Учителю и другу, профессору Куратову Анатолию Александровичу
Давно замечено, что в критические периоды истории народов их общественное
самосознание порождает мифы о национальной исключительности. Степень изолированности
общества определяет культивацию подобных мифов в государственной идеологии. Вторая
мировая война не стала в этом смысле исключением. Ее осмысление в "торосах" войны
"холодной" породило мифы, нашедшие отражение в таких общих понятиях, как "Битва за
Англию" в Великобритании, "Чудо американской промышленности" - в США. В СССР таким
понятием стало само название войны - Великая Отечественная. Не случайно, истории этой
войны в отечественной историографии "повезло" как никакой другой. Тысячи томов
монографий, публицистики, книг воспоминаний, сборников документов посвящены различным
сторонам той войны. Но нет среди них ни одной книги, специально посвященной истории
экономических отношений союзников по Антигитлеровской коалиции, по истории ленд-лиза
- американского закона, на основе которого осуществлялась эта помощь. Между тем на
Западе этой теме посвящен ни один десяток книг и статей* (*Подробнее об историографии
проблемы см.: Северные конвои: исследования. воспоминания, документы. Архангельск,
1991. С.3-7; Вторая мировая война. Актуальные проблемы. М., 1995. С.324-339). Как
выясняется, причины тому не только идеологические, но и чисто прагматические.
Советский Союз и его правопреемники все еще не расплатились за эту помощь, что
составляет одну из проблем в отношениях между государствами. Тогда в чем суть этой
проблемы ? Почему США простили подобную задолженность всем остальным государствам,
которым они оказывали помощь по ленд-лизу, всем, кроме... СССР ? И почему, наряду с
умолчанием вопросов межсоюзнических экономических отношениий, в отечественной
литературе почти ничего не говорится о сотрудничестве стран-участниц Антигитлеровской
коалиции на маршрутах поставок ? о роли союзных флотов в проводке северных конвоев ?
о применении импортного оружия на фронтах ? ... Эти и множество других вопросов стали
побудительным мотивом данного исследования.
Книга едва бы состоялась, если бы не помощь близких мне людей, друзей, коллег и
единомышленников. Автор выражает особую признательность сотрудникам Поморского
университета и Института истории России РАН, в стенах которых писалась книга.
Благодаря финансовой поддержке Оксфордского университета и Фонда Сороса мне была
предоставлена возможность собрать материал в архивах и библиотеках Великобритании.
Друзья и коллеги из Историко-авиационного общества в Буде и университета Тромсе
помогли в получении необходимой литературы и документов из Норвегии. Знакомству с
финскими материалами я обязан коллегам из Национального авиационного музея и
университета г.Оулу. Неоценимой стала помощь немецких историков и ветеранов и, в
первую очередь, ветеранов 5-го Воздушного флота. Многие мои знакомые, узнав о работе
над книгой, по мере сил пытались помочь мне. Полную библиографию и копии наиболее
ценных для меня американских книг я получил от друзей из Техаса и Калифорнии,
французских - из Парижа и Руана, чешских - из Праги и Братиславы, польских - из
Варшавы. В ходе встреч с ветеранами у меня составилась значительная коллекция устных
воспоминаний. Этим людям - мой низкий поклон. Перечисление имен всех, кто принял
самое живое участие в моей работе над книгой заняло бы слишком много места. И все же
я не могу не упомянуть имена людей, чье авторитетное мнение было для меня особенно
полезно, чьи материалы в той или иной мере вошли в книгу, кто сделал все, чтобы
издание состоялось. Особую благодарность я хочу выразить Бережному С.С., Ботыгину
А.А. и его сыну Александру, Булатову В.Н., Григорьевой Н.А., Ефремову А.А., Жатькову
А.В., Корнякову К.А., Куманеву Г.А., Куратову А.А., Лойтеру А.В., Нежинскому Л.Н.,
Поздеевой Л.В., Райскому Н.С. Самсонову П.В., Сиполсу В.Я., Mr. D.Brown, D.B. Craig,
W.T.& A.A. Gorter-Gronvik, A.Hague, K.Hewitt, W.Horst, P.Kemp, J.A.P.Kenny,
R.K.Kindersley, U.Larsstuvold, S.McDonald, R.Rautio, H.Shukman, H.Valtonen, R.
Woodman, Esq.
Стр.4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. НА ПУТИ К КОАЛИЦИИ. ПОМОЩЬ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ В 1941 Г.
Вторая мировая война и Советский Союз, 1939-1941 гг.
§ 1. Война в Европе и внешняя политика СССР
1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 минут артиллерийская кононада, вой самолетов,
лязгание танковых гусениц возвестили миру о введении Адольфом Гитлером в действие
"Белого плана"- войны против Польши. Началась Вторая мировая - самая кровопролитная в
истории человечества война. Едва ли фюрер мог предполагать, что именно вторжение в
Польшу положит ей начало. Ведь операции фашистов в Абиссинии, Испании и Албании,
аншлюс Австрии и Судетской области прошли для агрессора безнаказанно. Польша, не имея
большого стратегического значения, стала для Германии очередной картой в преферансе
большой политики, индикатором для определения позиций в протиборстве Запада и
Востока. Реакция мира на захват Польши должна была определить вектор дальнейшей
экспансии нацистов.
Советская Россия с момента своего возникновения объективно противопоставила себя
Западу. В разные годы ее непродолжительной истории это противостояние то обострялось,
то смягчалось. Играя на противоречиях "империалистических хищников", советское
руководство неуклонно проводило курс на приближение "мировой революции". В 30-е годы
этой цели вполне соответствовал "новый курс" политики Советского Союза, который был
направлен на сдерживание фашистской агрессии, а потому снискал на Западе много
сторонников. СССР был избран в Лигу наций. С ее трибуны он выступил против агрессии в
Абиссинии, поддержал республиканцев в Испании. Советский Союз активно противостоял
аншлюсу Австрии и готов был поддержать Чехию. И, казалось, до самого последнего
момента отстаивал эту политику.
Поэтому настоящим потрясением для большинства стран стали подписание 23 августа
1939 г. советско-германского пакта о ненападении и слухи о неких "секретных
протоколах", что было недвусмысленно расценено как начало блокирования СССР с
фашистской Германией. Дальнейшего усиления этих стран в Европе не могли допустить ни
Франция, ни Великобритания. Поэтому 3 сентября, опираясь на союзные договоры с
Польшей, они объявили Германии войну. Неологизм "КОММУНАЦИ" прочно закрепился в эти
дни на газетных полосах, хотя мало кто верил в прочность союза нацистов и
коммунистов. Последнее обстоятельство во многом обусловило выжидательную политику
союзников Польши в первые месяцы войны ("странная война").
Позиции сторон стали отчетливее проясняться с введением в Польшу советских войск,
подписанием договоров со странами Прибалтики, с последующим введением туда воинского
контингента и заключением 28 сентября 1939 г. нового договора с Германией о "дружбе и
границе". Если и оставались сомнения относительно ориентации СССР, то они исчезли с
началом "Зимней войны" против Финской республики. Эта война не только привела к
исключению СССР из Лиги наций,- изоляции его в мировом сообществе,- но и к открытой
подготовке высадки в Финляндии 150-тысячного англо-французского экспедиционного
корпуса, разработке ударов авиацией и специальными диверсионными группами ("Миссии
131") по нефтепромыслам на юге Советского Союза. Прямое столкновение СССР с будущими
союзниками во Второй мировой войне едва успел предотвратить советско-финский мирный
договор 12 марта 1940 г.(1)
Откровенно враждебная политика СССР по отношению к Великобритании и ее союзникам в
войне проявилась и в срыве экономической блокады Германии, на которую, учитывая опыт
Первой мировой войны, так рассчитывала Британия. Не в последнюю очередь, благодаря
Советскому Союзу германская военная промышленность, наращивая свою мощь, не
испытывала недостатка в сырье. СССР и Германия интенсивно обменивались оружием,
боеприпасами и военными материалами, о чем англичане были неплохо осведомлены. Им не
раз демонстрировали советскую маркировку на осколках сверхтяжелых авиабомб,
сброшенных самолетами Люфтваффе на Британские острова (2). На Кольском полуострове, в
Западной Лице укрывались от преследования флота Ее Величества корабли и подводные
лодки Кригсмарине. Здесь в начале войны скрывался обладатель "голубой ленты
Атлантики" лайнер "Бремен", на борту которого квартировал плавучий центр фашистской
разведки, сюда же линкор "Дойчленд" привел трофейный американский рефрижиратор "Сити
оф Флинт". Отсюда, из "базис норд", в апреле 1940 г. вышли транспорты с немецкими
десантниками и танкер "Ян Веллем", решившие исход боя у Трондхейма в ходе операции по
захвату фашистами Норвегии (3).
Стр.5