Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Практические занятия по курсу «Радиоактивность и экология»/Методические рекомендации/. – Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 2007. – 31 с. (110,00 руб.)

0   0
АвторыЧагина Наталья Борисовна
Издательство[Б.и.]
Страниц33
ID156281
АннотацияПредлагаемые методические рекомендации составлены в соответствии с программой 4 курса для студентов отделений экологии и химии, содержат задачи различного уровня сложности по общетеоретическим вопросам: строение ядра, энергия связи, механизмы радиоактивного излучения, закон радиоактивного распада. В практической части представлены лабораторные работы по дозиметрии и радиохимической подготовке пробы.
Практические занятия по курсу «Радиоактивность и экология»/Методические рекомендации/. – Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 2007. – 31 с. / Н.Б. Чагина .— : [Б.и.], 2007 .— 33 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/156281 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Б.Чагина Практические занятия по курсу «Радиоактивность и экология» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова» <...> Н.Б.Чагина Практические занятия по курсу «Радиоактивность и экология» Архангельск Поморский университет 2 2007 Печатается по решению редакционноиздательской комиссии естественногеографического факультета Поморского университета Автор: Чагина Н.Б., кандидат технических наук, доцент кафедры химии ПГУ имени М.В.Ломоносова; Рецензенты: Левандовская Т.В., кандидат химических наук, доцент кафедры химии ПГУ имени М.В.Ломоносова; Киселев Г.П., доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией экологической радиологии ИЭПС УрО РАН. <...> 3  Поморский университет, 2007 Введение Предлагаемые методические рекомендации составлены в соответствии с программой 4 курса для студентов отделений экологии и химии, содержат задачи различного уровня сложности по общетеоретическим вопросам: строение ядра, энергия связи, механизмы радиоактивного излучения, закон радиоактивного распада. <...> В практической части представлены лабораторные работы по дозиметрии и радиохимической подготовке пробы. <...> Данные работы позволяют научить студентов проводить измерения радиационного фона, удельной активности пробы, плотности потока частиц с поверхности, а также познакомиться с особенностями химической подготовки проб природных объектов (почв, строительных материалов) для проведения радиоспектрометрических исследований. <...> Строение ядра Содержание занятия Исторический обзор: катодные лучи, рентгеновское излучение, опыты <...> Исходя из структурных символов изотопов 1 H, 2 He, 19 F, 55 Mn, 209 Bi, указать для атома каждого из них: а) общее число нуклонов; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов, образующих электронную оболочку атома. <...> Существуют ли элементы, ядра атомов которых содержали бы протонов больше <...>
Практические_занятия_по_курсу_«Радиоактивность_и_экология»Методические_рекомендации._–_Архангельск_Изд-во_Поморского_гос._ун-та,_2007._–_31_с..pdf
Н.Б.Чагина Практические занятия по курсу «Радиоактивность и экология»
Стр.1
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова» Н.Б.Чагина Практические занятия по курсу «Радиоактивность и экология» Архангельск Поморский университет 2
Стр.2
2007 Печатается по решению редакционноиздательской комиссии естественногеографического факультета Поморского университета Автор: Чагина Н.Б., кандидат технических наук, доцент кафедры химии ПГУ имени М.В.Ломоносова; Рецензенты: Левандовская Т.В., кандидат химических наук, доцент кафедры химии ПГУ имени М.В.Ломоносова; Киселев Г.П., доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией экологической радиологии ИЭПС УрО РАН. Методические рекомендации содержат типовые задачи и лабораторные работы по основным разделам курсов «Радиоэкология» и «Радиоактивность и экология». Предназначены для подготовки студентов отделений экологии, химии и химии-биологии к практическим работам по радиоэкологии. 3
Стр.3
 Поморский университет, 2007 Введение Предлагаемые методические рекомендации составлены в соответствии с программой 4 курса для студентов отделений экологии и химии, содержат задачи различного уровня сложности по общетеоретическим вопросам: строение ядра, энергия связи, механизмы радиоактивного излучения, закон радиоактивного распада. В практической части представлены лабораторные работы по дозиметрии и радиохимической подготовке пробы. Данные работы позволяют научить студентов проводить измерения радиационного фона, удельной активности пробы, плотности потока частиц с поверхности, а также познакомиться с особенностями химической подготовки проб природных объектов (почв, строительных материалов) для проведения радиоспектрометрических исследований. Часть 1. Теоретические занятия Занятие 1. Строение ядра Содержание занятия Исторический обзор: катодные лучи, рентгеновское излучение, опыты А. Беккереля. Работы М. Кюри и П. Кюри по естественной радиоактивности, открытие И. Кюри и Ф. Жолио-Кюри искусственной радиоактивности. Синтез трансурановых элементов: работы Г.Т. Сиборга, Э. Ферми, Г.Н. Флёрова. Основные понятия: радиоактивность, радиоактивный элемент, радиоактивное вещество, изотоп, изобар, изотон. Строение ядра: модель Д.Д. Иваненко – В.К. Гейзенберга. Основные характеристики ядра: радиус, масса, плотность, спин и т. д . 209Bi, указать для атома каждого из них: а) общее число нуклонов; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов, образующих электронную оболочку атома. 2. Существуют ли элементы, ядра атомов которых содержали бы Типовые задачи 1. Исходя из структурных символов изотопов 1 H, 2 He, 19 F, 55 Mn, протонов больше, чем нейтронов? Ответ обосновать анализом таблицы Д.И. Менделеева. 4
Стр.4
3. Указать, к каким элементам относятся ядра состава (9p10n), (30p34n), (84p126n), (82p124n). 4. Учитывая, что для водорода известны изотопы 1Н, 2Н, 3Н, а для 16О, 17О, 18О, написать все возможные формулы воды. Указать кислорода среди них самую «легкую» и самую «тяжелую» воду, подсчитать их молекулярные массы. 5. Написать формулы: дейтерометана, дейтеросерной кислоты, хлорида дейтероаммония, пероксида дейтерия. 6. Указать среди приведенных структурных символов элементов изотопы, 7. Ядра атомов двух изобар, у которых число протонов одного из них равно числу нейтронов в другом, называются «зеркальными». Среди ядер приведенных элементов указать зеркальные: 6Li, 7Li, 7Be, 9Be, 14N, 15N, 15O, 16O. 8. В плеяде хлора на один атом изотопа-37 приходится приблизительно 3 атома изотопа-35. Какой средней атомной массе плеяды хлора это соответствует? 9. Вычислить среднюю атомную массу плеяды меди состава: 3165 Cu + 6963Cu. Результат подсчета сопоставить с величиной атомной массы, приведенной в таблице Д.И. Менделеева. 10. В плеяде таллия изотопы этого элемента содержатся в следующем соотношении 203 Tl : 205Tl = 3:7. Вычислить среднюю атомную массу таллия. 11. Плеяда брома в атомных процентах содержит 50,52% 79Br, а остальное – изотоп 81Br. Вычислить среднюю атомную массу плеяды брома. 12. В плеяде магния содержание изотопов 24Mg, 25Mg, 26Mg в атомных процентах составляет 78,60%, 10,11%, 11,29%. Чему равна средняя атомная масса магния. 13. Состав плеяды сурьмы может быть записан так: х 121Sb + у 123Sb. Определить величины х и у, если средняя атомная масса сурьмы, найденная опытным путём, оказалась равной 121,57. 14. В современной системе масс атомов за атомную единицу массы (а.е.м.) принята 1/12 массы углерода-12 вместо старой единицы массы, равной 1/16 массы атома кислорода-16. Как изменились численные значения масс атомов при переходе от старой единицы массы к новой? Занятие 2. Энергия связи Содержание занятия Энергия связи и устойчивость ядер. Удельная энергия связи, упаковочный множитель, дефект массы. Природа ядерных сил. Кварковая 5 изобары и изотоны: 39K, 64Ni, 64Zn, 40Ca, 40K, 68Zn, 58Fe, 199Pt, 40Ar, 195Pt, 198Hg, 56Fe, 38Ar, 50Ti, 58Ni, 50Cr.
Стр.5
Оглавление Введение……………………………………………………………………………..4 Часть1. Теоретические занятия…………………………………………………. 4 Занятие 1. Строение ядра…………………………………………………………... 4 Занятие 2. Энергия связи …………………………………………………………...5 Занятие 3. Закон радиоактивного распада ………………………………………...7 Занятие 4. Радионуклиды в окружающей среде …………………………………..8 Занятие 5. Ядерные реакции ………………………………………………………. 9 Занятие 6. Атомная энергетика и биологическое действие ионизирующего излучения………………………………….10 Часть 2. Лабораторные работы ………………………………………………...12 Лабораторная работа 1. Определение мощности эквивалентной дозы (МЭД) естественного фона радиоактивного излучения дозиметром-радиометром ДРГБ – 01 – «ЭКО – 1»………………………………...12 Лабораторная работа 2. Измерение удельной активности радионуклидных источников Cs-137 и Sr-90 в пробах дозиметромрадиометром ДРГБ _ 01 – «ЭКО – 1»…………………..14 Лабораторная работа 3. Определение плотности потока -частиц от загрязненной поверхности дозиметром-радиометром ДРГБ – 01 – «ЭКО – 1»…………………………………17 Лабораторная работа 4. Измерение удельной активности изотопов урана-234, 238 в грунтах и горных породах -спектрометрическим методом с радиохимическим выделением…………….18 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………….. 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………...24 Библиографический список……………………………………………………..29 32
Стр.32