Л. Пронина1
О РАСШИРЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ИХ ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
Осуществление дальнейшего разграничения
полномочий между органами власти всех уровней в
результате новых законодательных инициатив Правительства
РФ, принятых Государственной Думой, а
также введение в действие законов, формирующих
рынок доступного жилья, расширяют полномочия
органов МСУ муниципальных образований всех типов
по решению вопросов местного значения.1
В частности, Федеральный закон от 29.12.2004
¹ 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации в связи с расширением
полномочий органов государственной власти
субъектов РФ по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ, а также
с расширением перечня вопросов местного значения
муниципальных образований» (далее – Закон)
предусматривает осуществление органами
МСУ ряда «новых» полномочий – по регистрации
актов гражданского состояния; по организации и
осуществлению мероприятий по мобилизационной
подготовке организаций, находящихся в ведении
органов МСУ; по гражданской обороне и защите
населения и территории поселений от чрезвычайных
ситуаций; по созданию, содержанию и организации
деятельности аварийно-спасательных служб;
по созданию, развитию и обеспечению охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов и
т. д. Кроме того, предусматривается введение института
муниципальных инспекторов в области охраны
окружающей среды, что необходимо для реализации
полномочий органов МСУ по экологическому
контролю.
Однако в целом рассматриваемый Закон значительно
шире, он вносит изменения и дополнения в
17 федеральных законов. Среди них ряд социальных
законов – «О ветеранах», «О социальной защите
инвалидов», в соответствии с которыми Российская
Федерация передает органам государственной
власти субъектов РФ полномочия по предоставлению
мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных
услуг и по обеспечению жильем
социально значимых категорий граждан (инвалидов
1 Доктор экономических наук.
26
войны, участников Великой Отечественной войны,
ветеранов боевых действий и других участников
войны и боевых действий, а также инвалидов и семей,
имеющих детей-инвалидов), вставших на учет
до 1 января 2005 ãîäà. В свою î÷åðåäü, объем
средств по обеспечению социально значимых категорий
граждан жильем определяется исходя из
числа лиц, имеющих право на меры социальной
поддержки, общей площади жилья 18 м2 и рыночной
стоимости 1 м2 общей площади жилья по субъекту
РФ, устанавливаемой уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти. Следует
отметить, что форма предоставления мер социальной
поддержки социально значимым категориям
граждан, а также определение порядка предоставления
жилых помещений (по договору социального
найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся
в улучшении жилищных условий, вставших
на учет до 1 января 2005 года, устанавливаются
законодательством субъектов РФ.
При этом средства на реализацию указанных
полномочий предусматриваются в составе Федерального
фонда компенсаций, образованного в федеральном
бюджете, в виде субвенций. Объем
средств по оплате жилищно-коммунальных услуг
определяется исходя из числа лиц, имеющих право
на вышеназванные меры социальной поддержки, а
также утвержденных Правительством РФ федерального
стандарта предельной стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей
площади жилья в месяц и федерального стандарта
социальной нормы площади жилья, применяемых
для расчета межбюджетных трансфертов.
В ряде других федеральных законов, в которые
вносятся изменения, также предусматривается
полномочия органов государственной власти Российской
Федерации, либо полномочия органов государственной
власти субъектов РФ по вопросам
совместного ведения Российской Федерации и
субъектов РФ передавать субъектам РФ и осуществлять
их финансирование за счет субвенций из
Фонда компенсаций, формируемого в составе федерального
бюджета. Этот механизм, в частности,
применяется при финансировании следующих
полномочий:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹2/2005 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1