Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Философия и методология науки. Учебное пособие

3   0
Первый авторПоспелова Ольга Вячеславовна
Издательство[Б.и.]
Страниц117
ID145648
АннотацияФилософия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов.
Поспелова, О.В. Философия и методология науки. Учебное пособие / О.В. Поспелова .— : [Б.и.], 2012 .— 117 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145648 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебное пособие для аспирантов Архангельск 2012 1 Авторы: Поспелова Ольга Вячеславовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова; Янковская Екатерина Алексеевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова Рецензенты: Баксанский О.Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН; Дорожкин А.М., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой Истории, методологии и философии науки Нижегородского государственного университета им. <...> Ощущения и спекулятивное мышление в античной философии <...> Природа научного знания с позиции Эдинбургской школы <...> Феминистский подход к проблеме ценностей в науке <...> Полани Литература Рекомендованная литература (основная) Рекомендованная литература (дополнительная) 4 РАЗДЕЛ 1. <...> 1) Рациональность как постоянная апелляция к авторитету разума. <...> Но этот аргумент работает лишь до тех пор, пока мы ограничиваем рациональность областью науки и логики. <...> Получается замкнутый круг: определяем науку через рациональность, а рациональность – через науку. <...> Если рациональность – это апелляция к разуму, то для человека традиционной культуры «мифологическая аргументация» звучит куда более убедительно, чем аргументы современной физики. <...> Эрвин Шрёдингер предлагает проводить демаркационную линию между религиозно-мифологическим и научным сознанием, противопоставляя «закрытые» и «открытые» модели мира. <...> Правильные тела можно разложить на треугольники, а из этих треугольников можно построить новые правильные тела. <...> Только в том случае, если треугольники объединены в правильные тела, возникает частица материи. <...> Следовательно, они суть математические формы, которые заменяют правильные тела пифагорейцев. <...> Математическая симметрия, играющая центральную роль в правильных телах платоновской философии, составляет ядро основного <...>
Философия_и_методология_науки._Учебное_пособие.pdf
Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова ПОСПЕЛОВА О.В., ЯНКОВСКАЯ Е.А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебное пособие для аспирантов Архангельск 2012 1
Стр.1
Авторы: Поспелова Ольга Вячеславовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова; Янковская Екатерина Алексеевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова Рецензенты: Баксанский О.Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН; Дорожкин А.М., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой Истории, методологии и философии науки Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Происхождение и история науки 1. Происхождение науки 2. Наука в античности А. От мифа к Логосу Б. Ощущения и спекулятивное мышление в античной философии В. Представления о первоначале в античной философии Г. Строение вещества по Платону Д. Физика Аристотеля Е. Аристотелевские теории строения вещества 3. Средневековая наука А. Теории движения и проблематизация положений физики Аристотеля Б. Трактовка движения в Мертон-колледже В. Наука оккамистов 4. Наука Нового времени: классическая механика А. Галилео Галилей Б. Иоганн Кеплер В. Исаак Ньютон Г. Законы движения классической механики Д. Принципы классической механики 5. Термодинамика 6. Теория электромагнетизма 7. Теория относительности А. Эйнштейна А. Специальная теория относительности (СТО) Б. Общая теория относительности (ОТО) 8. Современные теории происхождения и строения космоса 9. Квантовая механика А. Строение атома Б. Дискретность и непрерывность В. Разрыв с классической физикой Г. Принцип неопределенности Д. принцип дополнительности 10. Синергетика Раздел 2. Природа и структура научного знания 1. Синтетическая природа научного знания 2. Наука и не-наука: критерии демаркации А. Верифицируемость как критерий демаркации Б. Фальсифицируемость как критерий демаркации 3. Движущие факторы и рост научного знания А. Движущие факторы науки: интернализм и экстернализм Б. Рост научного знания: кумулятивизм и его критика 4. Признаки хорошей теории 5. Формы и методы научного познания 6. Научное и обыденное познание 7. Логика научного исследования А. Общая логика научного исследования Б. Типы проблемных ситуаций В. Подход К. Поппера 8. Реальность и ее репрезентация 9. Реализм и антиреализм 3
Стр.3
10. Научная объективность и проблема истины А. Классическая концепция объективности и корреспондентная концепция истины Б. Критика классической концепции объективности В. Релятивистские концепции Г. Современные альтернативы классической концепции истины и объективности 11. Язык и научное знание 12. Природа научного знания с позиции Эдинбургской школы 13. Проблема научной рациональности А. Классическое понимание и идеал научной рациональности Б. Критика классического идеала научной рациональности В. Современные модели рациональности Г. Критерии научной рациональности у К. Поппера и Т. Куна 14. Наука и ценности А. Постановка проблемы и ее классическое видение Б. Идеал нейтральной и беспристрастной науки В. Критика классического подхода Г. Подход Т. Куна и его критика Д. Феминистский подход к проблеме ценностей в науке 15. Проблема автономности научного знания А. Интеллектуальный контекст и стили научного мышления Б. Социальный контекст Раздел 3. Модели развития научного знания 1. Нормативный подход А. Дедуктивно-рационалистическая модель Б. Индуктивная модель В. Индуктивно-гипотетическая модель: верификационистский вариант неопозитивистов Г. Индуктивно-гипотетическая модель: фальсификационистский вариант К. Поппера 2. Историческая модель науки Т. Куна А. Понятие научной парадигмы и нормальная (ординарная) наука Б. Научная революция и экстраординарная наука В. Несоизмеримость парадигм Г. Критика куновского подхода 4. Методология исследовательских программ И. Лакатоса 5. Релятивизм и методологический анархизм А. Понятие релятивизма Б. Релятивизм В. Куайна и концепция онтологической относительности В. Радикальный релятивизм П. Фейерабенда и методологический анархизм 6. Концепция научного знания М. Полани Литература Рекомендованная литература (основная) Рекомендованная литература (дополнительная) 4
Стр.4
РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ НАУКИ Происхождение науки Вопрос о возникновении науки и периодах ее развития напрямую связан с вопросом о том, какое содержание мы вкладываем в слово «наука». Относительно даты и места возникновения науки можно выделить пять точек зрения: 1) Наука органично присуща практической и познавательной деятельности человека, поэтому она была и есть всегда и везде, где есть разумно действующий человек. 2) 3) 4) 5) Наука возникла в Греции в 5 веке до н.э., когда знание впервые было соединено с обоснованием. Наука возникла в Западной Европе в позднее средневековье (12 – 13 века) вместе с особым интересом к опытному знанию и математике. Наука возникла в Европе в 16 – 17 веках вместе с работами Кеплера, Галилея, Ньютона, разработавшими первую теоретическую модель физики на языке математики. Наука начинается с первой трети 19 века, когда исследовательская деятельность была объединена с образованием. В первом случае наука связывается с познавательной деятельностью человека и с практикой изобретений. Это самое широкое понимание существа науки. Во втором случае под наукой понимается тот вид рациональной рефлексии, который получает развитие в античной Греции. Его возникновению мы обязаны древним пифагорейцам, которые ввели в математику единую систему доказательств. Тут мы имеем дело с отождествлением науки и теоретической философии, науки и того, что в эпоху античной классики называли «эпистеме» - разумное знание об умозрительных сущностях. Сторонники этого подхода во главу угла ставят математическое обоснование научного знания, которое, в свою очередь, дедуцируется из некоторых аксиоматических положений. В третьем случае науку связывают, в первую очередь, с опытным индуктивным познанием. В четвертом случае под «наукой» понимают тот специфический способ познания, который возникает в Европе в Новое время, когда, наконец-то, преодолевается пропасть между теоретическими спекуляциями, опытным познанием и практикой изобретений. Идеалом науки становится математически обоснованное естествознание. И, наконец, в пятом случае под словом «наука» понимают особый тип институционализированной деятельности, возникновение научных сообществ современного типа. Статус науки многократно пересматривался и переопределялся с различных точек зрения. Самое общее определение науки считает ее высокоспециализированной деятельностью человека по выработке, систематизации и проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. С другой стороны под наукой понимают систему знания, достигшего оптимальности по критериям обоснованности, достоверности и непротиворечивости. Наиболее показательными специфическими чертами науки принято считать следующие: 1) Рациональность как постоянная апелляция к авторитету разума. Освоение мира в понятиях и умозаключениях. 2) Стремление к обоснованности и доказательности. 3) Интерсубъективная проверяемость научного знания. 4) Системность научного знания. 5) Методичность. 6) Собственный язык. 7) Собственная предметная область. 8) Предсказательная функция. 9) Фальсифицируемость. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.