Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социальная политика современной России : социологический анализ тенденций инклюзии (220,00 руб.)

0   0
АвторыЯрская Валентина Николаевна, Зайцев Д В
ИздательствоСаратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.
Страниц132
ID152943
АннотацияВ книге содержатся результаты сравнительных исследований современной социальной политики в России и за рубежом, научно обосновывается принцип инклюзии в социальной политике. В контексте повышения доступности образования предложены модели инклюзивного обучения и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Сформулированы практические рекомендации по расширению пространства социальной инклюзии, доступа к социальным и образовательным услугам для уязвимых групп населения.
Кому рекомендованоДля специалистов в области социальных наук, студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также всех, кто интересуется вопросами современной социальной политики, социальной инклюзии.
ISBN978-5-7433-2234-3
УДК370.1; 378.1
ББК60.5
Социальная политика современной России : социологический анализ тенденций инклюзии / ред.: В.Н. Ярская, Д.В. Зайцев .— Саратов : Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., 2010 .— 132 с. — ISBN 978-5-7433-2234-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/152943 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ИНКЛЮЗИИ Саратов - 2010 УДК 370.1; 378.1 ББК 60.5 С 69 Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор И.Н. Иванова Доктор социологических наук, профессор В.В. Лысиков Авторский коллектив: Алешина М.В. <...> . С69 Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии: Кол. монография / под ред. <...> ISBN 978-5-7433-2234-3 В книге содержатся результаты сравнительных исследований современной социальной политики в России и за рубежом, научно обосновывается принцип инклюзии в социальной политике. <...> В контексте повышения доступности образования предложены модели инклюзивного обучения и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. <...> Сформулированы практические рекомендации по расширению пространства социальной инклюзии, доступа к социальным и образовательным услугам для уязвимых групп населения. <...> УДК 370.1; 378.1 ББК 60.5 © Саратовский государственный технический университет, 2010 ISBN 978-5-7433-2234-3 2 ВВЕДЕНИЕ Социальная инклюзия по содержанию означает демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы в более широкое сообщество. <...> Сюда можно отнести и преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности и каким-либо другим признакам. <...> Чтобы повысить качество жизни инвалидов, сделать их социально активными гражданами своей страны, нужна полномасштабная реформа российской системы образования, в фокусе этих перемен должно оказаться общее и профессиональное образование инвалидов. <...> Социальная инклюзия сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России: ведь от того, насколько взрослые и дети включены в практики взаимопомощи, преодоления стереотипов и защиты человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной сплоченности и мера гражданственности в обществе. <...> Определения, обозначения и сокращения В настоящей <...>
Социальная_политика_современной_России__социологический_анализ_тенденций_инклюзии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.114
Стр.115
Стр.116
Стр.117
Стр.118
Стр.119
Стр.120
Социальная_политика_современной_России__социологический_анализ_тенденций_инклюзии.pdf
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ИНКЛЮЗИИ Саратов - 2010
Стр.1
УДК 370.1; 378.1 ББК 60.5 С 69 Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор И.Н. Иванова Доктор социологических наук, профессор В.В. Лысиков Авторский коллектив: Алешина М.В. (1.2, 1.3, Приложение), Бабаян И.В. (2.2, Приложение), Григорьева И.А. (2.2, Приложение), Григорьева О.А. (2.2), Зайцев Д.В. (Введение, 1.1, 3.1, 3.2, Заключение, Библиографический список, Приложение), Кузнецова-Моренко И.Б. (2.2, Приложение), Наберушкина Э.К. (2.2, Приложение), Плеве И.Р. (1.3, 4), Салахатдинова Л.Н. (2.2, Приложение), Чернова Ж.В. (2.2, Приложение), Шпаковская Л.Л (2.2, Приложение), Ярская В.Н. (Введение, 1.1, 1.2, 3.2, 4; Библиографический список, Заключение), Романов П.В. (1.1, 1.4, 2.1, 2.3, 3.2, Приложение), Ярская-Смирнова Е.Р. (1.1, 1.4, 2.3, 3.2, 4, Приложение). С69 Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии: Кол. монография / под ред. Д.В.Зайцева и В.Н.Ярской. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2010. - 134 с. ISBN 978-5-7433-2234-3 В книге содержатся результаты сравнительных исследований современной социальной политики в России и за рубежом, научно обосновывается принцип инклюзии в социальной политике. В контексте повышения доступности образования предложены модели инклюзивного обучения и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Сформулированы практические рекомендации по расширению пространства социальной инклюзии, доступа к социальным и образовательным услугам для уязвимых групп населения. Для специалистов в области социальных наук, студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также всех, интересующихся вопросами современной социальной политики, социальной инклюзии. Ил. 2. Табл. 7. Библиография 97 назв. УДК 370.1; 378.1 ББК 60.5 ISBN 978-5-7433-2234-3 2 © Саратовский государственный технический университет, 2010
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Социальная инклюзия по содержанию означает демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы в более широкое сообщество. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями в общий поток социально-образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий. Сюда можно отнести и преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности и каким-либо другим признакам. Чтобы повысить качество жизни инвалидов, сделать их социально активными гражданами своей страны, нужна полномасштабная реформа российской системы образования, в фокусе этих перемен должно оказаться общее и профессиональное образование инвалидов. Социальная инклюзия сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России: ведь от того, насколько взрослые и дети включены в практики взаимопомощи, преодоления стереотипов и защиты человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной сплоченности и мера гражданственности в обществе. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев неоднократно поднимал вопрос о необходимости решения вопросов, связанных с жизнеобеспечением и правами людей с ограниченными возможностями, представителей социально-уязвимых групп населения. За рубежом проблемы доступности высшего и среднего профессионального образования для людей с ограниченными возможностями исследовались многими авторами: Т. Бутом, Д. Дартом, Д. Лукасом, К. Мейджером, М. Оливером, Д. Робертсоном, А.Уордом, Т. Хармсом, С. Хегарти, У. Холловудом). Фундаментальные исследования по проблеме доступности общего и профессионального образования, особенностей социальной интеграции и инклюзии людей с ограниченными возможностями в России практически не проводились, кроме отдельных работ группы исследователей (Д. Зайцев, Н. Ловцова, П. Романов, В. Ярская, Е. Ярская-Смирнова). Теоретико-методологическую основу исследования проблем социальной инклюзии в современной социальной политике в России и за рубежом, прежде всего, составили: - концепции «нормализации» (А. Майкелсен, Д. Найри, Г. Райт), стратификации (М. Вебер, Б. Барбер, С. Дэвис, У. Мур, П. Сорокин, Э. Шилз) и социальной депривации (Дж. Девис, Ф. Кросби, В. Рансимен), а также концепции солидарности (Э. Дюркгейм), справедливости (Дж. Ролс), социальной инклюзии (В.Ярская-Смирнова, Е.Ярская-Смирнова), социальной интеграции (Д. Локвуд, Б. Малиновский, В. Парето, Т. Парсонс, А. Радклифф-Браун, П. Уэлке); интеграции детей с ограниченными возможностями в общество (за рубежом - Д. Форестей, Г. Грэмпп, З. Сэйго; в России – Д.Зайцев, В.Ярская, Е.Ярская-Смирнова); маргинальной идентичности (Р. Парк); 3
Стр.3
- фундаментальные разработки в русле социального конструктивизма и структурализма (П. Бергер, Э. Гидденс, Т. Лукман), классического функционализма (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, П. Сорокин), структурного функционализма и неофункционализма (Дж. Александер, Н. Луман, Р. Макайвер, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Ю. Хабермас, А. Этциони); - труды по общей методологии социологических исследований зарубежных ученых (С. Кеннел, У. Кокрен, Д. Кэмпбелл, Р. Мертон, Э. Ноэль, О. Хеллевик) и отечественных авторов (Г. Батыгин, С. Белановский, И. Бутенко, И. Девятко, О. Маслова, И. Штейнберг, В. Ядов, В. Ярская). Выражаем признательность И.А. Григорьевой, И.Б. КузнецовойМоренко, Л.Н. Салахатдиновой, Ж.В. Черновой, Л.Л. Шпаковской за сбор и анализ данных в Казани и Санкт-Петербурге. Определения, обозначения и сокращения В настоящей монографии применяются следующие термины с соответствующими определениями: Инклюзия – в широком смысле этого слова это - демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы в более широкое сообщество; преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности и каким-либо другим признакам. Инклюзия в образовании – современный подход к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Принцип организации обучения, при котором все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства. Инклюзия означает раскрытие потенциала каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе. Интегрированное (инклюзивное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями). В основу инклюзивного образования положено мировоззрение, которое исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование означает, что в процессе обучения необходимо учитывать потребности, как обучающихся, так и учителей, создавая особые условия и предоставляя поддержку, необходимые и ученику, и педагогам для достижения успеха. Образовательная инклюзия выступает формой углубления, расширения, усиления процессов образовательной интеграции ребенка. 4
Стр.4
Социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Люди с ограниченными возможностями - это люди, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам в целом. Принципы инклюзивной социально-образовательной системы: - все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; - в инклюзивных школах все дети, а не только дети с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью), обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать свою безопасность и уместность; - все ученики равны в школьном сообществе, имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня, у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей; - в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива; - ученика с особыми потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества; - обучение планируется и осуществляется эффективно, программа и процесс обучения учитывает индивидуальные склонности и потребности каждого ученика; - специалисты, вовлеченные в процесс инклюзивного обучения, настроены позитивно и понимают свои обязанности, они обучены стратегиям и процедурам, облегчающим социальную интеграцию среди детей; - родители, семьи активно участвуют в жизни школы. Составляющие инклюзии: разработка особого мировоззрения, на котором будет основываться практика инклюзивного образования; подходить к инклюзии как к всесторонней комплексной задаче, которая захватывает всех участников образовательного процесса и предполагает выполнение целого набора экономических, политических, социальных, культурных условий; включать в процесс создания инклюзивной школы учителей, администрацию, родителей, школьников и СМИ; сформировать современное гуманистическое понимание инвалидности у работников образовательного 5
Стр.5
учреждения и учеников; обучать весь персонал школы (включая охранников, поваров, медработника) принципам инклюзии, практикам межличностного взаимодействия в пространстве интегрированного образования. Результаты инклюзии: у граждан имеется возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях социокультурного и экономического процесса; интеграция осуществляется ненавязчиво (латентно) и не содействует выработке негативных стереотипов; индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует человека, а способствует его успешной социальной интеграции; трансформируется сознание большинства членов общества в контексте нондискриминации. 6
Стр.6
направление «Социальная работа», научные специальности 22.00.04 и 22.00.08). Также материалы исследования возможно использовать в разработке образовательных программ и учебных планов по повышению квалификации специалистов социальной сферы, ведомств образования, сферы занятости Результаты исследования рекомендованы к внедрению в практику работы учреждений социального обслуживания населения, занятости, общего, коррекционного и дополнительного образования, региональных органов власти. Что касается механизмов конструирования новой идеологии социальной сплоченности, представленной в данном отчете пока лишь в форме заявки, то разработки именно в этом направлении весьма плодотворны. Стратегии построения социального и правового государства, приближения гражданского общества сильно зависят от успешности выработки новой идеологии сплоченности. Эта идеология и совокупность социальных идеалов, на которые она опирается, смогли бы обеспечивать социальную интеграцию, улучшать нравственный климат в обществе, сохранять единство нации, государства, общества в целом, контролировать социальную инклюзию в социальной политике, способствовать социальной интеграции многообразных идентичностей, различных социальных групп и слоев российского населения. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Адорно Т. Негативная диалектика / Пер. с нем. Е.Л.Петренко / Т.Адорно. М.: Научный мир, 2003. 2. Акимова И. Занятость в цифрах // Саратовская областная газета. 2009. 19 февраля. С. 1. 3. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. 2009. №11. С. 62-67. 4. Алешина М. Социальная инклюзия в контексте реформы образования // Социология и экономика образования. Саратов: ПАГС, 2009. С. 7680. 5. Алешина М., Ярская В. Содержание понятия инклюзии в контексте code switching / Образование для всех: политика и практика инклюзии: Сб. науч. тр. Саратов: Научная книга, ЦСПГИ, 2008. 342 с. 6. Альберт Б. Британское движение инвалидов и социальная модель инвалидности // К независимой жизни. М.: РООИ Перспектива, 2000. С.8990. 7. Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, динамика и механизмы эксклюзии (социокультурная интерпретация). Азов: АзовПечать, 2009. – 272 с. 114
Стр.114
8. Ачкасов В. Россия как разрушающееся традиционное общество // Политические исследования. 2001. № 3. С. 83-92 9. Бабаян И.В. Арт-терапия как социальная помощь инвалидам / И.В.Бабаян // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов. Сб. науч. трудов / Под ред. д.с.н., профессора Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2007. С. 244-246. 10. Бабаян И.В. Репрезентация художественно-творческих методов в медийном пространстве // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения и социальной защиты населения: проблемы профессиональной деятельности и перспективы подготовки кадров: Мат. Межрег. науч.-практ. конф. 22-23 апреля 2008 / Уральская гос. мед. академия / Под. ред. К.В. Кузьмина. Екатеринбург, 2008. С. 296-302. 11. Бабаян И.В. Системный принцип в моделировании и конструировании образовательного процесса по дисциплине «Основы творческих методов в социальной работе» / Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2007, № 5: Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. С. 28-30. 12. Бабкин С. Общество ограниченных возможностей // Саратовские вести. 12.07.2008. С.1. 13. Бабкин С., Дрекина И. Инвалидов лечат приватизацией // Саратовские вести от 25.03.2009. С.2. 14. Бауман З. Пьер Бурдье и диалектика vita contemplative и vita activa // Социологический журнад.2002. №3 15. Баусов Ю.Н. Основные проблемы социальной реабилитации и интеграции в общество молодых инвалидов // Аналитический вестник Совета Федерации, 4 (292), 2006. 16. Беляев А.Б. Социально-философская концепция Ю. Хабермаса: восприятие в российской социологии / http://www.jourssa.ru/2001/3/8aBeliaev 17. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004. – 232с. 18. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Н.А. Шматко / М.: SocioLogos, 1993 19. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №30. Ст. 1797. 20. Гудков Л. О легитимности социального порядка в России // РЖ http://www.polit.ru/research/idea/ 2004/06/07/gudkov _jukos.html 21. Дрекина И. Инвалидность отбирает собственность // Саратовские вести от 17.06.2009. С.1. 22. Дополнительное образование в контексте социальной мобильности инвалидов. Монография. Национальные проекты и реформы 2000-х годов: модернизация социальной политики. Коллективная монография / под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, М.А.Ворона. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. 278 с. 115
Стр.115
23. Зайцев Д.В. Комплексное сопровождение учебного процесса: в центре внимания - студент-инвалид // Высшее образование в России. 2009. №5. С. 61-64. 24. Зайцев Д.В. Интегрированное образование как направление модернизации системы образования России // Интеграция образования. 2003. №4. С. 45-51. 25. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003. 26. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 1992 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст. 150 27. Заславская Т. И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. С. 87, 108, 151, 298 28. Земская Е. А. Специфика семантики и комбинаторики производства слов-гибридов // Slavische Wortbildung: Semantik und Kombinatorik / Hrsg. S. Mengel. Münster-Hamburg-London, 2002 a. S. 157-169 29. Зиньковский О. Книга, которая потрясла Джорджа Буша / www.russ.ru/politics/meta/20010613-zin.html 31. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / Алешина М., Котова С., КузнецоваМоренко И., Ловцова Н., Романов П., Ярская-Смирнова Е., Ярская В. и др. / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: МОНФ, ЦСПГИ, 2008. 224 с. 32. Исследование международного опыта в обучении инвалидов с использованием компьютерных технологий, 2005 // Проблемы системы образования инвалидов // ru.ictp.uz/downloads/dis_review.doc 33. Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: НЛО, 2001. 34. Каганский В. Пространство России: старое и новое // Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации. М.: МВШСЭН, 2003 35. Кананина Е.В. Социальная работа в ювенальном суде: использование импорта концепций в локальных российских практиках // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. № 4. С. 179182 36. Карпова Г., Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурная политика в отношении инвалидов: от законодательства к общественному мнению // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов, 2008. С. 25-33. 37. Кодекс практики для обеспечения академического качества образования и соблюдения стандартов в высшем образовании (Code of practice for the assurance of academic quality and standards in higher education. Section 3: Students with disabilities. Quality Assurance Agency for Higher Education, UK. October 1999. Доступно по адресу: http://www.qaa.ac.uk/academicin frastructur) / Пер. с англ. - М. Ворона // Журнал исследований социальной политики. Т. 6. № 1. 2008. 116
Стр.116
38. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. М., 1999. 39. Лепилин Д. Право на уют // Саратовская областная газета. 01.07.2009. С.1 40. Лионова Е. Уроки для безработных // Саратовская областная газета. 24.03.2009. С.1. 41. Мейлахс П.А. Капитал разнообразия: не роскошь, а необходимость // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Том X. № 4. С. 206. 42. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2001 43. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М., 2000. 44. Оглезнева Е. А. Русский язык зарубежья: восточная ветвь // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2003. № 6. С. 38-42. 45. Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной защиты населения / Под. ред. П.В.Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов, 2007. 118 с. 46. Певзнер О. Социальная интеграция инвалидов по зрению // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, ЦСПГИ, 2008. С. 127-129. 47. Пивовар С.Н. Аккомодационная модель кодового переключения (на примере русско–английских переключений) // Лингвистические основы межкультурной коммуникации в сфере европейских языков: Сб. науч. трудов. Нижний Новгород: НГЛУ, 2002. С. 55 48. Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов / Под ред. П.Романова, Е.Ярской-Смирновой, А.Галаховой. Саратов: ЦСПГИ, Научная книга, 2007 49. Рейсвейк Ван К.. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб.: МУСиР, 1998 50. Розанваллон П. Новый социальный вопрос. М. 1997 51. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 52. Романов П.В., Смирнова Е.Р., Ярская В.Н. Новый социальный менеджмент и реформы российской социальной политики // Мир России. № 3. 2008. С. 109-131. 53. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р., Вайтфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации. Анализ основных результатов исследования. М., 2009. 54. Рыбкин А.Заселяйся молодой и старый // Саратовская областная газета. 26.06.2009. С.2. 55. Рыбкин А.Кризисные поправки // Саратовская областная газета от 24.07.2009. С.1 56. Сборник международных договоров ООН. М., 1995. 117
Стр.117
57. Синявская О.В. Основные векторы развития законодательства в отношении инвалидов в 2000-2004 гг. // SPERO. 2004. №1. С.67-71. 58. Синягина Н.Ю. О проблемах в работе с одаренными детьми. 5.09.06 // Доступно по адресу: http://www.odardeti.ru/static.php?mode=ny0001&PH 59. Скотт Дж. Благими намерениями государства. М.: Университетская книга, 2005 60. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. №14. Ст.1097. 61. Социальная политика и мир детства в современной России: Коллективная монография / Алешина М., Бычков Д., Галахова А., Драпак В., Котова С., Кузнецова-Моренко И., Ловцова Н., Фазульянова С. и др. / Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой и Е.П.Антоновой. М.: ООО «Вариант», 2009. 272 с. 62. Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т.2. № 1. С. 7-14. 63. Тарасова Н. Путь к работе по школьному пандусу // Саратовские вести. 9.12.2008. С.2. 64. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2002. 65. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании». 66. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. в 2008 г). 67. Фрумкина Р. Opus post как пример инновативной стратегии // Новое литературное обозрение. №1. 2003. 68. Фуко М. История безумия в классическую эпоху // М.Фуко. СПб.: Университетская книга, 1997. 69. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 70. Фуко М.. Надзирать и наказывать М.: Ad Marginem, 1999. 480 с. 71. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 4. 72. Чеканова Э. Е., Ярская В.Н. Социальный и темпоральный контекст образования // Непрерывное образование в России: возможности интеграции академической и корпоративной школ / сборник научных статей. Саратов: СГТУ, 2008. C. 4-9. 73. Шпаковская Л. Л. Советская образовательная политика: социальная инженерия и классовая борьба // Журнал исследований социальной политики. 2009. Т. 7. №1. 74. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996 75. Ярская В.Н. Научно-методическое обеспечение регуляции занятости: объективные и субъективные аспекты // Занятость и проблемы ее регулирования. Саратов: ПФ РУЦ. 1996 118
Стр.118
76. Ярская В., Печенкин В., Яковлев Л. и др. Пространство и время социальных изменений. Саратов: Научная книга, 2004. 77. Ярская В.Н. Социальный контекст CODE SWITCHING / О необходимых чертах цивилизации будущего. К 90-летию со дня рождения академика Н. Моисеева. М-лы Межд. науч. форума. М.: МНЭПУ, 2008 . Секция 7 «Языки и культура в условиях смены технологий». С. 735 - 740 / www.mnepu.ru 78. Ярская В.Н. Образование, инвалидность, молодежь: три проблемных поля // Инвалидность в контексте становления гражданского общества. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. С.33-39. 79. Ярская В.Н. Экзистенциальные смыслы и гражданские перспективы социального образования // Журнал исследований социальной политики. Том 2. № 3. 2004. С. 347-362. 80. Ярская В.Н. Дополнительное образование молодых инвалидов // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов. Саратов: Научная книга, 2007. С. 51-67. 81. Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов, 2008. С. 11-16. 82. Ярская В.Н. Меня можно назвать агентом социального образования / Интервью В. Щеблановой // Социологический журнал. 2005. № 2. С. 157174. 83. Ярская В.Н., Зубаревич Н., Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. и др. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ЦСПГИ, Вариант, 2008. 84. Ярская-Смирнова В.Н. Миссия социального образования / Россия: путь к социальному государству / Мат-лы Всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2008 г.) / М.: Научный эксперт, 2008 / Секция III Государственная политика, государственное управление и право в сфере социальных процессов. С.1004-1008. 85. Ярская-Смирнова В.Н. Пространство инклюзии в образовании: рефлексия проблемы // Образование и общество / Секция №4 «Образование в пространственной и временной перспективе» // Материалы Всерос. социол. конференции к 20-летию РОС, 2009 / Электронная публикация на CDдиске ISBN 978-5-89697-165-8 86. Ярская В.Н. Социальная инклюзия в молодежной политике // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010, № 1 (13). С.63-74 87. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. №5. С.100-106. 88. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. «Скрытое знание» в фольклоре профессиональных групп // Фольклор малых социальных групп: традиции и современность. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. С. 33-49. 119
Стр.119
89. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Гендер и этничность в учебниках по социальной работе и социальной политике // Социологические исследования. 2006. №5. С.117-126. 90. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов // Социологические исследования. № 10. 2005. С.48-56. 91. Bourdieu P. and Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. London, Sage, 1977. 92. Dominelli L. Social work. Theory and practice for a changing profession. Cambridge: Polity Press, 2004. P. 43-44. 93. Dyson A. Inclusion and inclusions: theories and discourses in inclusive education // Harry Daniels Philip Garner (Eds.) Inclusive education. Supporting inclusion in education systems. London, Sterling: Kogan Page, 1999. P.36-53. 94. Employment, Social Affairs, and Equal Opportunities: Social Protection and Social Inclusion // http://ec.europa.eu/employment_social/spsi/the_ process.htm. Обращение к ресурсу 30.08.2009. 95. Ferguson D. L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L. and Zingo J. Figuring out what to do with groupings: How teachers make inclusion «work» for students with disabilities // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1992. № 17. P. 218–226. 96. Glass G. V. Fertilizers, Pills, and Magnetic Strips: The Fate of Public Education in America. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2008. 97. Italy: too little time and space for childhood by Ray Lorenzo. Unicef .1992. 273 р. 98. Kagan et all .Russian for Russian. Русский для Русских. Los Angeles, 2003; Rathmayr R. Anglizismen im Russischen: Gamburgery, Bifšteksy und Voucherisirung Russlands // Eeurospeak. Sonderndruck. Offprint. Peter Lang, 2002. 99. Peer Review in Social Protection and Social Inclusion and Assessment in Social Inclusion // http://www.peer-review-social-inclusion.eu/peer-reviews. Обращение к ресурсу 20.08.2009. 100. Priestley M. Discourse and resistance in care assessment: integrated living and community care // British Journal of Social Work. Vol.28. № 5, 1998b. P. 659–673. 101. Robertson D. and Hillman J. Widening Participation in higher education for students from lower socio-economic groups and students with disabilities, Report 6 for the National Committee of Inquiry into Higher Education // www.leeds.ac.uk/educol/niche/ report6. Htm. (февраль 2000 года) 102. Rouble B. A. Creating Diversity Capital: Transnational Migrants in Montreal, Washington and Kyiv. Washington, D.C.: Woodrow Wilson Center Press; Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2005. 120
Стр.120

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.