Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Медик Кузбасса

Медик Кузбасса Медик Кузбасса № 6 2003 (249,00 руб.)

0   0
Авторы
Страниц2
ID176951
АннотацияГазета "Медик Кузбасса" была учреждена Кемеровским городским советом по здравоохранению, Кемеровским государственным медицинским институтом и Новокузнецким государственным институтом для усовершенствования врачей в октябре 1963 года с целью освещения, прежде всего, образовательной деятельности упомянутых двух медицинских вузов Кемеровской области. В настоящее время учредителем газеты является ГБОУ ВПО КемГМА Минздравсоцразвития России.
Медик Кузбасса .— 2003 .— Медик Кузбасса № 6 .— 2 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176951 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ìåäèê Êóçáàññà Ñòóäåí÷åñêàÿ è âðà÷åáíàÿ ãàçåòà В КГМА 24 апреля 2003 г. избран совет кураторов в следующем составе: <...> Штейнпрейс Татьяна Артуровна - ассистент кафедры общей химии Курировать или лечить Слово курировать происходит от латинского глагола, что означает заботиться. <...> Корень этого слова лёг в основу таких слов как курорт (забота о здоровье), прокурор (забота об охране порядка в обществе). <...> Преподаватель, который назначен куратором группы студентов, обязан «наблюдать» год за первокурсниками в период их адаптации к высшему учебному заведению (так долго обычно наблюдают хронического больного). <...> Можно предположить, что студент находится в состоянии болезни, ибо он не готов к такому потоку информации, требованиям преподавателей, к записыванию лекций и схематическому изображению морфологических особенностей клеток, органов, тканей и живых объектов. <...> Поэтому первокурсникам необходима серьёзная помощь, требуется научная организация труда, правильное распределение бюджета времени, а также направление психоэмоциональной устойчивости. <...> Студенты, вчерашние школьники, из разной среды не однотипного информационного прессинга, теряются в большом городе. <...> Многочисленные переезды, неустроенность быта, неприспособленность к самостоятельной жизни и другое приводят к раздвоению студента, к внутренней дисгармонии, нервным стрессам, то есть студент как человек уязвим, и количество раздражителей, падающих на него, приводит его к «болезни». <...> В замен учебе они предпочитают гулять, не зная меры, (по совету старших товарищей, зачастую бездельников), то есть «не имея своей головы на плечах», некоторые студенты рьяно начинают посещать ночные дискотеки, клубы, игровые залы, кафе, бары, «влезать» в долги или попадать под влияние определённых «авторитетов», а то и просто пить пиво на улицах и, как правило, – драться. <...> Эти примеры довольно грустные, так как у каждого из студентов есть родители, которые хотят видеть <...>
Медик_Кузбасса_Медик_Кузбасса_№_6__(----)_2003.pdf
Медик Кузбасса Студенческая и врачебная газета В КГМА 24 апреля 2003 г. избран совет кураторов в следующем составе: 1. Начева Любовь Васильевна - зав. кафедрой биологии… (председатель совета) 2. Агибалова Майя Ивановна - доцент кафедры истории 3. Акименко Галина Васильевна - доцент кафедры истории 4. Банных Светлана Владимировна - доцент кафедры патофизиологии 5. Ворушин Петр Иванович - ст. преподаватель кафедры физ. химии 6. Карелина Людмила Михайловна - ассистент кафедры биологии 7. Медведчикова Оксана Геннадьевна – доц. кафедры анатомии человека 8. Пеганова Юлия Александровна - ассистент кафедры биохимии 9. Штейнпрейс Татьяна Артуровна - ассистент кафедры общей химии Курировать или лечить Слово курировать происходит от латинского глагола, что означает заботиться. Корень этого слова лёг в основу таких слов как курорт (забота о здоровье), прокурор (забота об охране порядка в обществе). В медицине есть такое понятие - курация больного или лечение. Это значит, что каждый врач наблюдает за человеком и заботится о нём в период его нахождения на лечении в стационаре или поликлинике, то есть ведёт историю болезни (anamnesis morbi) с момента поступления пациента до выздоровления. Чем лучше он заботится о своем больном, тем лучше результат. Для этого нужны такие качества как терпение и доверие друг другу. Сравним наши действия по кураторству студентов. Преподаватель, который назначен куратором группы студентов, обязан «наблюдать» год за первокурсниками в период их адаптации к высшему учебному заведению (так долго обычно наблюдают хронического больного). Можно предположить, что студент находится в состоянии болезни, ибо он не готов к такому потоку информации, требованиям преподавателей, к записыванию лекций и схематическому изображению морфологических особенностей клеток, органов, тканей и живых объектов. Конечно, адаптация у студентов протекает сложно и длительно. О чем мечтает большинство студентов первого курса – стать хирургом. Путь к той вершине очень длинный, тернистый и мечты не всегда совпадают с реальными буднями. Сенека писал: «Всё истинно великое совершается медленным, незаметным ростом». Специфика медицинской академии и сама строгая академическая система обучения направлена на «затягивание» студента преимущественно в учебный процесс, а предметы изучаемые студентом-медиком нуждаются в кропотливом продолжительном их познании. Поэтому первокурсникам необходима серьёзная помощь, требуется научная организация труда, правильное распределение бюджета времени, а также направление психоэмоциональной устойчивости. Студенты, вчерашние школьники, из разной среды не однотипного информационного прессинга, теряются в большом городе. Многочисленные переезды, неустроенность быта, неприспособленность к самостоятельной жизни и другое приводят к раздвоению студента, к внутренней дисгармонии, нервным стрессам, то есть студент как человек уязвим, и количество раздражителей, падающих на него, приводит его к «болезни». Многие из них начинают отрицать всё, к чему они не привыкли и не приспособились – типичный закон самосохранения. В замен учебе они предпочитают гулять, не зная меры, (по совету старших товарищей, зачастую бездельников), то есть «не имея своей головы на плечах», некоторые студенты рьяно начинают посещать ночные дискотеки, клубы, игровые залы, кафе, бары, «влезать» в долги или попадать под влияние определённых «авторитетов», а то и просто пить пиво на улицах и, как правило, – драться. Эти примеры довольно грустные, так как у каждого из студентов есть родители, которые хотят видеть своего сына или дочь в добром здравии и на хорошем счету в вузе. Не менее трудно тем, кто учится и старается, потому что преподаватель должен обращать внимание и тратить свое время на проблемных студентов. Хорошие студенты успевают и учиться, и поучаствовать в работе СНО, и в кино сходить, и с друзьями встретиться, чтобы обсудить вопросы студенческой жизни, моды, поучаствовать в КВН или фестивале «Первокурсник». У таких студентов свои болячки, например, кто поможет газету выпустить, кто «спонсирует» проведение научной конференции или студенческого вечера, где подработать, чтобы были свои деньги, как организовать лучше отдых в спортлагере и т.д. Встречаются студенты, которые только учатся и ничего кроме книжек не видят, порой доводят себя до перегрузки. Это тоже плохо. Значит, первокурсник проходит стадию болезни, но как её назвать? Возможно, что для одних это «Вузофобия», а может «Апатовузия» или «Лодырегония», а для других «Трудоголия», «Учёбомания» Но как бы мы не обозвали это состояние оно требует лечения. С чего начинать этот трудоёмкий процесс? C участия в жизни студентов, а не только их учёбе. Вот на «моём веку» существует много примеров студенческих групп, в которых я была куратором. Это группы стоматологов, так как кафедра биологии относится к стоматологическому факультету. И модус «курировать группы» не новый, а забытый старый. Студенты называли меня «второй мамой» или старшим товарищем и приходили рассказать и поделиться своими бедами и радостями. Меня приглашали на июнь 2003 Основана в 1963 ã. студенческие свадьбы, на крестины, на дни рождения, доверяли свои сердечные тайны, спрашивали совета по разным вопросам. Иногда приходилось беседовать с родителями и решать проблемы сообща, были моменты, когда нужно было переубеждать родителей в выборе воспитательного решения. И ничего не прошло даром. Куратор свои результаты видит не сразу, а спустя годы, но как приятно наблюдать за тем, что ты кого-то «спас» от неверного шага, кому-то помог в трудную минуту становления, кого-то из студентов направил в нужное профессиональное русло. В настоящее время у меня есть подшефная группа – 132. С самого начала учебного года мы с ними побывали на персональной выставке художника Н.Шемарова (Музей Искусств), на которой нам сам художник подарил альбомы своих картин. Провели посвящение в студенты с 3 турами вопросов, вручением сувениров, освящением святой водой. С интересом посмотрели фантастический фильм в кинотеатре «Космос» - «Особое мнение». Интересно прошли встречи с рассказами об импрессионистах. Удачным был вечер поэзии, на котором каждый читал свои любимые стихи. Со всеми подшефными группами 1-курса стомфака и кураторами с кафедры биологии мы провели Новогодний вечер с концертом. Некоторых студентов из группы привлекли к исследовательской работе и они выступали на Студенческой научной конференции, что было отмечено дипломом и материальным поощрением. В целом с группой произошло взаимопонимание, и мне каждый раз приходится беседовать с ними, выяснять их пробелы в учёбе, положение дел в семье, жилье, в личном, и хотя этот процесс курации бесконечен, он воспитывает и студента, и преподавателя, он полезен в разных аспектах, именно это и есть вузовская педагогика. Начева Л.В., профессор, зав. кафедрой общей биологии с основами генетики и паразитологии, председатель совета кураторов КГМА Институт кураторов Третий год существует в КГМА институт кураторов, восстановленный после длительного периода отказа от воспитательной работы. Общие задачи кураторства сегодня ясны: адаптация студентов-первокурсников к вузовской среде, к учебному процессу и помощь в создании коллектива в группах. Понятно, что обе эти задачи решаются через формирование у студента ответственного отношения к учебе. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Но как пробудить этот «аппетит», каковы должны быть формы работы куратора с группой? Третий год этот вопрос постоянно всплывает на кафедральных заседаниях, Ученых Советах, на специальных совещаниях-семинарах по оптимизации работы кураторов. Но при этом пока ни разу не спросили самих студентов, нужны ли им кураторы и как они представляют кураторство. С целью обратной связи студентов с кураторами мною был проведен в феврале 2003 года анонимный анкетный опрос десяти групп II курса лечебного факультета, прошедших на первом курсе через кураторство и имевших определенное мнение о нем. Что же показало анкетирование? Большинство студентов (75%) считают, что кураторство на первом курсе необходимо, но своего куратора они, если и знали в лицо, то встречались с ним от силы один-два раза в год. Понятно, что польза от подобных встреч была минимальной. А вот ответы на вопросы, как они представляют роль куратора в группе, довольно интересны. Здесь наблюдается большой разброс мнений: от понимания роли куратора как классного руководителя до массовика-затейника. Студенты пишут: «После школы учиться в вузе тяжело, т.к. в школе был классный руководитель, а здесь у нас никого не было» (215 группа); «Куратор – это классная мама» (204 группа); «Куратор – это человек, представляющий интересы группы наравне со старостой, как классный руководитель в школе» (208 гр.); «Куратор – это человек, устраивающий праздники в группе, который водит нас в театр, приобщает к культуре, ходит с нами в кино, в пиццерию» (211 гр.). Студенты хотят видеть в кураторе отзывчивого, доброго, веселого, общительного человека (212, 207, 208 гр.). Какие же функции они возлагают на него? «Первокурсник, как слепой котенок, которому куратор может открыть глаза» (212 группа); «Куратор – человек, который за нас отвечает» (213 группа); «Защитник прав студентов, наставник» «Справочник» (210группа); «Психотерапевт» (208 группа); (203 группа); «Заступник» (208 группа); «Информатор о событиях в КГМА» (215 группа). При этом студенты считают, что куратор должен быть человеком тактичным, умным, «не поучающим студентов» (211 группа), к которому «можно придти и рассказать о своих проблемах» (204 группа), и у которого «на спорные вопросы есть собственное мнение» (211 группа). В общем, «это верный друг студентов» (216 группа), «луч света в темном царстве» (203 группа). В связи с такими завышенными требованиями к кураторам встает вопрос: могут ли преподаватели быть таковыми для студентов? И хотят ли? Понятно, что преподаватель, назначенный куратором, должен нести ответственность за порученную работу. За три года накоплен определенный опыт работы кураторов, использование которого дает возможность положительно повлиять на микроклимат в группе. Это и составление куратором социального паспорта группы, способствующего установлению со студентами более тесного контакта. Это и организация встречи своей группы со старшекурсниками, что позволяет увидеть учебный процесс глазами тех, кто прошел через наиболее сложные для студентов кафедры и может рассказать о «подводных камнях», дать характеристику отдельным преподавателям. Это и применение психологических тестов для выявления в группе неформальных лидеров или конфликтных ситуаций. Это и беседы о бытовой стороне жизни студентов и проблеме дефицита свободного времени. И, конечно, главное – контроль за успеваемостью студентов, связь с кафедрами, с деканатом, но при этом отношения со студентами должны быть ненавязчивыми, неадминистративными и, как написал в анкете студент 204 группы: «Куратор должен не мешать нам своей заботой о нас». Сейчас встал вопрос о том, что куратор должен начать работать с первокурсниками прямо 1 сентября, в их первый праздничный и тревожный день пребывания в вузе. Ведь у них в этот день разное состояние души. Многие растеряны, напуганы, особенно иногородние. У них стресс. А кто-то наоборот, переживает эйфорию: поступил, и уже почти врач. Вот в это время куратор особенно нужен, т.к. кроме собрания, проведенного деканом, у них впереди только сам учебный процесс. И 1 сентября первокурсникам надо объяснить самые простые вещи, помочь разобраться в системе обучения в вузе в отличие от школы, освоиться в новой среде. Сегодня нужен единый набор тестов для опроса первокурсников, чтобы иметь представление о степени адаптации студентов к вузу, нужны методические рекомендации для кураторов, а в общем, нужно добросовестное отношение самих преподавателей, их желание помочь студентам влиться в жизнь Академии почувствовать себя частью большого студенческого коллектива. Агибалова М.И., доцент кафедры истории, психологии и экономики Курация – заботливость кураторство. Преподаватели нашей кафедры с 2000 года курируют После многолетнего перерыва в нашем вузе возобновилось группы I факультета. При постоянном общении со студентами преподаватели пришли к мнению, что кураторство необходимо, оно помогает адаптироваться к учебе в вузе. Студенты обращаются к кураторам по очень многим вопросам, которые их волнуют, и на которые может помочь найти ответы наставник. Это вопросы и учебы, и дружбы, материального положения и, конечно, проблемы, связанные с проживанием студентов в общежитии (необходимость ремонта комнат, отсутствие мест для нормальных занятий, несовместимость характеров и мн. др.) К сожалению, по вопросам проживания в общежитии, кураторы мало, чем могут помочь, здесь требуется помощь деканатов. В решении других вопросов куратор может помочь. Например, постоянный контроль над учебой со стороны наставников помогает в разрешении конфликтов или недоразумений с преподавателями, стимулирует студентов к своевременному получению зачетов и выходу на экзаменационную сессию. Преподаватели-кураторы помогают как советом, так и делом в организации досуга студентов: выходы в театр, на выставки, на экскурсии в клинические и санитарно-гигиенические лаборатории, заботятся о студентах. На кафедре химии для кураторских групп ежегодно организуются химические викторины, конкурсы, КВН, вечера поэзии или музыки. Несомненна и воспитательная роль куратора в борьбе с вредными привычками, прививании правил поведения и общения, хорошего вкуса и др. Проведенное в октябре-ноябре 2001 г. анкетирование студентов I и II курсов (порядка 100 чел.) разных факультетов показало следующие результаты: 1. На вопрос «Необходима ли помощь куратора в вузе на I курсе?» - более 90% опрашиваемых студентов ответили положительно. 2. многим студентам (ок. 70%) общение с куратором помогло решить учебные или личные проблемы. предпочитают куратора-женщину, причем среднего возраста. Необходимыми куратора были Демидова Н.Г., доцент, зав. каф. общей и биоорганической химии Маренкова Л.И., доцент каф. общей и биоорганической химии Интересно, что большинство студентов (ок. 60%) качествами заботливость (90%), требовательность (70%), доброта (70%), справедливость, общительность и др. названы: курса медико-профилактического Проблемы кураторства в Кемеровской государственной медицинской академии
Стр.1