Г.И. Панкова, В.В. Платонова, Н.В. Савченко
Методика преподавания
НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
с использованием профессиональных графических редакторов
Учебное пособие
Самара
Издательство СГАУ
2006
2
ЦИ
ОНАЛЬ
НЫ
ПР
ТЕТНЫЕ
Е
Н
А
О
РИ
ОЕКТЫ
Инновационная образовательная программа
«Развитие центра компетенции и подготовка
специалистов мирового уровня в области
аэрокосмических и геоинформационных
технологий»
ПР
И
Авторы: Г.И. Панкова, В.В. Платонова, Н.В.Савченко
УДК 515.629.7(075)
Методика
преподавания
начертательной
геометрии
с
использованием профессиональных графических редакторов: Пособие /
Самар. гос. аэрокосм. ун-т; Авторы Панкова Г. И., Платонова В. В.,
Савченко Н. В. <...> В настоящем пособии подробно изложена методика преподавания курса
«Начертательная геометрия». <...> Пособие разработано с целью оказания помощи студентам и
преподавателям при подготовке к практическим занятиям по курсу
«Начертательная геометрия» и «Компьютерная графика». <...> Кроме того,
начертательная геометрия, как никакая другая дисциплина, развивает
логическое конструктивно-геометрическое мышление, пространственное
представление и воображение, а также способность к анализу и синтезу
пространственных форм. <...> Поэтому в
основу обучения студентов положен комплексный подход, где одновременно с
традиционными инструментами (карандашом и линейкой), внедряются
современные информационные технологии на базе известных графических
пакетов AutoCAD, ADEM, КОМПАС-3D или других графических программ с
удобным и простым интерфейсом, в среде которых реализован эпюр Монжа. <...> * В пособии приведены графические примеры лабораторных работ в
графических пакетах AutoCAD, ADEM, КОМПАС-3D. <...> Пример тестового задания:
Тема: Методы преобразования комплексного чертежа
Вопрос: На каком чертеже после преобразования прямая
общего положения L станет линией уровня? <...> Плоскости проекций:
Π1 - горизонтальная плоскость проекций;
Π2 - фронтальная плоскость проекций;
Π3 – профильная плоскость <...>
Методика_преподавания_начертательной_геометрии_с_использованием_профессиональных_графических_редакторов.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА»
Г.И. Панкова, В.В. Платонова, Н.В. Савченко
Методика преподавания
НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
с использованием профессиональных графических редакторов
Учебное пособие
Самара
Издательство СГАУ
2006
Стр.1
2
Инновационная образовательная программа
«Развитие центра компетенции и подготовка
специалистов мирового уровня в области
аэрокосмических и геоинформационных
технологий»
Авторы: Г.И. Панкова, В.В. Платонова, Н.В.Савченко
УДК 515.629.7(075)
Методика
преподавания
начертательной
геометрии
с
использованием профессиональных графических редакторов: Пособие /
Самар. гос. аэрокосм. ун-т; Авторы Панкова Г. И., Платонова В. В.,
Савченко Н. В. Самара, 2006.
Табл. 3. Ил. 168. Библиогр.: 17 назв.
В настоящем пособии подробно изложена методика преподавания курса
«Начертательная геометрия». Кроме основ теории изображений и
геометрических преобразований, рассмотрены примеры решения конкретных
геометрических задач, в том числе с использованием профессиональных
графических редакторов.
Пособие разработано с целью оказания помощи студентам и
преподавателям при подготовке к практическим занятиям по курсу
«Начертательная геометрия» и «Компьютерная графика».
Печатается по Решению редакционно-издательского совета Самарского
государственного аэрокосмического университета.
УДК 515.629.7(075)
Рецензенты:
д.т.н., профессор А.В. Волков
к.т.н., профессор Ю.В. Ларионов
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2006
П
Р
И
О
Р
И
Т
Т
К
Е
Т
О
Н
Ы
Е
Н
А
Ц
И
О
А
Н
Л
Ь
Н
Ы
Е
П
Р
Е
Ы
Стр.2
3
Введение
Отличительной особенностью ускоряющегося научно-технического
прогресса является экспоненциальный рост объема научно-технической
информации. Наиболее эффективными средствами передачи информации
являются визуальные. Знание этих средств, умение ими пользоваться –
составляющие графической грамотности, основы которой в высшей школе
закладываются при изучении курса «Начертательной геометрии», она входит в
состав обязательных дисциплин ведущих технических вузов мира. Основная
задача начертательной геометрии – изучение визуально-образного
геометрического языка и технологии его реализации. Она
является
уникальным техническим языком, информативность которого настолько
велика, что заменить его другим практически невозможно. Кроме того,
начертательная геометрия, как никакая другая дисциплина, развивает
логическое конструктивно-геометрическое мышление, пространственное
представление и воображение, а также способность к анализу и синтезу
пространственных форм. Роль ее в подготовке специалистов и решении
прикладных задач возрастает в связи с необходимостью повышения
эффективности труда конструктора.
Работа современного инженера немыслима вне его связи с компьютером.
Развитие мощных вычислительных средств стимулировало новые методы
проектирования, построения объемных моделей и изучения на них
взаимодействия отдельных частей изделий в процессе работы и т.д.
Эффективность использования CAD/CAM/CAE технологий зависит от знания
основ теории изображений и умения их использовать как в стадии разработки,
так и в решении прикладных задач. Интенсификация учебного процесса в вузах
выдвигает новые требования к методике и средствам обучения. Поэтому в
основу обучения студентов положен комплексный подход, где одновременно с
традиционными инструментами (карандашом и линейкой), внедряются
современные информационные технологии на базе известных графических
пакетов AutoCAD, ADEM, КОМПАС-3D или других графических программ с
удобным и простым интерфейсом, в среде которых реализован эпюр Монжа.
Стр.3