«Темные аллеи» требую отдельного и сплошного мотивнотематического изучения, в соотнесении со всей системой бунинского творчества. <...> С самого начала в тексте доминирует ключевой для раннего творчества Бунина мотив редукции: по ходу действия рассказа убывает все позитивное – солнечный свет, тепло, надежда героя на скорое преодоление перевала, –
и, напротив, возрастает негативное – неуверенность, страх и, в конечном итоге,
отчаяние героя. <...> Но судьбы тех и других – ущербные, и мотив редукции, постоянный
спутник мотива тождества в бунинском творчестве, воцаряется в лирическом
строе рассказа. <...> Мотиву редукции частично противостоит мотив беспорядочного движения,
несколько компенсирующего сокращение всех сил и возможностей природы – это
и «беспокойный полет чайки», и непрерывные «крутящиеся валы» моря. <...> И все же
мотив редукции овладевает лирической стихией текста: «Но потом она (чайка. <...> В модальности воспоминания, характерно уравненной с модальностью действительного, звучит неизменный для бунинской лирики спутник мотива обновления – мотив редукции, выраженный в лирическом переживании картины скупой
и хмурой природы российского севера. <...> Впрочем, мотиву редукции не суждено завладеть эмоционально-смысловой
тональностью текста – вновь актуализируется мотив обновления, сопряженный
при этом с планом нарративного действия произведения (героиня обращается
к герою с первыми словами, за которыми стоит желание простить и быть прощенной). <...> Завершает лирическое развитие текста мотив тождества: «Мы опять любили
друг друга, как могут любить только те, которые вместе страдали, вместе заблуждались, но зато вместе встречали и редкие мгновения правды» (2; 178). <...> Темы цельности и полноты в динамическом плане венчает хорошо нам известный бунинский мотив тождества – тождества подлинной крестьянской жизни
и строгого старопомещичьего уклада. <...> Вместе с тем на мотив тождества наслаивается другой характерный
мотив <...>
Сибирский_филологический_журнал_№3_2009.pdf
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
И.В. Силантьев
в стихотворном и прозаическом тексте1
статья вторая
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Лирический мотив
Аннотация: Статья посвящена теоретическому рассмотрению феномена лирического
мотива и его анализу в избранных стихотворных произведениях
И.А. Бунина.
The article is devoted to theoretical overview of the phenomenon of lyrics motif
and its analysis in Ivan Bunin’s selected works.
Ключевые слова: лирический мотива, И.А. Бунин.
Lyrics motif, Ivan Bunin.
УДК: 821.0
Контактная информация: Новосибирск, ул. Николаева, 8. ИФЛ СО РАН.
Тел. (3833) 3301518. E-mail: silantev@philology.nsc.ru.
Мотивно-тематический анализ
избранных прозаических произведений И.А. Бунина
Мы не включили в круг нашего анализа цикл «Темные аллеи» и «Жизнь Арсеньева».
«Темные аллеи» требую отдельного и сплошного мотивнотематического
изучения, в соотнесении со всей системой бунинского творчества.
Наша же небольшая работа, как мы уже оговаривали выше, носит не более чем
поисковый характер, преимущественно в области мотивного анализа, и в ее
скромные рамки невозможно включить такой развернутый материал. Это неизбежно
перевело бы работу из плоскости изучения теоретических оснований анализа
лирического мотива в плоскость академического буниноведения, а мы такую
задачу не ставили. То же, и в еще большей степени, относится к роману «Жизнь
Арсеньева». Исследование лирических тем и мотивов в этом произведении неотделимо
от анализа его поэтики в целом, что также является другой и отдельной
задачей.
Обратимся к текстам.
Перевал. С самого начала в тексте доминирует ключевой для раннего творчества
Бунина мотив редукции: по ходу действия рассказа убывает все позитивное
– солнечный свет, тепло, надежда героя на скорое преодоление перевала, –
и, напротив, возрастает негативное – неуверенность, страх и, в конечном итоге,
отчаяние героя.
Мотив компенсации, лирически закономерно проявляющийся на фоне мотива
редукции, также звучит в тексте произведения: «Но странно – мое отчаяние
1 Статья подготовлена в рамках проекта ИФЛ СО РАН № 9.7.1.1 «Сюжеты, мотивы,
жанры в историко-литературном и теоретическом аспектах».
5
Стр.1