Ю.Н.Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
Диалектика взаимодействия
народного творчества и книжной культуры
Прежде всего поясню смысл, в котором применяются в данном случае
заглавные
понятия. <...> Под
народным
творчеством
понимаются
все
его
проявления, включая обряды, верования, ритуалы, музыку, танцы, рисунки. <...> Устное народное творчество понимается расширительно, в него входят
мифологические представления, религиозные верования, фольклор. <...> Под
фольклором понимаются мифы, легенды, сказки, духовные стихи и песни,
героический эпос, былины, старины, небылицы, пословицы, поговорки,
присказки, прибаутки, загадки, считалки, – словом, все проявления фольклора. <...> Первая
составляющая этого понятия подразумевает все виды и способы фиксирования
информации, т. е. по сути дела смыкается с понятием «документивная
культура», если бы таковое существовало. <...> Такое расширение объясняется тем,
что границы понятия «книга» в книговедении пока что весьма расплывчаты. <...> В
широком смысле книгой допустимо считать любую информацию, знаково
зафиксированную на материальном носителе искусственным способом (П. <...> Отле, М.Н. Куфаев, Е.И. Шамурин), хотя в современной документологии
признаётся ещё более широкое понятие документа (С. <...> Под книжной культурой понимается (главным образом) бытование
книги в социуме. <...> Имеется в виду, с одной стороны, воздействие книги на
общество,
а
с
другой,
-
влияние
общества
функционирование различных форм книжной культуры.
на
формирование
и
2
При таком подходе прежде всего отметим тот общепризнанный факт,
что народное творчество стало питательной средой буквально всех сфер
профессиональной культуры и искусства, а поскольку многие из них
материализуются в книжной форме, то тем самым народное творчество
опосредованно влияет на книжную культуру. <...> Однако есть свидетельства и прямого влияния народного творчества на
книжную культуру – когда в фольклоре встречаются указания на факты
грамотности <...>