Ярким примером боевого сотрудничества союзников по антигитлеровской коалиции в советской литературе обычно называется французская эскадрилья "Нормандия-Неман". <...> Но даже в серьезных научных изданиях не всегда можно прочитать о двух английских эскадрильях, защищавших небо над Мурманском, о "челночных перелетах" союзных бомбардировщиков, базировавшихся под Архангельском, Полтавой. <...> Военно-морское сотрудничество союзников - отдельная, необычайно интересная страница истории войны,- несомненно заслуживает специальной работы. <...> В данной же статье речь пойдет о наиболее значительных эпизодах военного сотрудничества английских и советских летчиков в годы Второй мировой войны. <...> Тем не менее после напряженных обсуждений было решено самолетами с авианосцев бомбардировать две важнейшие базы немцев в Арктике: Петсамо и Киркенес (1). <...> Помимо двух подводных лодок, переброшенных в Полярный, к берегам северной Норвегии направились два авианосца "Викториес" и "Фьюриес" в сопровождении восьми боевых кораблей. <...> В Петсамо немцы оказали не столь серьезное сопротивление. <...> Своими действиями англичане не только продемонстрировали миру реальность боевого сотрудничества с коммунистической державой, но и заставили поверить Гитлера в возможность открытия второго фронта в Норвегии. <...> Демонстрацией этой "силы" стала переброска в Советский Союз 151-го авиакрыла для участия в совместных боевых действиях и обучения русских летчиков управлению английскими "харрикейнами" с последующей их передачей советским ВВС. <...> 31 августа 1941 г. к причалам Архангельска подошли суда первого английского конвоя PQ-0 ("Дервиш"), на котором и прибыли английские летчики. <...> Часть управленцев и техников тот час были отправлены в Ваенгу двумя транспортными самолетами. <...> Их задачей была сборка и облет доставленных в ящиках 15 "харрикейнов". <...> Местом работ был определен аэродром Кегостров, в центре Архангельска. <...> Уже на следующий день первые два "харрикейна" обрели <...>