Остается заметить, что подобный «имитационный» подход к вопросам распространения духовности смертельно опасен, ибо у власти он порождает иллюзию укорененности определенных духовных ценностей в народе, а народ продолжает развращаться, отрицая, ввиду отсутствия благого примера со стороны власти, теперь уже саму необходимость и пользу духовности. Полезно вспомнить, что лозунги «профессионализации» государственного управления, под которыми шла реформа власти в 90­е годы прошлого века, барское стремление отстранить «кухарок» от управления государством привели к теперешней коррупции, которая приняла такие формы и масштабы, что по признанию несколько растерявшейся исполнительной власти, вполне способна погубить как оную, так и само государство. Бюрократия обрела по выражению Л. А. Тихомирова «самостоятельное тело, имеющее свои собственные интересы», причем тело абсолютно бездуховное, беспринципное и агрессивно­паразитическое. Бюрократизация военного управления недопустима вдвойне. История не раз показывала к чему приводят попытки подмены живого влияния духовной личности главнокомандующего бесплодным теоретизированием «гофкригсрата» военной администрации. Генерал и офицер не имеют права быть «эффективными менеджерами», ибо плоды их бездуховного администрирования искупаются кровью и наносят глубочайший моральный ущерб войскам и народу. Именно поэтому в процессе профессионализации армии должно учитываться огромное значение духовно­нравственного компонента для военного дела. Это означает, что каждый генерал и офицер обязан быть не просто руководителем, не просто передаточным звеном бюрократизированной военной машины, но лидером и вождем для своих подчиненных. Обратим внимание на исторический период, когда категории религиозности и нравственности рассматривались в качестве основополагающих при рассмотрении вопросов именно государственного управления — Средневековье. Вся политическая элита средневекового общества была проникнута идеей служения Богу и содействия Его замыслу в устроении Царства Божия на земле. Причем в этом духовном, по сути, служении власть первой шла на тяжелейшие кровавые жертвы, исполняя свой долг перед народом. Так, например, в трагически сложившемся для французов сражении при Азенкуре (1415 г.) погибли семь принцев крови, коннетабль и великий адмирал Франции, великий гофмейстер, главный смотритель вод и лесов, архиепископ
Стр.6
Предисловие 7 Санский, почти все королевские байли севера Франции. Если судить по месту этих людей в средневековой властной иерархии, можно сказать, пользуясь замечательным сравнением О. Соколова, что «все эти потери представляли собой примерно то же, как если бы в 1996 г. в трагическом штурме Грозного пали не только молодые солдаты и офицеры, а вместе с ними в первых горящих танках погибли бы несколько министров, десятки губернаторов, сотни депутатов, а прочих чиновников высшего ранга — без счета…» [92, С. 50]. История развития народов в Средние века убедительно свидетельствует о том, что умаление духовности неминуемо сказывалось на состоянии жизнеспособности государства, важнейшим показателем которой всегда выступала обороноспособность. Состояние духовной жизни как в зеркале отражалось на военной риторике любого народа на определенном этапе его исторического развития. Современность ставит перед человеческим обществом очень непростые вопросы. В настоящее время во всех странах «победившей демократии» остро ощущается дефицит таких «идеальных ценностей» как служение некоей высшей идее (Богу), ценность которой лежит за пределами плоско понимаемых «общечеловеческих» ценностей. В погоне за утверждением демократических ценностей мы, кажется, напрочь забыли о том, что по классификации Аристотеля демократией именуется общество, речевая деятельность которого нацелена на достижение собственной выгоды. При этом уверенно игнорируются другие, кажущиеся исторически изжитыми, формы общественного устройства: аристократия и монархия, которые (опять же по Аристотелю) нацелены на общественное благо. «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…», — можно подумать, что сказано это было Ф.И. Тютчевым про наше время. Именно поэтому сегодня человечество демонстрирует достаточно абсурдное с материалистической точки зрения на прогресс как на процесс умножения и совершенствования материальной культуры, тенденцию к возвращению таких «диких» и архаичных форм устроения жизни как теократические и национальные государства. Изучение на примере военной риторики истории и духовной культуры Средневековья способно пролить свет на современные социально­политические процессы, проходящие в том числе и в нашей стране. Монография состоит из четырех глав. Первая глава посвящена изучению военной риторики Византийской империи, чья культура
Стр.7
8 Зверев С.Э. Военная риторика Средневековья оказывала значительное влияние на все стороны жизни средневекового мира. Во второй главе анализируются особенности военной риторики их основных противников на протяжении столетий: персов и арабов­мусульман. Третья глава содержит сведения по истории развития военной риторики западных народов. Военная риторика русского Средневековья, возникшая и развивавшаяся, как и вся культура России, в условиях тесного контакта с западным и восточным типом культур, рассматривается в четвертой главе. В приложениях помещен впервые публикующийся на русском языке (в переводе с древнегреческого А.Б. Шарниной) византийский трактат по военной риторике, получивший в научной литературе название «Rhetоrica militaris», а также образцы военных речей средневековых военных и государственных деятелей. Речь византийского императора Константина VII Багрянородного в русском переводе публикуется впервые. Автор выражает глубокую признательность кандидату исторических наук доценту А.Б. Шарниной, Е.М. Сидорчук и М.В. Барсовой за помощь в работе над монографией.
Стр.8