В. Д. Богатырев
МИКРОЭКОНОМИКА
для очно-заочных отделений
технических факультетов
Учебное пособие
САМАРА 2004
УДК 330.1
ББК У010.4
Богатырев В. Д. <...> Микроэкономика: Учеб. пособие для студентов очно-заочных отделений технических факультетов / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. <...> Для лучшего восприятия изучаемого материала студентами технических факультетов
активно используется математический аппарат. <...> Настоящее учебное пособие предназначено для студентов очно-заочных отделений технических факультетов (специальности 110600, 220200 и другие). <...> Задача потребительского выбора, эффект дохода и эффект замещения
23 <...> Совершенная конкуренция, предложение фирмы и отрасли, эффективность конкурентных рынков 48 <...> В соответствии с требованиями действующих государственных стандартов в учебном пособии рассмотрены
основные положения теории спроса и предложения, теории потребления, теории производства, теории издержек, внешние эффекты и общественные блага. <...> Помимо материала, включаемого в учебники подобного рода, особое внимание уделено разделу внешние
эффекты и общественные блага, где изложены проблемы несостоятельности традиционных экономических теорий и пути их решения. <...> В седьмой главе, посвященной рынку факторов производства, капиталу, процентной ставке и инвестициям
изложен актуальный дополнительный материал по проведению финансовых расчетов с использованием простого и сложного процента. <...> Основные микроэкономические теории: теория спроса и предложения; теория потребления; теория произ-
4
водства, теория издержек и другие. <...> Можно выделить следующие основные рынки: рынок товаров и услуг предполагает функционирование товарных бирж, оптово-розничной торговли, маркетинговых организаций; рынок факторов производства предполагает торговлю станками, машинами, оборудованием, наличие бирж труда, риэлторских агентств; финансовый
рынок предполагает функционирование банков и фондовых бирж. <...> ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Основными <...>
Микроэкономика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА
В. Д. Богатырев
М И К Р О Э К О Н О М И К А
для очно-заочных отделений
технических факультетов
Учебное пособие
САМАРА 2004
Стр.1
УДК 330.1
ББК У010.4
Богатырев В. Д. Микроэкономика: Учеб. пособие для студентов очно-заочных отделений технических факультетов
/ Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Самара, 2004. 93 с.
ISBN
Учебное пособие «Микроэкономика» соответствует новым требованиям государственного стандарта
ГСЭ.Ф.11. В краткой и сжатой форме представлены основные определения, законы, методы раздела микроэкономика
курса «экономика». Существенным достоинством пособия являются приведенные практические примеры,
графики, таблицы. Для лучшего восприятия изучаемого материала студентами технических факультетов
активно используется математический аппарат.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов очно-заочных отделений технических факультетов
(специальности 110600, 220200 и другие).
Может быть рекомендовано студентам и преподавателям для подготовки и проведения практических занятий,
для самостоятельной работы, для подготовки к экзаменам.
Работа выполнена на кафедре экономики СГАУ.
Табл. 8. Ил. 34. Библиогр.: 9 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного аэрокосмического
университета имени академика С. П. Королева.
Рецензенты: к.э.н., доц. М. Г. Сорокина,
к.э.н., доц. В. М. Рамзаев.
ISBN
© Богатырев В. Д., 2004
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................. 4
1. Микроэкономика: предмет, объект, метод.................................................. 5
2. Рынок, условия его возникновения, организация и функции.................... 6
3. Теория спроса и предложения...................................................................... 9
3.1. Спрос, кривая спроса, факторы спроса.............................................. 9
3.2. Предложение, кривая предложения, факторы предложения .......... 11
3.3. Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие..... 13
3.4. Эластичность спроса и предложения................................................ 16
3.5. Индивидуальный и рыночный спрос ................................................ 19
4. Теория потребления...................................................................................... 20
4.1. Потребительские предпочтения и предельная полезность ............. 20
4.2. Задача потребительского выбора, эффект дохода и эффект замещения
4.3. Предельная норма замещения............................................................ 29
5. Теория производства .................................................................................... 33
5.1. Понятие фирмы и предприятия ......................................................... 33
5.2. Производственная функция ............................................................... 35
5.3. Закон убывающей предельной производительности....................... 37
5.4. Эффект масштаба................................................................................ 39
6. Издержки и прибыль .................................................................................... 39
6.1. Издержки, изокоста, принцип минимизации издержек................... 40
6.2. Виды издержек.................................................................................... 42
6.3. Прибыль, изопрофита, принцип максимизации прибыли............... 46
6.4. Совершенная конкуренция, предложение фирмы и отрасли, эффективность конкурентных рынков 48
6.5. Рыночная власть, монополия, монопсония, монополистическая конкуренция
52
6.6. Олигополия, олигопсония, дуополия................................................ 56
6.7. Антимонопольное регулирование..................................................... 59
7. Рынок факторов производства..................................................................... 62
7.1. Рынок труда......................................................................................... 64
7.2. Рынок земли и рынок капитала.......................................................... 68
7.3. Процентная ставка и инвестиции ...................................................... 70
8. Внешние эффекты и общественные блага.................................................. 78
Заключение........................................................................................................ 85
Рекомендуемая литература.............................................................................. 89
Приложение 1. Государственный стандарт ГСЭ.Ф.11 .................................. 90
Приложение 2. Пример рабочей программы.................................................. 91
23
3
Стр.3