Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Мифология пространства Древней Ирландии (143,00 руб.)

0   0
Первый авторБондаренко Г. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц419
ID175142
АннотацияМонография является первым в России исследованием раннесредневековой ирландской картины мира, которая рассматривается в широком контексте кельтской мифологической традиции. Географически монография охватывает Ирландию и частично Уэльс. Исследование древнеирландских (и средневаллийских) текстов, однако, не изолировано от сравнительного индоевропейского материала, других древних мифологий и традиций: галльской, греческой, индийской. Мифология пространства, мифология знания, переход от традиционной дописьменной к письменной христианской культуре занимают центральное место в книге. Рассматривается уникальный для ирландской мифологии феномен сакральных пентад, структурирующих пространство острова.
Кому рекомендованоКнига предназначена для историков, филологов и всех интересующихся культурой кельтской Европы.
ISBN978-5-94457-127-6
УДК94(100)
ББК63.3(0)
Бондаренко, Г.В. Мифология пространства Древней Ирландии : [монография] / Г.В. Бондаренко .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 419 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия) .— На тит. листе указ.: 2003 г.; цв. вкл. после с. 352; прил., библиогр., указ.: с. 359-424 .— ISBN 978-5-94457-127-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/175142 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Прозаические диннхенхас Шлиге Дала (редакция B из «Лейнстерской книги» и Laud 610) . <...> Дороги и знание в «Разрушении заезжего дома Да Дерга» («Togail Bruidne Da Derga») ........ 167 Глава IX. <...> Пять главных дорог Ирландии — Шлиге Мидлуахра (Slige Midlъachra), Шлиге Куаланн (Slige Cualann), Шлиге Ассайл (Slige Assail), Шлиге Дала (Slige Dala) и Шлиге Мор (Slige Mуr), равно как и пять ее священных деревьев, пять священных домов или пять пятин, принадлежат мифологической традиции (что не отменяет факт их существования в исторической Ирландии, древней или средневековой). <...> Священные дороги щественной частью этой традиции, передающейся с дохристианских времен, было пятичленное деление острова. <...> В основном кельтологи, затрагивавшие тему пяти дорог Ирландии, отмечали их роль в истории (или псевдоистории 2) как путей, соединяющих Тару, «королевский центр», с остальной Ирландией в период возраставшего влияния власти верховного короля Тары, начиная с эпохи династии И Нейллов. <...> Поэтому история пяти дорог и была зафиксирована в произведениях раннеирландской литературы. <...> Самый интересный вопрос здесь заключается в функции пяти дорог в общей схеме пятичленного деления Ирландии, очевидно, имевшей космологическое значение. <...> Точно так же как пять священных деревьев Ирландии, пять дорог появляются в ночь рождения Конна, и так же, как деревья, они в некоторых случаях ассоциируются с филидами, поэзией (как в rбmut roscadach, в аллитерационной поэме, что будет обсуждено позже) и знанием. <...> Я намерен ввести в научный обиход ранее неизданные аллитерационную поэму (rosc) и прозаическую легенду из старин мест о дорогах. <...> Это, возможно, объясняет роль дороги в истории короля Конаре. <...> Х. являются не чем иным, как заимствованием из мифологической традиции «Ночного видения Фингена». <...> В «Анналах Четырех Мастеров» и «Анналах Клонмакнойса» речь идет о мифологических событиях: появлении дорог в ночь рождения короля Тары Конна Кетхатаха и делении Ирландии на две половины Конном и Мугом Нуадатом вдоль <...>
Мифология_пространства_древней_Ирландии_.pdf
Стр.1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ Г. В. БОНДАРЕНКО МИФОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА ДРЕВНЕЙ ИРЛАНДИИ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Москва 2003 © Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 63.3(0) Б 81 Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект 02-01-16089 Бондаренко Г. В. Б 81 Мифология пространства Древней Ирландии. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 416 c. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая сер.). (Вклейка после с. 352) ISSN 1727-1649 ISBN 5-94457-127-6 Монография является первым в России исследованием раннесредневековой ирландской картины мира, которая рассматривается в широком контексте кельтской мифологической традиции. Географически монография охватывает Ирландию и частично Уэльс. Исследование древнеирландских (и средневаллийских) текстов, однако, не изолировано от сравнительного индоевропейского материала, других древних мифологий и традиций: галльской, греческой, индийской. Мифология пространства, мифология знания, переход от традиционной дописьменной к письменной христианской культуре занимают центральное место в книге. Рассматривается уникальный для ирландской мифологии феномен сакральных пентад, структурирующих пространство острова. Книга предназначена для историков, филологов и всех интересующихся культурой кельтской Европы. ББК 63.3(0) Григорий Владимирович Бондаренко МИФОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА ДРЕВНЕЙ ИРЛАНДИИ Издатель А. Кошелев Художественное оформление обложки Натальи Прокуратовой и Сергея Жигалкина Корректор О. Заикина Художественный консультант Л. М. Панфилова Подписано в печать 09.09.2003. Формат 84×108 1/32. Бумага офсетная № 1, печать офсетная. Усл. п. л. 10, 53. Заказ № Издательство «Языки славянской культуры». ЛР № 02745 от 04.10.2000. Тел.: 207-86-93. Факс: (095) 246-20-20 (для аб. М153). E-mail: Lrc@comtv.ru Outside Russia, apart from the Publishing House itself (fax: 095 246-20-20 c/o M153, E-mail: koshelev.ad@mtu-net.ru), the Danish bookseller G•E•C GAD (fax: 45 86 20 9102, E-mail: slavic@gad.dk) has exclusive rights for sales on this book. ISBN 5-94457-127-6 © Г. В. Бондаренко, 2003
Стр.4
7 СОДЕРЖАНИЕ Часть первая ОРИЕНТАЦИЯ И МИФ. СВЯЩЕННЫЕ ДОРОГИ Введение. Пять дорог и раннесредневековая Ирландия .................................................................... 11 Глава I. Пять дорог в древнеирландской литературе .................................................................. 33 Глава II. «Откуда есть пошла» ирландская традиция? (Ê дискуссии в современной кельтологии) .............. 45 Глава III. Предание о пяти дорогах в «Ночном видении Ôèíãåíà»..................................................... 55 Глава IV. Прозаические диннхенхас (старины мест) Шлиге Дала (ðåäàêöèÿ Ñ) ....................................... 97 Глава V. Прозаические диннхенхас Шлиге Дала (ðåäàêöèÿ B из «Лейнстерской êíèãè» и Laud 610) . 107 Глава VI. Аллитерационная поэма «Búaid Cuinn, rígróid rogaide»........................................................... 118 Глава VII. Метрические диннхенхас Шлиге Дала .....159 Глава VIII. Дороги и знание в «Разрушении заезжего дома Да Äåðãà» («Togail Bruidne Da Derga») ........167 Глава IX. Пять дорог и древнеирландская картина мира ..........................................................................193 Заключение ................................................................. 206
Стр.6
8 Содержание Часть вторая ОТ КОРНЕЙ К ВЕТВЯМ. СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ Ââåäåíèå. Пять священных деревьев .......................... 215 Глава I. Пять деревьев в древнеирландской литературе .................................................................219 Глава II. Священные деревья: между историей и фольклором ........................................................... 230 Глава III. Появление деревьев. Трефуйлнгид и Финтан ................................................................. 234 Глава IV. Пять деревьев в «Старине мест» (dinnshenchas) ......................................................... 253 Глава V. Пять деревьев в преданиях (scél) ................ 317 Глава VI. Биле Тортан и Эо Росса в житиях святых ...................................................................... 335 Заключение ................................................................. 356 Приложение. Пять деревьев в картине мира гностиков и манихеев .............................................. 359 Áèáëèîãðàôèÿ.............................................................. 372 Источники ............................................................... 372 Ëèòåðàòóðà............................................................... 378 Summary ....................................................................... 385 Указатели ..................................................................... 390 Указатель имен собственных, исторических и мифологических реалий ............................................. 390 Указатель географических названий ....................... 400 Указатель исследователей ....................................... 406 Указатель письменных источников ..........................410
Стр.7