МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
В СФЕРЕ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В
настоящее время в муниципальных образованиях началась активная работа по составлению проекта бюджета на очередной финансовый год. <...> Одним из
направлений аналитической работы, которую финансовые органы
местных
администраций
должны проводить в рамках реализации мероприятий по бюджетному планированию, является
изучение потенциальных возможностей территории аккумулировать налоговые доходы. <...> Такая потенциальная возможность
раскрывается через показатель
налогового потенциала. <...> Использование показателя налогового
потенциала в рамках проведения
работ по бюджетному планированию определяется ведущей
ролью налоговых платежей в
формировании доходной части
бюджетов. <...> Однако в ходе проведения работы по оценке налогового потенциала муниципальных образований финансовые органы местных администраций сталкиваются с рядом проблем:
с проблемой выбора методики оценки показателя налогового потенциала;
с проблемой нехватки информации, служащей основой
для исчисления величины налогового потенциала. <...> Однако данные методики разрабатывались для реализации целей и задач, стоящих
перед органами власти в сфере
регулирования
межбюджетных
отношений. <...> В России показатель
налогового потенциала является
одним из критериев предоставления финансовой помощи ни-
50
жестоящим территориям и рассматривается в качестве отправной точки при реализации методов бюджетного выравнивания. <...> Так, согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговый потенциал в
нашей стране является одним из
показателей, который принимается во внимание при распределении средств регионального
фонда финансовой поддержки
муниципальных районов (городских округов) и регионального
фонда финансовой поддержки
поселений. <...> Однако сфера межбюджетных
отношений не является единственной <...>
Методология_оценки_налогового_потенциала_муниципальных_образований_в_условиях_реализации_мероприятий_в_сфере_бюджетного_планирования.pdf
Н. Менькова
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
В СФЕРЕ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
лась активная работа по составлению
проекта бюджета на очередной
финансовый год. Составление
проекта бюджета требует
проведения
В
предварительной
аналитической работы. Одним из
направлений аналитической работы,
которую финансовые органы
местных
администраций
должны проводить в рамках реализации
мероприятий по бюджетному
планированию, является
изучение потенциальных возможностей
территории аккумулировать
налоговые доходы. Такая
потенциальная возможность
раскрывается через показатель
налогового потенциала. Использование
показателя налогового
потенциала в рамках проведения
работ по бюджетному планированию
определяется ведущей
ролью налоговых платежей в
формировании доходной части
бюджетов.
Однако в ходе проведения работы
по оценке налогового потенциала
муниципальных образований
финансовые органы местных
администраций сталкиваются
с рядом проблем:
– с проблемой выбора методики
оценки показателя налогового
потенциала;
– с проблемой нехватки информации,
служащей основой
для исчисления величины налогового
потенциала.
В настоящее время Министерством
финансов Российской Федерации
разработаны различные
методики оценки налогового потенциала
муниципальных образований.
Однако данные методики
разрабатывались для реализации
целей и задач, стоящих
перед органами власти в сфере
регулирования межбюджетных
отношений. В России показатель
налогового потенциала является
одним из критериев предоставления
финансовой помощи ни50
настоящее
время в муниципальных
образованиях начажестоящим
территориям и рассматривается
в качестве отправной
точки при реализации методов
бюджетного выравнивания.
Так, согласно положениям Бюджетного
кодекса Российской Федерации
налоговый потенциал в
нашей стране является одним из
показателей, который принимается
во внимание при распределении
средств регионального
фонда финансовой поддержки
муниципальных районов (городских
округов) и регионального
фонда финансовой поддержки
поселений. Расчет налогового
потенциала в данном случае
производится в целях определения
уровня расчетной бюджетной
обеспеченности муниципальных
образований и объема дотаций
территориям муниципальных образований.
Однако
сфера межбюджетных
отношений не является единственной,
где могут применяться
показатели налогового потенциала.
Налоговый потенциал может
непосредственно использоваться
в целях бюджетного планирования,
для оценки потенциальной
способности территорий
генерировать бюджетные доходы,
для выбора направлений оптимизации
и равномерного распределения
налогового бремени.
Однако в России данные направления
использования налогового
потенциала любых территорий, в
том числе и муниципальных образований,
не рассматриваются
в числе приоритетных.
С 1 января 2006 года количество
муниципальных образований
в Российской Федерации
увеличилось примерно в 2 раза
за счет создания новых муниципальных
образований на уровне
отдельных поселений. И сейчас
вновь образованные органы местного
самоуправления начали
проводить работу по оценке налогового
потенциала муниципальных
образований и по составлению
проекта бюджета на
очередной финансовый год.
Многие органы местного самоуправления
к этой работе приступили
впервые (речь идет о тех
МО – поселениях, в отношении
которых уже с 1 января 2007 года
не будет применяться сметный
принцип финансирования расходных
обязательств и которые
теперь будут самостоятельно
исполнять полномочия по составлению
и утверждению бюджета).
Финансовым органам таких
муниципальных образований
(в силу отсутствия еще необходимого
практического опыта в
области бюджетного планирования,
а также по причине отсутствия
единой методики оценки налогового
потенциала территорий)
будет тяжело разобраться в том,
какую из существующих методик
и при каких условиях можно использовать
в своей практической
деятельности.
Попытаемся сейчас рассмотреть
особенности и условия применения
отдельных методов расчета
налогового потенциала муниципальных
образований, использование
которых сможет
помочь финансовым органам
местных администраций реализовать
задачи в области бюджетного
планирования.
1. Подходы к определению
понятия «налоговый
потенциал»
Проблема определения сущности
налогового потенциала, а
также вопросы его оценки уже
неоднократно поднимались на
страницах публикаций и печатных
изданий. В отечественной науке
и на практике существует достаточно
большое количество работ,
в которых содержатся попытки
сформулировать понятие налогового
потенциала.
Весь спектр взглядов отечественных
исследователей относиМУНИЦИПАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА N¹4/2006 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1