Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Евразийское пространство: звук, слово, образ (198,00 руб.)

0   0
АвторыИванов Вяч. Вс.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц585
ID175208
АннотацияЭтот многоликий по материалу и составу участников сборник посвящен изучению широкого спектра гуманитарных проблем, объединенных представлением о пространстве и его образе в культуре. Основное место занимает тема евразийского пространства, восходящая к философским идеям Н.С. Трубецкого и его единомышленников - идеям, нашедшим свое экспериментальное воплощение в музыкальной и поэтической культуре русского авангарда. Своеобразный научный эксперимент ставят, в свою очередь, и авторы сборника, выводя анализ проблемы на стык естественных и гуманитарных наук - от акустики до семиотики, рассматривая соотношение звука и пространства как особым образом организованный и "привязанный к месту" фрагмент ноосферы.
Кому рекомендованоПредставленный в сборнике материал вызовет несомненный интерес у широкого круга специалистов - от антропологов и фольклористов до филологов, культурологов и музыковедов.
ISBN978-5-94457-137-3
УДК821.0
ББК81.2Р
Евразийское пространство: звук, слово, образ : [сборник] / ред. В.В. Иванов .— Москва : Языки славянской культуры, 2003 .— 585 с. — (Язык. Семиотика. Культура) .— Сост.: Л.О. Зайонц, Т.В. Цивьян .— ISBN 978-5-94457-137-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/175208 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М . В . ЛОМ ОНО С ОВА И НС Т И Т У Т М И Р ОВ ОЙ К УЛ ЬТ У Р Ы ЕВРА ЗИЙС К А Я АС С ОЦ И А Ц И Я У Н И В Е Р С И Т Е ТОВ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Звук, слово, образ Отв е тс тв е нный ред ак то р Вяч. <...> В. П. Григорьев Славь / немь, Восток / Запад, «зангезийство» / ? (три оппозиции в идеостиле В. Хлебникова <...> Одним из ее ответвлений и явился фрагмент: евразийское пространствоевразийский текст; этому была посвящена специальная конференция2. <...> 2 10 От составителей нем (Стравинский, Прокофьев), и менее известных у нас (Лурье, Дукельский). <...> Звук и музыка в фольклоре привели к звучащему слову — сначала в фольклоре, затем к слову в литературе, где звуковая и ритмическая организация художественного текста рассматривалась среди прочего в контексте евразийских идей (Андрей Белый, Хлебников…). <...> Евразийские эпические мифологические мотивы 15 начальный гласный (по-видимому, из сочетания ларингального с последующим редуцированным гласным, т. е. *œ) исчезает: др.-инд. nar-; авест. nar; алб. njer ‘мужчина’. <...> 24 При всем остроумии попытки вывести вторую часть чешского слова из названия «отца» (греч. patˇr): KNOBLOCH 1991/1994, от нее приходится 19 Евразийские эпические мифологические мотивы 17 bohatyr, bohater, др.-польск. bohaterz ‘могучий воин, эпический герой’. <...> 65 Старое индоевропейское название было вытеснено хаттским заимствованием: хет. <...> От этого имени бога хаттского происхождения образовано типологически эквивалентное Гелиополису и Ахет-атону (‘горизонт Атона = божественного Солнца’, город Амарна) название города Истанува, на лувийском диалекте которого написаны песни с архаическими индоевропейскими метрическими структурами. <...> Если считать mikku подобием молотка, которым Гильгамеш ударял по деревянному мячу, то ближайшую параллель можно найти в том же III тыс. до н. э. в мифологическом хаттском тексте из Анатолии (во II тыс. до н. э. хаттский язык, как и шумерский, выходит из употребления, и поэтому приходится опираться на копии, переписчики которых уже плохо понимали <...>
Евразийское_пространство_звук,_слово,_образ.pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.10
Стр.11
Евразийское_пространство_звук,_слово,_образ.pdf
Стр.1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК НАУЧНЫЙ СОВЕТ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА ИНСТИТУТ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРАЗИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Звук, слово, образ Ответственный редактор Вяч. Вс. Иванов ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2003
Стр.4
 81.2  24         . . .           ()   02-06-87057  24  : , ,  / . . .   «  »; -    . . . ;   ; . . . . ; . . . , . . . — .:   , 2003. — 584 .: . — (. . ). ISSN 1727-1630 ISBN 5-94457-137-3      ,         .      ,     . .     — ,           .    ,   ,   ,          —    ,           «  »  .            —      ,   .          .   . VI .  . . . 1-   Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. Outside Russia, apart from the Publishing House itself (fax: 095 246-20-20 c/o M153, Email: koshelev.ad@mtu-net.ru), the Danish bookseller G•E•C GAD (fax: 45 86 20 9102, Email: slavic@gad.dk) has exclusive rights for sales on this book.        ,   «  »,      G•E•C GAD. ISBN 5-94457-137-3 © , 2003 81.2         
Стр.5
Содержание От составителей....................................................................................... 9 Фольклор и мифология Вяч. Вс. Иванов Евразийские эпические мифологические мотивы ........................ 13 C. Ginzburg On the Eurasian Roots of the Witches’ Sabbath Stereotype............................................................................. 54 Е. Г. Рабинович Незримая граница ............................................................................ 64 Я. В. Васильков Домаурийское искусство Индии в курганах Южной Сибири: идентификация сюжета на зеркале из могильника Рогозиха-1 ............................................ 84 С. Ю. Неклюдов Специфика слова и текста в устной традиции ............................ 108 А. К. Байбурин Окно в звуковом пространстве..................................................... 120 Е. С. Новик Мифологические представления о голосе в фольклоре и верованиях народов Сибири................................ 134 Н. Б. Вахтин О значении звука в сказочном тексте .......................................... 157 В. Л. Кляус Этномузыкальные и заговорно-заклинательные традиции Забайкалья в дискурсе восприятия и оценок.............. 170 Литература В. Н. Топоров О романе Андрея Белого «Петербург» и его фоносфере в «евразийской» перспективе ......................... 181
Стр.6
6 Оглавление М. Л. Спивак Звукообразы Невидимого града (Андрей Белый в работе над трилогией «Восток или Запад»)...................................................................... 226 В. Вестстейн Трубецкой и Хлебников................................................................ 237 В. П. Григорьев Славь / немь, Восток / Запад, «зангезийство» / ? (три оппозиции в идеостиле В. Хлебникова) .............................. 249 Х. Баран, А. Е. Парнис «Анабасис» Велимира Хлебникова: Заметки к теме.................. 267 А. Е. Парнис «Евразийские» контексты Хлебникова: от «калмыцкого мифа» к мифу о «единой Азии»....................... 299 Л. Л. Гервер Движение «от» — «в» в поэме Хлебникова «И вот зеленое ущелие Зоргама…».............................................. 345 Н. Н. Перцова Куда идет слон из стихотворения В. Хлебникова «Меня проносят на слоновых…» ................................................. 359 М. И. Шапир Время и пространство в поэтическом языке раннего Мандельштама................................................................. 371 Ф. Двинятин Заумный Щерба: к поэтике фразы про глокую куздру .............. 383 Музыка И. И. Земцовский Звучащее пространство Евразии: (Предварительные тезисы к проблеме)........................................ 397 I. Reznikoff On the Notion of Eurasian Music .................................................... 409 В. Л. Марченков Монофония, полифония и личность: мечта о русском многоголосье ..................................................... 415 А. Л. Бретаницкая Петр Сувчинский и проблема Времени и Пространства в контексте художественной и философской мысли ХХ века .................................................... 435
Стр.7
Оглавление П. Сувчинский Понятие времени и Музыка: (Размышления о типологии музыкального творчества) (пер. с фр. Т. В. Цивьян)................... 471 И. Г. Вишневецкий Из эстетики и практики музыкального евразийства................... 482 М. Ланглебен Русская речь и русский стих в мелодиях С. С. Прокофьева ....................................................... 549 7
Стр.8
От составителей Темой текст пространства — пространство текста мы занимались в течение трех лет1 мент: евразийское пространство — евразийский текст; этому была посвящена специальная конференция2 . Одним из ее ответвлений и явился фраг. Представляемый сборник основан на том, что прозвучало на конференции, но в строгом смысле не является публикацией докладов; в частности, он ушел от чистой лингвистики и ностратики (предполагается, что это будет темой отдельной книги) в сторону образа пространства. В этой книге отразилась история и хронология как возникновения нашего интереса к евразийской теме, так и несколько нетрадиционного ее преломления. В истоках лежало обращение к тому фрагменту русской музыкальной культуры начала ХХ века, который был связан с идеями евразийства (Н. С. Трубецкой и его единомышленники). Взгляды одного из евразийцев, музыковеда П. П. Сувчинского, на возможность приложения этих идей к музыке нашли поддержку и воплощение в творчестве и композиторов с мировым име1 Проект был поддержан РФФИ, грант 99-06-80521. 2 Евразийское пространство: Звук и слово (Москва, 3—6 сентября 2000). Она проходила в Институте культурного наследия им. Д. С. Лихачева Министерства культуры РФ и РАН. В рамках конференции была развернута выставка художественно-фотографических работ С. Ивановой «Эхо — зеркальный мир» и организованы показы этнографических фильмов, посвященных фольклорно-мифологическим традициям Сибири (в частности, уникальная запись шаманского камлания, фильм А. Слапиньша и Е. Новик), и прошли три концерта: исполнителя народной музыки М. Басякова (Екатеринбург), профессора Сорбонны Е. Резникова, исполнившего свои реконструкции древнехристианских песнопений, и ансамбля ударных инструментов под управлением М. Пекарского (Москва), который представил звучание различных экзотических инструментов рассматриваемого ареала. «Художественная часть» была включена в сценарий конференции не как культурная программа, а как экспликация предложенного подхода. К конференции был выпущен сборник тезисов и материалов: Евразийское пространство: Звук и слово. М., 2000. 202 с.
Стр.10
10 От составителей нем (Стравинский, Прокофьев), и менее известных у нас (Лурье, Дукельский). Первоначально наша цель, почти исключительно музыковедческая, была ограничена попыткой понять и выделить «евразийское» в музыке авангардизма. Далее круг тем стал расширяться как бы сам собой: авторская музыка побудила обратиться к музыкальному фольклору на евразийском пространстве. Функции звука в фольклоре (магия звука в терминологическом смысле) привели к мифологии. Темы диктовались евразийским пространством и движением по нему с востока на запад; особое внимание было уделено сибирским традициям и шаманизму. Звук и музыка в фольклоре привели к звучащему слову — сначала в фольклоре, затем к слову в литературе, где звуковая и ритмическая организация художественного текста рассматривалась среди прочего в контексте евразийских идей (Андрей Белый, Хлебников…). Расширение тематики заставило обратиться к идее семиотизации пространства в проекции на разные коды модели мира3 . В итоге статьи сборника оказались объединенными прежде всего звуком и пространством, в данном случае — евразийским пространством, которое рассматривалось не столько как территория в собственном смысле слова, сколько как особым образом организованный и «привязанный к месту» фрагмент ноосферы. Тем самым анализ был выведен на стык естественных и гуманитарных наук (от акустики до семиотики) и привел к рассмотрению фундаментальной проблемы: формирование антропоцентричной картины мира (модели мира) sub specie звука, помещенного в пространство, звука, последовательно и/или одновременно принимающего разные ипостаси в разных ярусах модели мира. Речь идет о «пути звука»: звук как таковой → музыка как семиотизированный звук → звук как строительный элемента языка / слова → звучащее слово → слово, положенное на музыку → музыка и слово. Сложенное вместе, это образует геопанораму (евразийского) пространства — образ пространства. 3 Более всего в акустическом, но не только.
Стр.11