О. Савранская, Ю. Зендриков
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Работы по ведению реестра расходных обязательств
являются составной частью реформирования
бюджетного процесса, одним из механизмов
среднесрочного планирования и обеспечения результативности
расходов публичной власти. Формирование
расходной части бюджета МО с 2005
года в соответствии с бюджетным законодательством
допускается только на основании реестра расходных
обязательств. Планировать в бюджете
следующего года можно только расходы на цели,
функции, мероприятия, предусмотренные
реестром расходных обязательств, а производить
расходы из бюджета можно только в соответствии
с реестром бюджетных обязательств текущего
года. Вместе с тем, большинство МО до настоящего
времени не приступило к работе над реестром
или выполняет эту работу достаточно формально.
Это в некоторой мере связано с непониманием
значимости реестра как инструмента эффективного
управления и с недостаточностью методического
обеспечения формирования и ведения реестра
расходных обязательств как совершенно новой
задачи органов МСУ.
Формирование и ведение реестра расходных обязательств
– это установление жесткого соответствия
целей деятельности, решаемых задач, и бюджетных
средств, используемых в муниципальном образовании.
Недостаточная эффективность бюджетных расходов,
а, следовательно, и потребность в большем
количестве финансовых средств в МО проистекают
от неполного соответствия направлений расходования
средств задачам местного самоуправления и
компетенции органов МСУ. (Однако это отнюдь не
означает, что местное самоуправление в полной мере
обеспечено достаточными для исполнения возложенных
обязанностей бюджетными средствами.)
Определение реальной потребности в финансовых
и иных ресурсах для решения установленных новым
Законом задач муниципальных образований также
возможно при подготовке и анализе реестров расходных
обязательств.
Формирование реестра расходных обязательств
в управленческом аспекте означает, прежде всего,
анализ и проектирование приоритетов в деятельности
органов МСУ. Реестр, при правильном его формировании
и использовании, может стать инструментом
муниципального управления, обеспечивающим
эффективность решения стоящих перед органами
местного самоуправления задач, выход на систему
муниципальных правовых актов, определение
потребности в ее совершенствовании и пополнении
в конкретном муниципальном образовании; на формирование
оптимальной организационной структуры
исполнительно-распорядительных органов МСУ; на
стандартизацию муниципальных услуг; нормирование
расходов; определение потребности в муниципальных
программах, в том числе инвестиционных;
на определение приоритетов расходования бюджетных
средств и критериев эффективности деятельности
органов местного самоуправления и муниципальных
организаций.
Формирование и ведение реестра расходных
обязательств, бюджетное финансирование только
расходов, предусмотренных реестром, позволяет
добиться точного соответствия правового, финансового
и управленческого обеспечения деятельности
органов власти. Однако для реального решения
данных задач необходимо соблюдение выработанной
процедуры формирования реестра, а форма
реестра должна обеспечивать:
· четкое выявление основных мероприятий (услуг),
на которые предусматриваются бюджетные
расходы,
· безусловное соответствие данных мероприятий
вопросам местного значения или переданным
органам местного самоуправления государственным
полномочиям,
· обязательное указание в реестре (и, соответственно,
наличие в муниципальном образовании) муниципальных
правовых актов, устанавливающих конкретные
цели, направления деятельности и расходования
средств в данном МО, мероприятия, программы
и проекты, минимальные социальные стандарты,
объем, структуру, размер бюджетных расходов, нормативы,
категории получателей бюджетных средств,
конкретный порядок финансового обеспечения и исполнения
расходных обязательств.
Исходя из этого, а также для выделения видов и
объема услуг, оказываемых органами местного самоуправления
в настоящее время и требующихся
по новому законодательству, для установления
правовой обеспеченности решения вопросов местО.
Савранская, Ю. Зендриков. Организация процесса формирования и ведения реестра … 25
Стр.1