Замотаев1
О НЕКОТОРЫХ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСАХ
УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ И СТАТУСОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ2
Практика перехода от действующего состояния местного самоуправления в Российской Федерации к состоянию, предписанному Федеральным законом от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее также Закон от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ), вызвала большое число вопросов. <...> Не отвергая этот путь урегулирования проблем представляется, что, по крайней мере, их часть
может быть решена и без внесения корректив в Закон от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ, путем анализа норм
данного Закона, а также иных актов федерального законодательства в их совокупности и взаимосвязи. <...> 12
В настоящей работе рассматриваются проблемы,
имеющие отношение к установлению границ и статусов
муниципальных образований, а именно, проблемы: выявления согласия на преобразование или изменение
границ муниципальных образований; определения статуса городских населенных пунктов, являвшихся ранее
муниципальными образованиями; преобразования городского муниципального образования, в составе которого имеется несколько городских населенных пунктов;
возможности существования анклавных составных частей территории муниципального образования; допустимости преобразования муниципальных образований районов в городские округа. <...> 1. О проблеме выявления согласия
на преобразование или изменение границ
существующих
муниципальных образований
Части 1 и 3 статьи 84 Закона от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ предусматривают возможность изменения
1 Замотаев А. А. к.ю.н., государственный советник Российской Федерации 1-го класса. <...> 2 Подзаголовок: О проблемах реализации переходных
положений Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ Об
общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации.
границ и преобразования муниципальных образований, существовавших на момент вступления в силу <...>
О_некоторых_дискуссионных_вопросах_установления_границ_и_статусов_муниципальных_образований.pdf
А. Замотаев1
О НЕКОТОРЫХ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСАХ
УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ И СТАТУСОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ2
Практика перехода от действующего состояния местного
самоуправления в Российской Федерации к состоянию,
предписанному Федеральным законом от 6
октября 2003 года ¹ 131-ÔÇ “Îá общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации”
(äàëåå также – Закон от 6 октября 2003 года
¹ 131-ФЗ), вызвала большое число вопросов. К сожалению,
в указанном Федеральном законе выявилось довольно
много нечетких формулировок, слабо корреспондирующихся
друг с другом положений. В этой связи высказываются
предложения о внесении поправок в данный
Закон. Не отвергая этот путь урегулирования проблем
представляется, что, по крайней мере, их часть
может быть решена и без внесения корректив в Закон от
6 октября 2003 года ¹ 131-ÔÇ, путем анализа норм
данного Закона, а также иных актов федерального законодательства
в их совокупности и взаимосвязи.12
В настоящей работе рассматриваются проблемы,
имеющие отношение к установлению границ и статусов
муниципальных образований, а именно, проблемы: выявления
согласия на преобразование или изменение
границ муниципальных образований; определения статуса
городских населенных пунктов, являвшихся ранее
муниципальными образованиями; преобразования городского
муниципального образования, в составе которого
имеется несколько городских населенных пунктов;
возможности существования анклавных составных частей
территории муниципального образования; допустимости
преобразования муниципальных образований –
районов в городские округа.
1. О проблеме выявления согласия
на преобразование или изменение границ
существующих
муниципальных образований
Части 1 и 3 статьи 84 Закона от 6 октября 2003 года
¹ 131-ФЗ предусматривают возможность изменения
1 Замотаев А. А. – к.ю.н., государственный советник Российской
Федерации 1-го класса.
2 Подзаголовок: “О проблемах реализации переходных
положений Федерального закона от 06.10.03 ¹ 131-ÔÇ “Îá
общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации”.
границ и преобразования муниципальных образований,
существовавших на момент вступления
в силу переходных положений названного
Федерального закона (8 октября 2003 ãîäà),
и устанавливают, что соответствующие изменения
должны проводиться с соблюдением
требований статьи 12 “Изменение границ муниципальных
образований” и статьи 13 “Преобразование
муниципального образования”. С
практической точки зрения это означает, что
наделение существовавших на 8 октября 2003
года муниципальных образований статусами,
предусмотренными Законом от 6 октября
2003 года ¹ 131-ÔÇ, допустимо исключительно
по процедуре, соответствующей требованиям
данного Закона к преобразованию и изменению
границ муниципальных образований.
Статьями 12 и 13 Закона от 6 октября 2003
года ¹ 131-ФЗ установлены случаи, когда
преобразование или изменение границ допускается
лишь при наличии согласия населения.
А именно:
1) изменение границ муниципальных районов,
влекущее отнесение территорий отдельных
входящих в их состав поселений и (или)
населенных пунктов к территориям других муниципальных
районов, осуществляется с согласия
населения данных поселений и (или)
населенных пунктов, с учетом мнения представительных
органов соответствующих муниципальных
районов;
2) изменение границ поселений, влекущее
отнесение территорий отдельных входящих в
их состав населенных пунктов к территориям
других поселений, осуществляется с согласия
населения данных населенных пунктов, с учетом
мнения представительных органов соответствующих
поселений;
3) объединение двух и более поселений, не
влекущее изменения границ иных муниципальных
образований, осуществляется с согласия
населения каждого из поселений;
4) разделение поселения, влекущее образование
двух и более поселений, осуществляется
с согласия населения каждого из образуемых
поселений;
А. Замотаев. О некоторых дискуссионных вопросах установления границ и статусов … 33
Стр.1