Интеллектуальный потенциал Архангельской губернии
первой трети ХХ века. <...> Интеллектуальный потенциал Архангельской губернии первой трети ХХ века // Ломоносовский образовательный проект: Материалы Международной научно-практической конференции (Архангельск, 8-11 сентября 2009 г.) /сост. <...> В современную эпоху, которая характеризируется колоссальными темпами и масштабами научно-технического прогресса, широким внедрением
инновационных технологий одним из важнейших факторов устойчивого поступательного развития общества является его интеллектуальный потенциал. <...> В отечественной и зарубежной науке нет однозначных
подходов к трактовке его сущности и содержания. <...> С одной стороны, как врожденные качества личности, с другой –
как приобретенные им в процессе жизнедеятельности. <...> Не вдаваясь в тонкости дискуссий концептуального значения, отметим, в
авторском понимании интеллектуальный потенциал означает творческие
возможности и способности, как заложенные на генетическом уровне, так и
приобретенные в процессе обучения. <...> Именно эта группа, именуемая интеллигенцией, обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала страны и является источником инноваций в производстве и различных сферах интеллектуальной деятельности. <...> В связи с тем, что анализ состояния интеллектуального потенциала
нагляднее может быть представлен в исторической ретроспективе, попытаемся представить динамику его развития в первой трети ХХ века на примере
Архангельской губернии. <...> Начало развитию численности интеллигенции Архангельской губернии
положили реформы 60-70-х годов XIX века и модернизационные процессы
начала ХХ века. <...> Если в XVIII – первой половине XIX вв. общее количество
работников интеллектуального труда в регионе не превышало несколько десятков человек, то к началу ХХ века ее численность возросла до 3200 чел. <...> В то же время
несколькими десятками человек исчислялось количество юристов, врачей,
инженерно-технических <...>
Интеллектуальный_потенциал_Архангельской_губернии__первой_трети_ХХ_века_.pdf
Соколова Ф.Х.
Интеллектуальный потенциал Архангельской губернии
первой трети ХХ века.
1. Соколова Ф.Х. Интеллектуальный потенциал Архангельской губернии первой трети
ХХ века // Ломоносовский образовательный проект: Материалы Международной
научно-практической конференции (Архангельск, 8-11 сентября 2009 г.) /сост.
П.С. Журавлев; Под общ. ред. И.Р. Луговской: редколлегия В.И. Голдин. – Архангельск:
ПГУ, 2009, С. 184-191 - 0,5 п.л.
В современную эпоху, которая характеризируется колоссальными темпами
и масштабами научно-технического прогресса, широким внедрением
инновационных технологий одним из важнейших факторов устойчивого поступательного
развития общества является его интеллектуальный потенциал.
Понятие «интеллектуальный потенциал» – чрезвычайно емкое, многогранное
и сложное. В отечественной и зарубежной науке нет однозначных
подходов к трактовке его сущности и содержания. В соответствии с этимологическими
корнями термина «интеллектуал», которые восходят к латинской
дефиниции «intellectuals» (ум, рассудок, мыслящий, разумный, творческий),
интеллектуальные возможности и способности могут рассматриваться с двух
позиций. С одной стороны, как врожденные качества личности, с другой –
как приобретенные им в процессе жизнедеятельности. В первом случае понятие
интеллектуальный потенциал в определенной степени может быть отождествлен
со всеми человеческими ресурсами общества, ибо способностью
мыслить обладает каждая личность. Во втором, как близкое к той составляющей
человеческого потенциала, которая характеризуется уровнем грамотности
и образованности населения. Столь же неоднозначны подходы к интерпретации
дефиниция «потенциал», которая в ее исходном значении означает
возможности.
Не вдаваясь в тонкости дискуссий концептуального значения, отметим, в
авторском понимании интеллектуальный потенциал означает творческие
возможности и способности, как заложенные на генетическом уровне, так и
приобретенные в процессе обучения. При исследовании настоящего феномена
особое значение приобретает анализ структурно-функциональных и социокультурных
характеристик той группы лиц, которые, обладая соответствующими
знаниями, умениями, навыками, т.е. способностями, профессионально
занимаются сложным умственным (творческим, интеллектуальным) трудом).
Именно эта группа, именуемая интеллигенцией, обеспечивает воспроизводство
интеллектуального потенциала страны и является источником инноваций
в производстве и различных сферах интеллектуальной деятельности.
В связи с тем, что анализ состояния интеллектуального потенциала
нагляднее может быть представлен в исторической ретроспективе, попытаемся
представить динамику его развития в первой трети ХХ века на примере
Архангельской губернии.
Стр.1