А.А. Мёдова
Сибирский государственный технологический университет
Красноярск
Буддийская модель сознания
В настоящее время проблема культурного диалога России и Азии по-прежнему продолжает
разворачиваться в русле противопоставления западного и восточного менталитетов, различие
которых обусловлено принадлежностью представителей этих культур к различным типам сознания.
Современный российский менталитет базируется большей частью на европейской
рационалистической модели сознания (1). Восточный же тип сознания, несмотря на существующее
взаимодействие России с азиатскими культурами, в том числе входящими в состав российских
(имеется в виду культурное пространство Алтая, Хакасии, Тывы, Бурятии и др.), продолжает
оставаться нехарактерным для России в целом. Тем более ценным является для российского
научного и культурного сообщества постижение восточного представления о том, что мы
традиционно именуем сознанием. В данной статье представлен анализ буддийской модели сознания,
а именно представлении о работе и принципах сознания, данных в Трактате о пробуждении веры в
Махаяну (6 в н.э.). Данный трактат принадлежит к китайской буддийской традиции Большой
колесницы.
Основной причиной непробужденности сознания, т.е. недоступности для его истины бытия, в
махаяне считается не просто неведение относительно несуществовании реальности, а различающая
мысль. «Природа сознания не рождается и не гибнет. Все дхармы различаются лишь постольку,
поскольку они опираются на ложную различающую мысль. Если удалить все аспекты сознания,
обуславливающие различающую мысль, то не будет существовать никаких свойств у всего мира
объектов» (2, c. 50). Характерно, что ведущий отечественный феноменолог В.И. Молчанов выдвинул
концепцию сознания, исходящую из анализа именно такого фундаментального свойства сознания,
как различение: «Сознание есть не просто различение, но различение различений и различий. И в
этом смысле субъективность не нуждается в некоей высшей инстанции, отличающей её от
объективного мира. Это различие обеспечивает сам опыт сознания, опыт различений» (3, с. 99).
Таким образом, буддийская версия о принципиальности и даже сущностности различающей
способности сознания подтверждается в европейском рационалистическом дискурсе. Но если для
рациональной модели эта способность различения имеет положительный смысл, обеспечивая саму
возможность восприятия и мышления, то для буддийской модели именно различающая мысль
приводит к построению ложной реальности и, в конечном счете, к страданию.
Истинное мышление – это мышление по ту сторону различений. «Следует знать, что истинная
реальность по своей собственной природе не является наделенной свойствами, не является лишенной
свойств и не является одновременно и лишенной свойств и наделенной свойствами. Она лишена
свойства «единство» и лишена свойства «различие». Она не является не наделенной свойством
«единство» и не является не наделенной свойством «различие». Она не лишена и не наделена
свойствами «единство» и «различие» одновременно» (2, с.51). Логика буддийских рассуждений
весьма своеобразна, она гораздо сложнее привычной бинарной формальной логики. На наш взгляд,
она намеренно такова и сопоставима с кантовской идеей не единственности модели человеческого
сознания с его априорными формами и функциями. Буддийская модель говорит о реальности как бы
преодолевая стандартную мыслительную инерцию сознания – за пределами бинарной логики
оппозиций. Здесь намеренно сняты стандартные оппозиции «да - нет», о реальности мыслится, не
прибегая к утверждению или отрицанию. Сознание, в буддийском понимании, должно осуществлять
себя по принципу «не-единства и не-отличия».
Из-за тенденции усматривать тождественное как различное, сознание приходит в движение –
движение рождает свойства воспринимающего субъекта, таким образом необходимость восприятия
порождает материю для восприятия, т.е. мир объектов. То есть, так называемый объективный мир, с
точки зрения буддизма, только результат определенной направленности сознания, причем таковая
направленность оценивается негативно. Идеи о производности окружающего мира от сознания
присутствуют и в западной философии, в частности в феноменологии, солипсизме, неокантианстве,
но, что знаменательно, они порождают совершенно иную мировоззренческую установку.
Согласно Трактату о пробуждении веры в Махаяну, после того, как сознание сконструировало
мир объектов, появляются шесть свойств сознания, необходимых для операций с объектами: 1)
свойство мышления (т.е. способность различения); 2) свойство континуальной преемственности, т.е.
Стр.1