Янданова ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И. С. <...> Мункуева, Г. М. Осипова, Ц. Н. Янданова ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03,02 Менеджмент, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2016 УДК 330.16 ББК 65 М 904 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы О. Д. Хайхадаева, д-р экон. наук, профессор С. В. Бадлуева, канд. экон. наук, доцент Мункуева И. С. <...> Пособие представляет собой опорный конспект лекций по дисциплине «Экономическая теория» и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.02 Менеджмент. <...> УДК 330.16 ББК 65 © Бурятский госуниверситет, 2016 ВВЕДЕНИЕ В опорном конспекте лекций по дисциплине «Экономическая теория» обобщены основные теоретические положения экономической теории для изучения студентами экономических специальностей. <...> Важную роль в формировании высококвалифицированных специалистов, по мнению авторов, играет изучение таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Бухгалтерский учет». <...> Опорный конспект лекций по «Экономической теории» может оказать определенную помощь магистрантам и аспирантам при подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума. <...> Однако человеческие потребности безграничны, а ресурсы (земля, труд, капитал, предпринимательские способности), необходимые, чтобы удовлетворить эти потребности, ограничены. <...> в своем знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»; 3) немецкий ученый К. Маркс <...> Менеджеры предприятий, прогнозирующие спрос на свои товары, должны предвидеть <...>
Экономическая_теория_.pdf
Экономика
И. С. Мункуева, Г. М. Осипова
Ц. Н. Янданова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И. С. Мункуева, Г. М. Осипова, Ц. Н. Янданова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика,
38.03,02 Менеджмент, 38.03.04 Государственное
и муниципальное управление
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Улан-Удэ
2016
Стр.3
УДК 330.16
ББК 65
М 904
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
О. Д. Хайхадаева, д-р экон. наук, профессор
С. В. Бадлуева, канд. экон. наук, доцент
Мункуева И. С.
М 904 Экономическая теория : учебно-методическое пособие /
И. С. Мункуева, Г. М. Осипова, Ц. Н. Янданова. — УланУдэ:
Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. —
152 с.
Пособие представляет собой опорный конспект лекций по дисциплине
«Экономическая теория» и соответствует требованиям федерального
государственного образовательного стандарта по направлениям
подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.04 Государственное и муниципальное
управление, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.02 Менеджмент.
Пособие содержит основные тематические разделы по курсу
«Экономическая теория», а также контрольные вопросы для самопроверки.
Предназначено
для студентов, обучающихся по данным направлениям,
а также магистрантов и аспирантов.
УДК 330.16
ББК 65
© Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
В опорном конспекте лекций по дисциплине «Экономическая
теория» обобщены основные теоретические положения экономической
теории для изучения студентами экономических специальностей.
На основе достижений современной мысли рассматриваются
узловые вопросы микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.
Изложение теоретических проблем сопровождается анализом дискуссионных
взглядов зарубежных экономистов о сущности некоторых
понятий в изучаемой дисциплине, а также материалом из истории
экономических учений по некоторым рассматриваемым темам.
В опорном конспекте лекций по «Экономической теории» содержится
обширный материал в виде фактического материала,
схем, графиков, вопросов для повторения и резюме. Подобное изложение
материалов конспекта лекций позволяет, по мнению авторов,
студентам успешнее усвоить сущность рассматриваемых законов
и понятий и в дальнейшем применять в своей научной и практической
деятельности. В дальнейшем будущие специалисты смогут
свободно плавать в бурном мире рыночной экономики и не сбиваться
с курса.
Изучаемые в курсе «Экономическая теория» вопросы являются
«скелетом» и «кровеносной системой» для экономического развития
любой страны. Они играют определяющую роль в формировании
конкурентоспособной экономики. Все это актуализирует необходимость
разработки различных учебно-методических пособий
для лучшего усвоения студентами вышеназванной дисциплины, в
том числе опорных конспектов лекций.
Известно, что в современной экономике знаний все большее значение
приобретает наличие высококвалифицированных специалистов,
обладающих такими компетенциями, как креативность, предпринимательский
дух, способность к автономному принятию решений,
готовность к ответственной работе и т. д. Важную роль в формировании
высококвалифицированных специалистов, по мнению
авторов, играет изучение таких дисциплин, как «Микроэкономика»,
«Макроэкономика», «Бухгалтерский учет».
Целью опорного конспекта лекций является оказание помощи
студентам в более успешном и глубоком изучении дисциплины для
3
Стр.5
применения полученных знаний, умений, навыков, компетенций в
своей дальнейшей научной, практической и управленческой работе
в различных отраслях экономики, органах власти и т. д.
Данное учебно-методическое пособие способствует реализации
компетенции ОК-3 — способность использовать основы экономических
знаний в различных сферах деятельности.
Опорный конспект лекций по «Экономической теории» может
оказать определенную помощь магистрантам и аспирантам при
подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума. Содержание,
стиль изложения материала лекций позволят обучающимся, не
имеющим базового экономического образования, быстро включиться
в процесс изучения дисциплины.
4
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................... 3
I. Предмет и метод экономической теории.................................................. 5
II. Экономический процесс, модели его институциональной организации
............................................................................................................................
11
III. Отношения собственности и их роль в экономике............................. 21
IV. Рыночная система. Сущность и закономерности развития............ 26
V. Субъекты рыночной экономики. Формы организации предпринимательства
..............................................................................................................
4 0
VI. Теория спроса, предложения и полезности. рынок и конкуренция. . 53
VII. Капитал. Инвестиции................................................................................... 72
VIII. Издержки производства и доход предприятия................................. 81
IX. Рынок факторов производства и формирование факторных дох°д
°в ............................................................................................................................ 105
X. Национальная экономика как система.................................................... 113
XI. Макроэкономическое равновесие............................................................ 118
XII. Макроэкономическое неравновесие. цикличность развития.
Инфляция. Безработица........................................................................................
1 2 2
XIII. Экономическая политика государства в рыночной экономике. . 132
XIV. Мировое хозяйство и проблемы глобальной экономики.............. 140
Библиографический список ............................................................................... 147
Стр.152