Несмотря на большое количество публикаций, так или иначе связанных
с региональной тематикой, общая картина формирования и развития данного
явления не вполне ясна. <...> Кроме многомерности и внутренней сложности
регионализма и федерализма как явлений, это связано с отсутствием
адекватного представления о них, опирающегося на интегрированный анализ
всей совокупности проявлений и систематизированное описание динамики. <...> Большинство органов управления в современном государстве имеют
иерархическую структуру. <...> Это факт, хотя среди
исследователей и
отсутствует единое мнение относительно сущности иерархических систем. <...> 1
Следовательно, возникает вопрос о том, в какой мере соотносятся
централизация
и
децентрализация,
и
какова
степень
автономности
структурных единиц целого. <...> В иерархических структурах изначально
заложен принцип известной специализации, именно поэтому они и
распространены столь широко, что позволяют за счет децентрализации
достичь разумного баланса между временем, затраченным на принятие
решения и достигнутым качеством. <...> Классический подход к децентрализации с экономической точки
зрения состоит в необходимости выделить независимые «миницентры»,
максимизирующие
прибыль
в
заданных
рамках,
которые
задаются
«центром». <...> Под «центром» в данном случае понимается либо высший в
иерархической системе орган власти, либо место сосредоточения какой-либо
деятельности. <...> В свое время Кеннет Эроу обосновал
1
Месарович М., Мако Д., Такахара И. <...> Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации //
Российский экономический журнал. <...> 2
необходимость децентрализации и координации в децентрализованной
системе с использованием механизма свободных цен. <...> 3 Разумеется, подобная
трактовка принципа децентрализации верна только в условиях свободной
конкуренции. <...> В противном случае, как наглядно показала нам история
Советского Союза, децентрализация не может быть эффективной, более того
приводит <...>