Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608419)
Контекстум

Сборник задач и вопросов по лесоводству (190,00 руб.)

0   0
Первый авторТкаченко Михаил Елевферьевич
АвторыДекатов Н.Е.
ИздательствоСельколхозгиз
Страниц85
ID151308
АннотацияСборник задач и вопросов по лесоводству
УДК630.2
Ткаченко, М.Е. Сборник задач и вопросов по лесоводству / Н.Е. Декатов; М.Е. Ткаченко .— : Сельколхозгиз, 1932 .— 85 с. — 168 c. — URL: https://rucont.ru/efd/151308 (дата обращения: 14.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Значение тепла в жизни леса и лесохозяпственной практике. <...> Значение влаги и жизни леса и лесном хозяйстве. <...> Значе ние в жизни леса и лесном хозяйаве различных видов осадков (снег, ожеледь, град, иней). <...> Значение почвенно-Tonoi рафических условий в жизни леса. <...> Втияние метеорологических факторов и почвенных условий на возобновление леса и меры юдей твия ему. <...> Лучше было бы задачи эги ставить прямо в лесу, в производстве, что и пытается проводить кафедра общего лесоводства при проведении различных занятий со студентами в учебных леспромхозах и при составлении программы для производственного обучения. <...> Характер задания и плана представляется при этом в следую щем виде: Тема: Рубка ухода за лесом. <...> Например, поставлен вопрос: какую степень прореживания сле дует произвести в густом еловом молодняке (20—30 лет) при воспитг.нии ветроупорной опушки. <...> Учащийся должен проанализи ровать вопрос и данные для решения: ветроупорная опушка должна быть представлена деревьями, устойчивыми против ветра; этого можно достигнуть путем постоянного сильного воздействия ветра на деревья уже смолоду. <...> Анализ задачи дол жен привести учащегося к следующему ответу: отсутствие путей транспорта не позволяет здесь проведения сплошной рубки (ели не дается специальных условий, открывающих возможность раз вития путей транспорта и эксплоатации тонкомерных сортиментов), отсутствие достаточного количества технической и рабочей силы вы нуждает остановиться на подневольно-выборочной рубке с выруб кой наиболее крупных деревьев. <...> Поперечный'разргз ствола ели, жайшее 10-летие в кон бывшей в угнетении под кронами оси центрированную рубку. ны и бгрезы и оправившейся после Откуда взять еловые осветления рубкой березы и осины, прошедшей 30 лет назад. <...> 1, свидетельствуют, что осветление ели рубкой деревьев лиственных пород прошло 30 лет назад, в то время как за метное увеличение прироста по диаметру, как видно по фотогртфии. наступило лишь 25 лет <...>
Сборник_задач_и_вопросов_по_лесоводству.pdf
б Проф. М. Е, Ткаченко, А. И. Асосков и Н. Е Декатов Сборник задач и вопросов по лесоводству под редакцией профессора М. Е. Ткаченко Государственное издательство рагивной литературы Москва • 1 9 3 2 • Ленинград сельскохозяйственной и колхознокоопе
Стр.1
Предисловие ОГЛАВЛЕНИЕ. Предисловие Введение деревьев и технические качества древесины. Потребность в свете различных древесных пород. Влияние света на возо .новление леса. Борьба за свет в лесу, связь ее с другими факторами и практические выводы из указанных явлений практике. Влияние на лес крайних высоких температур. Влияние на лес низких температур. Распределение температур в нижних слоях воздуха, факторы, на него влияющие, и практические выводы вия ветроустойчивости древостоев. Хозяйственные меры защиты леса от вредного действия ветра. В нянне леса на ветер и использование ветрозащитной способности леса в различных отрас ях народного хозяйства Лес и ветер. Влияние ветра на лес и его хозяйственное значение. Услоние в жизни леса и лесном хозяйаве различных видов осадков (снег, ожеледь, град, иней). Влияние леса на осадки, их расход и распределение . 34—39 Лес и осадки. Значение влаги и жизни леса и лесном хозяйстве. ЗначеБонитет. Тип условий местопроизрастания. Значение в жизни леса химических свойств почвы и практические выводы. Значение в жизни леса физических свойств почвы, водного и воздушного режима почвы и хозя ственные мероприятия, регулирующие их вождей тви^ ia лес. Влияние леса на почву, практические выводы и меры ухода за почвей Лес и почва. Значение почвенно-Tonoi рафических условий в жизни леса. 42—49 ческие выводы. Непосредственное влияние ф уны на лес и хозяйственные меры, per лирующие это ьлияние. Паст, ба скота на лесных площадах . . . 52—55 Лес и фауна. Влияние фауны на среду, в которой ж:вет лес,и практиЛесоводственные свойства древесных пород сты; и сложные древостой. Подлесок. Подгон. Одновозрастные и разновозрастные древостой. Классификации деревьев в древостоях Строение и развитие древестоев. Чистые и смешанные древостой. Про63 —7] Различные категории возобновления леса и особенности древостоев в зависимое! i от их происхождения. Семенное возобновление леса и организационнопрактические выводы. Вегетативное возобновление лреьесных пород и практические выводы. Втияние метеорологических факторов и почвенных условий на возобновление леса и меры юдей твия ему. Влияние живого покрова на возобновление леса. Влияние эксплоатации и способа очистки мест рубок на возобновление. Влияние побочных пользований на возобновление лест и мгры их регулирования. Оценка успешности и методи ;а исследования возобновления леса Естес^енное возобновление леса и факторы, влияющие на него. Различные категории смены, при;ин:>|, ее обусловливающие, и лесохозяй твенное значение Смена сосны елью. Смена дуба елью. Смена сосны дуб м. Смена сосны березо t и осиной. Смена ели березой и (синой. Смена дуба мягкими лиственными породами лесосечные рубки. Постепенные рубки. Групповч-вы оорочные рубки. Концентрированные рубки. Рубки Вагнера и с»бергарда. Среднее и низкоствольное хозяйство Рубки главного пользования. Подневольно-выборочные рубки. СплошноЧАСТЬ II. Рубки ухода • 98 -131 132 Типы леся. Смешанные задачи по рубкам главного и промежуточного пользования. Искусственное возобновление и разведение леса и охрана леса . 148—163 Смена пород. Общая характер"стика явлений, называемых см°ной пород. ••• • 80-96 57 Леси температура. Значение тепла в жизни леса и лесохозяпственной Лес и свет. Влияние света на рост леса, велич'ну и форму кроны и ствола ЧАСТЬ I. 5—16 18—23 29—33 Стр. 3 5 Лесоводы, как и всякие специалисты, должны обладать не только знанием, но и уменьем применять эти знания в практической работе. работе на производстве должны знать не только как выполнить определенный технический прием, но и объяснить, почему именно выбран тот, а не другой лесоводственный метод. О iсюда при усвоении курса лесоводства центр тяжести должен Прошедшие высшую школу специалисты в повседневной своей лежать не в работе памяти учащегося, а в тренировке последнего в области комбинирования отдельных фактов и явлений в определенные системы, в которых учащийся умел бы отличить причины от следствий, дать не только анализ явлениям, но и сделать синтетическое обобщение их, могущее быть использованным для непосредственного проведения в жизнь. Еще при старой лекционной системе преподавания и проверке знаний студентов при так называемых „зачетах" я старался ставить студентам для устных и письменных заданий такие вопросы, взятые из практики нашего хозяйства, которые требовали бы уменья от студента использовать свои знаш я из разных отделов курса, а не просто повествовательно излагать отдельные части определенной главы учебника. Более сложные лесоводственные задачи, составленные на материалах взятых из практики, впервые стали мной предлагаться аудентам на лесоводеiвенных семинариях. Последние годы проходили под знаком напряженьых поисков те материалы, которые применялись мною на лесоводственных семинариях и конференциях. Работа была затем продолжена под моим общим руководством 71—82 ном методе обучения, важность усвоения системы курса при помощи вопросов и задач возросла в еще большей степени. При составлении задачника были использованы в первую очередь методов преподавания, при которых активность работы студента могла б л быть повышена до максимума, а срок обучения сведен до минимума. При лабораторно-групповом, а в самое последнее время бригади при моем участии Н. Е. Д е кат о в ы м и А. И. Ас осковы м, причем Н. Е. Декатов развертывал вопросы и задачи в первой части, а А. И. Асосков—во вт, рой прикладной части задачника. Собраннее материалы были систематизированы на основе программы общего лесоводства на лесохоз5 йсп енном и лесокультурном отделениях и программы лесоводства на промыслово охотничьем отделении Лесотехнической Академии, причем последняя программа включает краткий обзор элементов частного лесоводства и лесоохранения. Можно надеяться, что задачник и вопросник окажет некоторую пользу не юлько для учащихся лесных Втузов и техникумов, но и для заочного обучения, хотя в последнем случае некоторые материалы будет несколько труднее прорабатывать. Проф. М. Ткакенко.
Стр.2
методах проработка курса общего лесоводства в Ленинградской Лесотехнической Академии проводится главным образом путем разбора различных вопросов и решения задач, относящихся к предмету. Путь проработки курса был взят такой: от конкретного к общему— абстрактному, и затем от общего к конкретному, частному— к практике. Введение При группово-лабораторном и затем бригадно-лабораторном При эгом с хозяйственной точки зрения возникает прежде Есего вопрос, каковы критерии успешности возобновления, дсстаточности количества и качества самосева. Предположим, что прорабатывалась тема—возобновление леса. Дается ряд задач, с указанием различного количественного и качественного соотношения подроста и само, ева различных пород на лесосеках, и спрашивается в каждом случае, достаточно ли возобновилась лесо ека. Группа или бригада под общим руководством препода вателя входит в существо вопроса, анализирует самое понятие возобновления, анализир\ет числовые данные и приходит к тому или другому выводу. Разобрав ряд примеров, соответствующим образом подобранных, группа или бригада, уже путем синтеза, выводит общие положения, общиз принципы, устанавливает таким образом мое г от частного к общему и от общего к частному. При приемке задания преподаватель ставит ряд новых конкретных вопросов и из отвеюв студентов убеждается, насколько они хорошо проработали этот вопрос и в какой iviepe они умеют ориентироваться в деталях, при применении общих положений к конкретным случаям. можно и должно дополнять задачи и вопросы новыми уело, иями в соответствии с местными обстоятельствами и в зависимости от целей использования материала. Сборник задач не дает ответов и поэтому сам по себе является лишь дополнительным пособием для учащих и учащихся. Он предполагает либо живое руководство учащимися, либо предварительное ознакомление учащихся с основными лесоводственными положениями по какому-нибудь учебнику 4 Само собою разумеется, что конкретность задач сборника относительна,—все же приходится несколько упрощать явления, не сколько схематиз фовать их. Но это является неизбежным. Лучше было бы задачи эги ставить прямо в лесу, в производстве, что и пытается проводить кафедра общего лесоводства при проведении различных занятий со студентами в учебных леспромхозах и при составлении программы для производственного обучения. Но есть ряд вопросов, относящихся к отдаленным от Академии древесным породам, естественно историческим условиям, которые, однако, должны быть студентами проработаны. Кроме тою, разграничение преподавания по различным кафедрам вынуждает часто искусственно обрывать границы вопросов и суживать их обусловленность только, или главным образом, естественно-историческими момент ми. Поэтому следует иметь в виду, что при пользовании сборником и задач как при очном, так и при заочном обучении. Как в том, так и в другом случае учащиеся предварительно знакомятся с некоторым определенным минимумом общих сведений по лесоводству, либо в t-иде вводного занятия с преподавателем, либо прочитывают несколько страниц по какому-либо учебнику по указанию учебной части Института по заочному обучению. В дальнейшем учащиеся продолжают проработку определенной темы по подробно разработанному кафедрой плану - заданию путем критического разбора и разрешения систематически подобранных, примерно в таком порядке, как они подобраны в сборнике, вопросов и задач, относящихся к данной теме. При этой проработке учащиеся пользуются всеми доступными вспомогательными средствами: консультацией преподавателя, просмотром и штудированием соответствующею литера!урною материала, диаграммами, фотографиями, музеем, обменом мнений срели группы (бригады) учащихся, консультацией произ одственников, и т. д. В результате учащиеся должны составить совершенно четкие представления об общих положениях и принципах но тому или другому вопросу-теме и путем решения задач научиться применять эти положения в конкретных случаях. Уменье разобраться в более или менее конкретных вопросах или задачах и должно сл\жить для очного или заочного руководителя работой учащихся критерием успешности проработки темы. Характер задания и плана представляется при этом в следующем виде: Тема: Рубка ухода за лесом. Цель задания—т основе изучения различных систем рубок, применяющихся и применявших^ в СССР и заграницей, научиться самостоятел! но проектировать организо ы. ать и проводить меры ухода за лесом, направленные на повышение количественной и ка чественной производитечьности леса. Вводное занятие Указание п рядка проработки темы, использования вспомогательных материалов, ознакомление со схемой вопросов (схемой сущности), относящихся к теме. План самостоятельной проработки темы: /. Что понимается под рубками ухода и каковы их цели и задачи? Морозов Г. Ф. „Рубки возобновления и ухода", 1930 г., стр. такая- о. 2. Какие факторы определяют способ и организацию рубок ухода? Ткаче н ко М. Е. „Возникновение и распространение лесохозяйственных идей", стр. такая-то. 3. В чем заключается суть двух основных направгений рубок ухода—так называемого низового и верхового изреживания? Морозов Г. Ф. „Рубки возобновления и ухода", стр. такая-то .и т. д. Контрольные вопросы: См. вопросы и задачи в „Сборнике" в главе „Р\бки ухода". При ответе на вопросы и задачи учащийся не должен ограничиваться односложными лаконическими фразами: да, нет, можно, нельзя, лучше, хуже, и т. п.,—необходимо каждый раз отдать себе 5 Авторы мыслят возможным использование сборника вопросов
Стр.3
(или для контролирующего лица) отчет, почему именно да, а не нет, или наоборот. лен от путей транспорта. Древостой: 8Е, 2С -f-Б. Возраст 180 лет+ -f 60 л. Полнота—0,8. Бонитет— III. Почва тяжелая, суглинистая. Организовать способ рубки для этого участка. Анализ задачи должен привести учащегося к следующему ответу: отсутствие путей транспорта не позволяет здесь проведения сплошной рубки (ели не дается специальных условий, открывающих возможность развития путей транспорта и эксплоатации тонкомерных сортиментов), отсутствие достаточного количества технической и рабочей силы вынуждает остановиться на подневольно-выборочной рубке с вырубкой наиболее крупных деревьев. Вырубка большого количества древесины с единицы площади на тяжелой суглинистой почве может повести за собой гибель остающейся на к' рню части древостоя (ветровал, короеды и пр), поэтому необходимо ограничить выборку примерно 30% от запаса с непременным условием оставления на корню нескольких штук на га способных к плодоношению хороших сосен. Все это ведет к необходимости предварительного назначения (клеймелия) деревьев в рубку соответствующими техниками. В том случае, когда у учащегося при решении задачи возникает неясность в условиях задачи или недостаточность их, он может уточнить их по своему усмотрению, но тогда при ответе на задачу должен уклзть, что им были приняты такие-то дополнительные условия. Например, для учаще.ося становятся неясными в предыдущей задаче условия транспорта: если сейчас пути транспорта удалены, то, может быть, в н шем распоряжении есть возможность, экономически оправдываемая, развить необходимые пути транспорта. В таком случае учащийся останавливается на какомнибудь одном варианте и решает задачу для него. Так, если он предполагает, что в хозяйстве имеется возможность проложить узкоколейку и на ти сбыт любым сортиментам, тогда, конечно, решение з дачи может стать совершенно иным. Однако, не следует без нужды отягоша ь задачи новыми дополнительными условиями, особенно в целях уклонения от разрешения како о-нибудь затруднения в задаче по ее существ . Можно, однако, наперед сказать, что иногда неясности будут: они вытекают и •• краткости формулировки задачи, сама же краткость формулировки вытекает по нео ходимости экономии объема сборника; указание исчерпывающих условий могло бы вылиться в целый отчет по исследованию условий производства, что, конечно, выхоит за пределы поставленных в аудитории (и на дому) рамок обучения. дует произвести в густом еловом молодняке (20—30 лет) при воспитг.нии ветроупорной опушки. Учащийся должен проанализировать вопрос и данные для решения: ветроупорная опушка должна быть представлена деревьями, устойчивыми против ветра; этого можно достигнуть путем постоянного сильного воздействия ветра на деревья уже смолоду. Для этого необходимо произвести сильное изреживание, что для ели в 20—30 лет не является опасным в отношении ветровала, солнечных ожо ов, и пр. Или др>гой пример. Задача: Северный край. Участок леса удаНапример, поставлен вопрос: какую степень прореживания слеЧасть I ЛЕС И СВЕТ Влияние света на рост леса, величину и форму кроны, ствола деревьев и технические качества древесины. (Влияние на деревья) 2. Как меняется форма кроны и стволов деревьев в зависимости от количества и направления света? 1. Одинаковое ли влияние на деревья оказывают верхний и боковой свет? 3. Из двух сосновых деревьев, имеющих одинаковый возраст — 100 лет и произрастающих на одинаковой супесчаной почве, одно имеет высоту 25 м, диаметр на высоте груди 27 см, крона занимает 1/а длины ствола, объем сучьев и ветвей составляет 10% стволовой древесины, ствол дает 70% деловой древесины, з другое имеет высоту 18 м, диаметр 40 см, крона занимает % Длины ствола, объем сучьев и ветвей составляет 40 '/0 от стволовой древесины, ствол дает 30% деловой древесины. В каких случаях можно наблюдать подобную разницу и чем она объясняется? 4. В 20-летнем древостое верхний полог состоит из осины, под ней дуб, липа, ильм, клея образуют как бы второй ярус. На 1 га стволов осины—1.500, дуба — 100, липы, ильма, клена—2.000. Имеется два прое та ухода за дубом: 1) вырубить по преимуществу с сину; 2) вырубить вместе с осиной также липу, ильм и клен, оста6. Одинаковой ли ценности стволы могут дать деревья с симметрично развитыми и однобокими кронами? 5. В нормальном 30-летнем сосновом древостое с полнотою 1,0 средней прирост деревьев по высоте сое авляет 25 см в год, а по диаметру на высоте груди —25 мм в год. При уходе за лесом в одной части участка полнота уменьшилась до 0,7, а в другой части в результате повреждений древостоя полнота снизилась до 0,4. Как отзовется это на приросте деревьев в высоту и по диаметру в указанных случаях? вив один дуб. Какой из этих проектов будет более правильным и почему? 7. В древостое деревья второстепенных пород расположены группами среди деревьев главной породы. Можно ли удалить все деревья второстепенных пород из древостоя при уходе за лесом, если желают получить наиболее высоких качеств древесину? 7
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически