Департамент межбюджетных отношений Минфина России
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ1
О
дним из основных принципов
бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджетов, в соответствии с которым
объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его
дефицита. <...> 1
Сбалансированность местных
бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. <...> В связи с этим Министерство
финансов Российской Федерации разработало Методические
рекомендации по формированию
Программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов (далее Программа). <...> Целью данных Методических
рекомендаций является оказание
методологической помощи органам местного самоуправления по
разработке и реализации мероприятий, направленных на мобилизацию доходов и оптимизацию
бюджетных расходов. <...> Создать условия для обеспечения устойчивого исполнения
местных бюджетов. <...> Повысить эффективность и
результативность работы органов
местного самоуправления и других участников бюджетного процесса. <...> Выявить внутренние резервы экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов. <...> 52
от
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов
муниципальным
образованиям
рекомендуется рассмотреть и
утвердить решением местной
администрации Программу мероприятий по форме, согласно
приложению №1. <...> При утверждении Программы
мероприятий рекомендуется использовать модельный муниципальный правовой акт согласно
приложению №3. <...> Мероприятия по
организации работы по
мобилизации доходов
местных бюджетов <...> Мероприятия по
увеличению поступлений
местных налогов
Важным источником мобилизации доходов местного бюджета
является <...>
Методические_рекомендации_по_организации_мероприятий,_направленных_на_обеспечение_сбалансированности_местных_бюджетов.pdf
Департамент межбюджетных отношений Минфина России
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ1
О
дним из основных принципов
бюджетной системы Российской
Федерации является принцип
сбалансированности бюджетов,
в соответствии с которым
объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов
бюджета и поступлений из
источников финансирования его
дефицита.1
Сбалансированность местных
бюджетов является важным условием
осуществления полномочий
органов местного самоуправления
по решению вопросов
местного значения.
В связи с этим Министерство
финансов Российской Федерации
разработало Методические
рекомендации по формированию
Программы мероприятий, направленных
на обеспечение сбалансированности
местных бюджетов
(далее – Программа).
Целью данных Методических
рекомендаций является оказание
методологической помощи органам
местного самоуправления по
разработке и реализации мероприятий,
направленных на мобилизацию
доходов и оптимизацию
бюджетных расходов.
Реализация рекомендованных
мероприятий позволит:
1. Повысить качество управления
бюджетным процессом.
2. Активизировать механизмы
оздоровления муниципальных
финансов.
3. Создать условия для обеспечения
устойчивого исполнения
местных бюджетов.
4. Повысить эффективность и
результативность работы органов
местного самоуправления и других
участников бюджетного процесса.
5.
Выявить внутренние резервы
экономии расходов и увеличения
доходов местных бюджетов.
1
Письмо Минфина России от
15.12.2006 ¹06-04-08/01-161.
52
В целях обеспечения сбалансированности
местных бюджетов
муниципальным образованиям
рекомендуется рассмотреть и
утвердить решением местной
администрации Программу мероприятий
по форме, согласно
приложению ¹1.
При составлении Программы
мероприятий рекомендуется использовать
Перечень нормативных
документов в соответствии с
приложением ¹2.
При утверждении Программы
мероприятий рекомендуется использовать
модельный муниципальный
правовой акт согласно
приложению ¹3.
I. Мероприятия по
организации работы по
мобилизации доходов
местных бюджетов
1. Мероприятия по
увеличению поступлений
местных налогов
Важным источником мобилизации
доходов местного бюджета
является увеличение поступлений
от местных налогов (налог на
имущество физических лиц и
земельный налог).
В целях увеличения доходов
местного бюджета, а также организации
контроля за начислением
и поступлением земельного
налога и налога на имущество
физических лиц необходимо предусмотреть:
1.
Проведение мероприятий
по выявлению собственников
земельных участков и другого
недвижимого имущества и привлечения
их к налогообложению.
2. Содействие в оформлении
прав собственности на земельные
участки и имущество физическими
лицами.
3. Установление экономически
обоснованных налоговых ставок
по местным налогам.
В целях обеспечения полноты
учета налогоплательщиков представляется
целесообразным проведение
органами местного самоуправления
работы по выявлению
собственников имущества и
земельных участков, не оформивших
имущественные права в
установленном порядке, а также
разъяснительной работы с физическими
лицами, которые являются
потенциальными плательщиками
налога на имущество
физических лиц.2
Эту работу необходимо проводить
также при оформлении органами
местного самоуправления
в соответствии со статьями 8 и
2 Статьей 1 Закона Российской
Федерации от 09.12.1991 ¹2003-1
«О налогах на имущество физических
лиц» плательщиками налогов на
имущество физических лиц определены
физические лица – собственники
имущества, признаваемого объектом
налогообложения. Объектами
налогообложения признаются жилые
дома, квартиры, дачи, гаражи и иные
строения, помещения и сооружения
(статья 2 Закона Российской Федерации
от 09.12.1991 ¹2003-1 «Î
налогах на имущество физических
ëèö»).
В соответствии со статьей 219
Гражданского кодекса Российской
Федерации право собственности на
здания, сооружения и другое вновь
создаваемое недвижимое имущество,
подлежащее государственной
регистрации, возникает с момента
такой регистрации.
Без свидетельства о государственной
регистрации права собственности
на недвижимое имущество
физическое лицо не может быть признано
плательщиком налога по данному
имуществу. В связи с этим многие
потенциальные налогоплательщики
данного налога не подают заявления
на регистрацию права собственности
на недвижимое имущество
и, соответственно, не уплачивают
налог по указанному имуществу, что
приводит к значительным потерям
местных бюджетов.
Требование обязательной государственной
регистрации прав на
недвижимое имущество содержится
в статье 4 Федерального закона от
21.07.1997 ¹122-ÔÇ «Î государственной
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним».
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2007 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1