ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Совет Федерации
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КАНАДЕ1
Новая Конституция Канады, состоящая из конституционных законов, основными из которых являются Конституционные акты 1867 г. и 1982 г.,
устанавливает, что деятельность органов местного
самоуправления регулируется законодательством
провинций. <...> Подобный подход дает возможность
создать в каждой провинции уникальную систему
местного самоуправления и учесть в законодательстве особенности конкретной местности. <...> 1
Система местного самоуправления в Канаде определяется
также
административно-территориальным делением провинции. <...> Например, в провинции Британская Колумбия муниципалитеты подразделяются на четыре типа: муниципалитеты крупных
городов, небольших городов, деревень и сельских
округов. <...> В основу организации местного самоуправления
в Канаде положен поселенческий принцип. <...> В зависимости от численности населения и
других факторов муниципалитеты имеют различные
объемы предметов ведения, которые закреплены в
муниципальном акте. <...> Конституционные акты Канады устанавливают,
что деятельность органов местного самоуправления
регулируется провинциальным законодательством,
а деятельность органов управления двух территорий (Юкон и Северо-Западные территории) федеральными законами. <...> Кроме них, на Севере располагаются две территории Юкон и Северо-Западные территории, на которых проживает значительная часть индейцев, инуитов (эскимосов) и метисов. <...> Считается, что значительное финансовое
участие федерального правительства в деятельности органов двух других уровней дает ему право
участвовать в политическом регулировании проблем местного самоуправления. <...> В итоге многие
важные проблемы на практике решаются за столом
переговоров на трехсторонней основе. <...> Предоставление индейцам полного самоуправления затрудняется большой разбросанностью индейских племен не только на огромных пространствах Севера, но тем, что значительная часть <...>
Местное_самоуправление_в_Канаде.pdf
Совет Федерации
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КАНАДЕ1
Новая Конституция Канады, состоящая из конституционных
законов, основными из которых являются
Конституционные акты 1867 ã. и 1982 ã.,
устанавливает, что деятельность органов местного
самоуправления регулируется законодательством
провинций. Подобный подход дает возможность
создать в каждой провинции уникальную систему
местного самоуправления и учесть в законодательстве
особенности конкретной местности. Такие
факторы, как плотность и специфика национального
состава населения провинции, географическое положение,
экономическая и политическая ситуация в
регионе – в совокупности влияют на определение
структуры, порядка формирования и функционирование
органов местного самоуправления в каждой
провинции.1
Система местного самоуправления в Канаде определяется
также административно-территориальным
делением провинции. Например, в провинции
Британская Колумбия муниципалитеты подразделяются
на четыре типа: муниципалитеты крупных
городов, небольших городов, деревень и сельских
округов.
В основу организации местного самоуправления
в Канаде положен поселенческий принцип. При
формировании структуры органов местного самоуправления
принцип разделения властей не применяется.
В зависимости от численности населения и
других факторов муниципалитеты имеют различные
объемы предметов ведения, которые закреплены в
муниципальном акте.
Конституционные акты Канады устанавливают,
что деятельность органов местного самоуправления
регулируется провинциальным законодательством,
а деятельность органов управления двух территорий
(Юкон и Северо-Западные территории) – федеральными
законами. Подобный подход к законодательному
регулированию приводит к тому, что в
1 Источник публикации: Аналитический вестник
¹ 26 (246) Специальный âûïóñê. III Байкальский экономический
форум. Круглый стол «Проблемы развития
местного самоуправления в Российской Федерации».
Актуальные проблемы реформы местного самоуправления.
Ìîñêâà, 2004.
92
каждой провинции создается свое обособленное
законодательство и во многом уникальная система
органов местного самоуправления.
Проблемы местного самоуправления Канады невозможно
понять без учета районирования страны,
национальных отношений и других факторов. Субъекты
федерации именуются провинциями, их всего
10. Кроме них, на Севере располагаются две территории
– Юкон и Северо-Западные территории, –
на которых проживает значительная часть индейцев,
инуитов (эскимосов) и метисов.
Хотя Конституция Канады, как отмечалось, закрепляет
за провинциями исключительное право
регулировать деятельность органов местного самоуправления,
но нельзя игнорировать тот факт, что
значительную часть бюджетов провинций и органов
местного самоуправления составляют федеральные
субсидии. Считается, что значительное финансовое
участие федерального правительства в деятельности
органов двух других уровней дает ему право
участвовать в политическом регулировании проблем
местного самоуправления. В итоге многие
важные проблемы на практике решаются за столом
переговоров на трехсторонней основе.
Предоставление индейцам полного самоуправления
затрудняется большой разбросанностью индейских
племен не только на огромных пространствах
Севера, но тем, что значительная часть племен
проживает в канадских провинциях. Это накладывает
на статус самоуправляемых территорий, занимаемых
индейскими племенами, определенный
отпечаток. Прежде всего, следует отметить несогласованность
положений Закона об индейцах с
законодательством отдельных провинций. Так, в
соответствии с федеральным законом индейцы
имеют право на неограниченное занятие так называемыми
традиционными видами деятельности:
охотой, рыболовством. Практически же законодательство
конкретной провинции устанавливает другой
статус использования близлежащих от резервации
водоемов, лесов, тундры. Подобная противоречивость
законодательства зачастую приводит к
конфликтам.
Уточнению этих и других вопросов были посвящены
четыре федерально-провинциальных конфеМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹2/2005 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Стр.1