Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Сибирский филологический журнал

Сибирский филологический журнал №3 2008 (55,00 руб.)

0   0
Страниц226
ID155472
АннотацияВсероссийский научный журнал.В журнале публикуются материалы и статьи по лингвистике, литературоведению, фольклористике и сибиреведению, в том числе по тюркологии и финно-угроведению. В журнале также регулярно публикуется информация о проведении филологических конференций и научных совещаний в сибирских научных институтах и университетах, о прошедших защитах в диссертационных советах, рецензии на научные труды, аннотированные списки книг, опубликованных в сибирских издательствах. В целом журнал выступает единым научно-информационным органом, объединяющим филологические науки всех научно-образовательных центров Сибири.
Сибирский филологический журнал .— 2008 .— №3 .— 226 с. — URL: https://rucont.ru/efd/155472 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Обосновывается различие терминов «текста обряда» и «обрядовый текст», что позволяет выделить в качестве объекта собственно лингвокультурологическое содержание обряда и отграничить от него объекты внимания этнолингвистики, этнологии и семиотики. <...> Устанавливается, что обрядовый текст свадьбы, повествовательный по своему происхождению, являет собой выражение коллективного онтологического мирообраза, сохраненного как в бессознательном, так и практически прожитом отдельными его носителями варианте. <...> Для того чтобы разграничить вербальную и невербальную сущность обряда, необходимо отличать понятия «текст обряда» и «обрядовый текст». <...> Данный пласт лексики (обрядовые слова – ОС) находится в постоянно востребованном состоянии, так как необходимость воспроизведения идеальной модели мира перманентна в круговороте крестьянской общинной жизни. <...> . (В приведенном ОТ подчеркнуты определители следования эпизодов, выделены жирно обрядовые слова – ОС) <...> ). Следовательно, бытийный уровень освоения идеальной модели формируется не собственно через нарратив, а через обрядовые слова как исходный материал для сакрализации. <...> Обрядовый лексикон, содержащий в структуре значения его составляющих сакральный компонент, возможно разделить на следующие группы: 1) собственно сакральные лексические единицы; 2) потенциально сакральные; 3) ситуативно сакральные. <...> Собственно сакральные лексические единицы в ОТ обозначают следующее: <...> Итак, потенциально сакральные единицы, называющие напитки, порождают устойчивые выражения, которые можно отнести к терминологии обряда. <...> ).Таким образом, кроме устойчивых выражений, потенциально сакральные единицы выстраивают мотивационно связанные пары. <...> Диалог поэзии и прозы в «Вестнике Европы» позволяет уяснить механизм взаимодействия отдельных родов и жанров, осмыслить межродовые и межвидовые тенденции романтического синтеза. <...> Е.Г. Падерина Институт мировой литературы РАН, Москва <...>
Сибирский_филологический_журнал_№3_2008.pdf
ФОЛЬКЛОРИСТИКА В.С. Кузнецова Институт филологии СО РАН, Новосибирск Рябчик и Мамонт в легендах русской фольклорной «Библии»∗ Аннотация: В статье рассматриваются два сюжета легенд русской фольклорной «Библии» – о Рябчике, напугавшем Христа, и о Мамонте, гибнущем во время Всемирного потопа. Ключевые слова: русский фольклор, фольклорная «Библия», легенды об изменениях свойств растений или животных. Если в Библии повествование о происхождении на земле животных и растений отнесено ко времени первотворения и изложено в книге Бытия – в рассказах о втором, четвертом и пятом днях творения мира Богом (Быт. 1: 11–12; 25)1, то во временнóм пространстве фольклорной версии «Библии» легенды о происхождении животных, птиц, рыб, растений и их особенностей имеют более широкое распространение. Одна часть таких повествований в фольклорной «Библии» содержит «первичную этиологию», т.е. мотивы сотворения тех или иных растений и животных. Как и в канонической Библии, эти повествования отнесены к временам сотворения мира и связаны с космогоническими легендами. Дуалистические легенды о сотворении мира в фольклоре восточных славян рассказывают о сотворении суши и человека совместно Богом и Сатаной, и повествования о создании творцами некоторых представителей животного мира здесь – это обычно рассказы о неудачных попытках Сатаны повторить креативные действия Бога. Сотворены Богом корова, овца, пчела, а у пытавшегося повторить действия Бога Сатаны получились бык, коза /козел, вредные насекомые и различные «гады»2. Однако легенды об изменениях свойств растений или животных, которые связывают происхождение и особенности некоторых представителей животного и растительного мира с действиями библейских персонажей, в фольклорной редакции «Библии» могут быть отнесены и к другим эпизодам библейской истории, как, например, Потоп, или евангельские события, относящиеся ко времени хождений Христа по земле. Именно к этой – второй – группе принадлежат легенды о Рябчике, напугавшем Христа, и легенды о Мамонте, гибнущем во время Всемирного потопа, которые рассматриваются в этой статье. ∗ Публикация подготовлена по проекту «Русская фольклорная Библия в Сибири» в рамках программы «The Russian Folk Religious Imagination», поддержанной National Endowment for the Humanities (NEH). 1 «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и древо, приносящее плод, в котором семя его по роду его» (Быт. 1: 11–12); «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт 1: 21); «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт 1: 25). 2 Указатель подобных повествований см., например: [Кузнецова, 1998, 13н]. 5
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.