М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева»,
1981; «Ритм художественной прозы»,
1982; «Литературное произведение:
теория и практика анализа», 1991
и др., более 250 статей по теории
литературы, русской литературе,
эстетике и культурологии. <...> А произведение в его подлинной сути — двуединый процесс претворения мира в художественном тексте и преображения текста в мир. <...> Первоначальное единство мира и текста, их разделение, исключающее тождество, наконец, их
взаимообращенность, переход друг в друга — в первой и второй частях книги аргументируются эти основания, дающие возможность говорить о литературном произведении как художественной целостности: образе целостности мира и человека, человеческого бытия и сознания, их единства, обособления и общения друг с другом на основе глубинной неразрывности. <...> Истоки теории произведения как художественной целостности можно
особенно ясно увидеть при переходе от традиционалистской к индивидуально-авторской, или исторической, эпохе развития литературно-художественного сознания3. <...> Движение мысли о литературном произведении как целостности выдвигает в качестве одного из главных героев второй части книги категорию сти-
Введение
15
ля как организующего закона и в то же время непосредственно воспринимаемого единства всех элементов художественной формы, в создании и
эстетическом совершенстве которой проявляет себя целостная творческая
индивидуальность. <...> Поэтому в ритмической композиции можно усмотреть своего рода пограничную область, где стилевое преображение текста
может выступить наиболее выраженно. <...> В-третьих, аналитический материал этой части
книги содержит попытку ответа на вопрос о том, как бытие-общение может
диалогически осознаваться, осуществляться и прочитываться в поэтике литературного произведения. <...> Целостность человеческого бытия эстетически выявляется в художественной целостности произведения искусства: в единстве, разделении и взаимообращенности мира — произведения <...>
Литературное_произведение_Теория_художественной_целостности_.pdf
М. М. ГИРШМАН
ИТЕРАТУРНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Михаил Моисеевич Гиршман
родился 20 октября 1937 года
в деревне Бира Хабаровского края.
Доктор филологических наук,
профессор кафедры теории
литературы и художественной
культуры Донецкого национального
университета, один из учредителей
Донецкого института социального
образования.
Автор книг «Целостный анализ
художественных произведений»,
1970; «Анализ поэтических
произведений А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева»,
1981; «Ритм художественной прозы»,
1982; «Литературное произведение:
теория и практика анализа», 1991
и др., более 250 статей по теории
литературы, русской литературе,
эстетике и культурологии.
Подготовил 35 кандидатов
филологических наук.
МОСКВА
2007
Теория
художественной
целостности
М. М. ГИРШМАН
ИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ
Стр.1
Издание второе, дополненное
Стр.4
83.3(0)9
51
:
. . ( -, ), . . (, ),
. . (, - , ),
. . (, ), . . (, ),
. . ( . -), . ( -)
51
. .
: . —
2- ., . — .: , 2007. — 560 . — (
).
ISBN 5-9551-0206-
, ,
, ,
,
, , .
.
-
.
,
.
, ,
.
-,
.
,
.
.
83.3
. « »
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 5-9551-0206-
© . . , 2007
© , -, 2007
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................9
I. Произведение как художественная целостность
Становление понятия «художественная целостность»
и его современное значение ...........................................................................20
К проблеме специфики художественной литературы ......................................57
Слово в художественной целостности литературного произведения.............62
II. Художественная целостность — стиль — ритм
Стиль литературного произведения...................................................................71
Строение стиха и проблемы изучения поэтических произведений .............115
От ритмики стихотворного языка к ритмической композиции
поэтического произведения .........................................................................151
Ритмическая композиция стихотворений Пушкина,
Тютчева, Лермонтова, Баратынского, написанных
четырехстопным ямбом ................................................................................176
Ритмическая композиция и стилевое своеобразие
стихотворных произведений........................................................................209
Красота поисков истины («Толпе тревожный день приветен,
но страшна...» Баратынского)..................................................................209
Рационализм — ораторство — мастерство («Антоний» Брюсова) ............223
Мост памяти, прощения, любви («Переделкинское кладбище»
Инны Лиснянской)...................................................................................235
Проблема специфики ритма художественной прозы.....................................242
Стр.6
6
Содержание
Становление ритмического единства
прозаического художественного произведения.........................................269
Ритмическая композиция и стилевое своеобразие
прозаических произведений ........................................................................306
Сложный путь к простоте («После бала»,
«Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого)................................................306
Трагическое совмещение противоположностей
(«Кроткая», «Сон смешного человека» Достоевского) ..........................321
Стилевой синтез — дисгармония — гармония
(«Студент», «Черный монах» Чехова) .....................................................341
Ритмические всплески: возникновение — исчезновение
(«Красный цветок» Гаршина) ..................................................................372
Рождение человека — рождение художника
(Рассказы Горького из цикла «По Руси»)................................................377
Ритм стиха и ритм прозы:
два целых, единая целостность ...............................................................396
Автор — род — жанр — стиль: их отношения и взаимосвязь
в индивидуально-авторскую эпоху ..............................................................432
ІІІ. Диалог и художественная целостность
Основы диалогического мышления
и его культурно-творческая актуальность...................................................451
М. М. Бахтин о литературном произведении как «едином,
но сложном событии» и перспективы изучения
художественной целостности........................................................................463
Творчество Пушкина и современная теория
поэтического произведения .........................................................................468
Диалог поэта и философа (Вл. Соловьев
о художественном времени в поэзии Ф. Тютчева) .....................................477
Ф. И. Тютчев «О чем ты воешь, ветр ночной?..»:
архитектоника бытия-общения — ритмическая
композиция стихотворного текста — невозможное,
но несомненное совершенство поэзии ........................................................486
Стиль и поэтическое словообразование в лирике Тютчева...........................495
Встреча диалогической философии и филологии:
Э. Левинас о творчестве Ф. М. Достоевского..............................................502
«Тень реальности» или «духовный поступок»:
произведение искусства в свете
философской критики Э. Левинаса..............................................................508
Стр.7
Содержание
7
Литературное произведение как бытие-общение:
что мы анализируем и интерпретируем? ....................................................514
Риторическая конструкция-деконструкция
или эстетическая реальность? ......................................................................527
Путь к объективности.........................................................................................533
Литературное произведение в свете философии
и филологии диалога (Вместо заключения)................................................539
Указатель имен....................................................................................................546
Первые публикации ...........................................................................................554
Стр.8