Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. V. Мифология и фольклор (330,00 руб.)

0   0
Первый авторИванов Вяч. Вс.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц376
ID175266
АннотацияПятый том включает труды по мифологии, истории религии и фольклору. Особое внимание уделено проблеме близнечного культа в связи с двоичной символической классификацией, что изучено на материале разных африканских, индоевропейских (римской, восточнобалтийских, в частности латышской, и ряда других) традиций. Предметом исследования являются мифологические мотивы, общие для разных мифологических традиций Евразии, в частности такие, которые отражены в эпосе (в том числе птичьем и зверином). Цикл работ посвящен мифам о чудовищном псе или волке, который становился предметом поклонения и персонажем многочисленных мифов, распространенных на территории Евразии. Ранняя символика древнейших городов Малой Азии сопоставлена с древнебалканской. Проводится сравнение мифологических и религиозных представлений у народов Древнего Востока. Особо исследуются представления о внутренних психических сущностях, позволяющие проследить становление понятий сознания в Древней Греции в сопоставлении с Древним Востоком. Изучены общие черты фольклорных сюжетов разных балканских народов.
Кому рекомендованоКнига представляет интерес для всех интересующихся вопросами истории религии, мифологии и народного творчества народов мира.
ISBN978-5-9551-0301-3
УДК398
ББК83.3(2Рос=Рус)
Иванов, В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. V. Мифология и фольклор / В.В. Иванов .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 376 с. — (Язык. Семиотика. Культура) .— На тит. листе указ. изд-во: Знак .— ISBN 978-5-9551-0301-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/175266 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

I БЛИЗНЕЧНЫЙ КУЛЬТ И ДВОИЧНАЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ В АФРИКЕ Предмет настоящей статьи составляют типологически общие черты культа близнецов в различных африканских традициях и диахронические закономерности его становления, рассматриваемого в связи с обычно ему сопутствующими чертами символической классификации и социальной организации. <...> Золотарев предположил, что близнечный культ связан с дуалистическими космогониями, в которых основные явления мира разделены по двум противоположным рядам, и с дуальной организацией. <...> Но он не мог не увидеть, что африканский материал обнаруживает существенную специфику по сравнению с материалами других им изученных ареалов: близнечество представлено в меньшей степени в дуалистических космогониях (кроме некоторых западноафриканских, в период написания книги еще недостаточно известных), чем в ритуалах. <...> Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний. <...> Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний. <...> Но Тернер сосредоточил свое внимание на чисто синхронном анализе двоичной структуры близнечного ритуала у ндембу, лишь эпизодически Близнечный культ и двоичная символическая классификация в Африке 13 Общеафриканским следует признать выраженное в ритуалах представление об аномальности близнецов, их неестественности (исключение здесь составляют некоторые дуальные западноафриканские космологии, в которых неестественными признаются, наоборот, неблизнечные рождения, но в ритуалах некоторых обществ — например в Дагомее — сохраняется представление о необычности близнецов). <...> Близнецов относят к категории ненормально родившихся, их нередко обозначают тем же словом, которым называют уродов от рождения — malweza у тонга, chigego у кагуру, умерщвляемых у обоих народов; сходное значение имеет и слово ilipasa («рождение близнецов, ненормальные роды») у ньякьюса, однако в последнем <...>
Избранные_труды_по_семиотике_и_истории_культуры._Т._5.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Избранные_труды_по_семиотике_и_истории_культуры._Т._5.pdf
Стр.1
Стр.2
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Институт теории и истории мировой культуры Вяч. Вс. ИВАНОВ ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ ПО СЕМИОТИКЕ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ Том IV Том V Мифология и фольклор Семиотика культуры, искусства, науки ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР МОСКВА 2007
Стр.5
 83.3(2=)  18          ()   06-04-16231                 « »  . .  18       . . 5:    / . . - . . . . -     . — .: , 2009. — 376 c. — (. . ). ISSN 1727-1630 ISBN 978-5-9551-0301-3      ,    .            ,      ,  (, -,   ,   ) .     ,      ,  , ,     (     ).         ,        ,    .         .          .       ,             .        .     ,    ,      .  83.3      Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0301-3 © . . , 2009 © , 2009 
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...................................................................................................................7 I Близнечный культ и двоичная символическая классификация в Африке .............11 II Евразийские эпические мифологические мотивы....................................................49 Происхождение имени Кухулина...............................................................................79 Древнебалканский и общеиндоевропейский текст мифа о герое — убийце Пса и евразийские параллели .............................................88 Сходные черты в культе волка на Кавказе, в Древней Малой Азии и на Балканах ............................................................108 К балкано-балто-славяно-кавказским параллелям.................................................116 III До — во время — после? ..........................................................................................135 Чатал-Гююк и Балканы. Проблемы этнических связей и культурных контактов...................................................................................158 К архаичным формулам в хеттских гимнах............................................................187 Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния............191 IV Заметки о типологическом и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии........................................................................219 О последовательности животных в обрядовых и фольклорных текстах .............246 Реконструкция структуры символики и семантики индоевропейского погребального обряда.......................................................251 V Лингвистические материалы к реконструкции погребальных текстов в балтийской традиции ..............................................261
Стр.7
6 Оглавление Тропой песен: Древнее наследие в языке и фольклоре..........................................269 К 100-летию «Лачплесиса» Андрея Пумпура.........................................................277 О «Поэме о хлебе. Колос-двойчатка» Иманта Зиедониса, Юмисе и его истории........................................................................................283 О выборе веры в Восточной Европе ........................................................................286 О научном ясновидении Афанасьева.......................................................................299 VI Происхождение и трансформации фабулы баллады о Мастере Маноле.............307 VII О переходе от устного способа передачи и хранения текстов к письменному...................................................................................................321 О некоторых принципах современной науки и их приложении к семиотике малых (коротких) текстов...........................................................323 В. К. Шилейко и И. Д. Амусин о ханаанских поговорках в письмах из Эль-Амарны................................................................................327 VIII Заметки по категории притяжательности................................................................331 К семантической типологии производных от числительного «два»....................343 Славянские диалекты в соотношении с другими языками Великого княжества Литовского .....................................................................352
Стр.8
ПРЕДИСЛОВИЕ В предлагаемый том включены преимущественно те работы по мифологии, истории сознания и религии и фольклору, которые отвечают нескольким центральным научным темам, занимавшим автора на протяжении полувека. Вопросы становления сознания современного человека, выработки основных понятий, относящихся к душе и другим основным частям психической деятельности, требовали сопоставления новейших данных науки о Древнем Востоке с тем, что можно извлечь из свидетельств раннедревнегреческих текстов. Роль мифологии Греции, Рима и нескольких других индоевропейских традиций важна как для поннмания их общих истоков (в том числе и для оценки и частичного пересмотра реконструкций, предложенных такими классиками современной науки о мифологии, как Ж. Дюмезиль), так и для прояснения эволюции родственных им балто-славянских систем. Необходимость постоянного использования лингвистических сравнений при мифологических реконструкциях делала необходимой специальное исследование соотношения методов этих наук в их взамосвязи. Специальные методы, выработанные современными семиотическими течениями, в уточнении приемов которых участвовал автор, заставляют обратить особое внимание на системы двоичных противопоставлений символов. Эта проблема и связанная с ней реконструкция ранних бинарных оппозиций изучалась на материале Африки — классического ареала распространения близнечного культа. При изучении этого последнего на материале разных традиций (в том числе и индоевропейских — римской и восточно-балтийских, в особенности латышской) автор имел возможность продолжать напечатанные и ставшие ему доступными в рукописи замечательные исследования А. М. Золотарева, погибшего во время сталинского террора, но успевшего внести вклад в эту область знания (подробнее я говорю об этом в особой лекции, ему посвященной, в недавно изданном курсе «Дуальные структуры в антропологии», М., 2008, с. 86—126). В настоящее время оказывается возможным развитие традиционного для русской науки исследования вопросов, касающихся ряда общих тем, мотивов и образов, единых для евразийского эпического творчества. В цикле работ, собранных в настоящем томе, обращено особое внимание на мифы, относящиеся к образам животных, в частности мифологического чудовищного пса или волка. При изучении фольклорных мотивов ставилась задача выявления динамики их развития, эволюции разных жанров (в том числе изучаемых пареомиологией)
Стр.9
8 Предисловие и преломления древних форм в последующие периоды (при изменеиии объема и характера текста и сохранении некоторых инвариантных черт). Мой долг по отношению к таким нашим исследователям, как В. К. Шилейко. чьими гениальными трудами по Древнему Востоку я много занимался, и мой покойный друг И. Д. Амусин, выразился в монтаже отрывков из их произведений, включенном в настоящее издание. В своих работах. посвященных мифологической и фольклорной проблематике, я постоянно чувствовал стимулирующее воздействие совместной исследовательcкой деятельности, проводившейся вместе с В. Н. Топоровым начиная с наших обсуждений (скажем, книги О. М. Фрейденберг, трудов П. Г. Богатырева, Р. О. Якобсона и других наших учителей в фольклористике) в университетское студенческое и аспирантское время и дальше во всей долготе многих десятилетий жизни. Мы не только вместе с В. Н. Топоровым ездили в экспедиции (в литовские села Белоруссии и в кетские поселки на Енисее), мы заранее составляли их планы и по ходу работ и по их окончании оценивали полученные результаты. Исследование продолжалось в ходе чтений и обсуждений старинных известий и древних документов. Эта постоянная возможность поделиться мыслями и вдохновиться новыми идеями делала работу всегда увлекательной. Я надеюсь, что нам вместе удавалось добиться постижения некоторых из самых сложных вопросов сравнительной, диахронической, описательной и типологической науки о мифологических и фольклорных текстах. Их особый интерес состоит в прозрачности основных структур и длительности традиций, восходящих к глубокой древности. Поэтому полученные решения могут оказываться полезными и для других смежных наук. Мне хотелось бы думать, что В. Н. Топоров с присущей ему доброжелательной улыбкой встретил бы появление этого собрания опытов, которые раньше едва ли бы могли появиться на свет без его сочувственного одобрения.
Стр.10