Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления
О ПРОБЛЕМАХ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ПРАКТИКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ
СОБСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ
С ПОЛНОМОЧИЯМИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ1
В.К. Соломонов
(…)
Нормативно-законодательное
обеспечение вопроса, о котором
мы говорим, было определено
многими федеральными законами.
Я буду называть их номерами,
потому что, я думаю, присутствующие
товарищи и коллеги
знают эту тему, и название законов
не нужно говорить.
Первоначально это федеральный
закон ¹95, затем ¹131,
¹122 и два закона ¹99 (îäèí от
2004 года и последние изменения
в декабре 2005 ãîäà). Эти çàêîíû,
с одной стороны расширили, закрепили
разграничения полномочий
применительно к отраслевому
законодательству, с другой стороны,
особенно последний закон
¹99 от декабря 2005 ãîäà, допустили
участие нижестоящих органов
публичной власти, мы имеем
в виду органы местного самоуправления,
к осуществлению
полномочий вышестоящих,
то
есть, разграничение и собственности,
и тех полномочий, которые
субъекты Федерации передавали
на нижний уровень.
Параллельно с этим процессом
разграничения полномочий,
вы знаете, шел процесс распределения
имущества, потому что с
полномочиями приходили… Полномочия
без собственности не
могли быть полномочиями в полном
смысле слова, это между
Федерацией, субъектами и муниципальными
органами власти
разного типа.
К сожалению, то, что происходит
сегодня, ибо после декабря
2005 года, после принятия последнего
закона, на взгляд нашего
комитета, не совсем еще завершены
те проблемы, которые
существуют в этом вопросе, и, по
теме нашего «круглого стола», не
совсем завершен процесс разграничения
полномочий, потому
что разграничения идут, полномо6
чия
перераспределяются между
органами субъекта, федеральными
органами власти, в том числе
местного самоуправления, но до
конца этот вопрос не завершен.
Большая часть этих полномочий,
которые переходят из одного
уровня в другой, не совсем четко
сформулирована, и по этому на
местах коллеги из субъектов, наверное,
это чувствуют более
плодотворно и полно. В силу того,
что не совсем четко сформированы,
непонятно, какие полномочия
передавать между органами власти,
особенно между субъектом,
федеральным уровнем и местным
самоуправлением.
Один из проблемных вопросов,
который существует в этом
направлении – то, что постоянные
изменения в законодательстве
приносят определенные
трудности в решении тех вопросов,
о которых я сказал выше.
Мы считаем, что принятия законов,
которые принимаются, не
должны быть часты, потому что
идет процесс в завершающем
плане, а не то, что через полгода
меняются основные типы, полномочия
и формы.
То, что я сказал, говорит о
том, что мы провели определенный
мониторинг правоприменительной
практики, в том числе у
нас есть те законодательные
инициативы, которые идут из
субъектов, и то, о чем я сказал
выше, подтверждает мои слова.
В качестве примера я могу
сказать о том законе, который
касается больше местного самоуправления
– закон ¹131 «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Ôåäåðàöèè». 1
К сожалению, в этом законе,
те вопросы, о которых я говорил,
должны быть записаны и записа1
Стенограмма заседания круглого
стола 18 мая 2006 года в Ìîñêâå.
ны в этом законе… (неразборчиво)
постановления Правительства.
Но у нас это не было принято,
и по этому вопросу был направлен
парламентский запрос Советом
Федерации в Правительство.
К сожалению, тот ответ, который
пришел, говорит, что вопросы,
которые мы ставим в этом
запросе, урегулированы законом
декабря 2005 ãîäà. Мы ñ÷èòàåì,
что тот закон, который был принят,
он был принят в такие короткие
сроки, что не могли решить
те вопросы, которые были поставлены
в 131-ì çàêîíå.
Поэтому вся эта проблематика
и те нерешенные вопросы, которые
стоят в вопросе нашего
«круглого стола», остаются на
сегодняшний момент. И вопрос
государственной собственности
на землю, вы знаете, что распределение
и разграничение полномочий
включает и вопросы перераспределения
государственной
собственности на землю.
Много вопросов было решено
и отрегулировано в законе, который
приняли в этом ãîäó, 17 àïðåëÿ,–
это 53-é çàêîí. Íî, к сожалению,
вопросы по-прежнему
остались.
Поэтому мы сегодня проводим
«êðóãëûé ñòîë». … Здесь у нас
присутствуют коллеги из законодательных
и исполнительных органов
власти, представители муниципальных
образований, ассоциаций
муниципальных образований,
представители федеральных
органов власти. Хотелось,
чтобы были … конкретные предложения
и по разрешению этой
проблемы, которую я озвучил.
(…)
В.И. Калинин, заместитель
начальника отдела землеустройства
Управления мониторинга
земель, землеустройства
и территориального планирования
Федерального агентМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹3/2006 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1