Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Эпистемологическая проблематика в социальных науках

0   0
АвторыПоспелова Ольга Вячеславовна
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID145637
АннотацияДанная статья посвящена вопросам теории познания в социальных науках и критике позитивистски ориентированной социальной методологии, берущей свое начало в работах Э. Дюркгейма. В статье поднимаются вопросы, связанные с научной объективностью, а также ролью философской субструктуры в научном познании.
Эпистемологическая проблематика в социальных науках / О.В. Поспелова .— : [Б.и.], 2004 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145637 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эпистемологическая проблематика в социальных науках // Язык науки XXI века. <...> Данная статья посвящена вопросам теории познания в социальных науках и критике позитивистски ориентированной социальной методологии, берущей свое начало в работах Э. <...> В статье поднимаются вопросы, связанные с научной объективностью, а также ролью философской субструктуры в научном познании. <...> ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ Известна острота: «Все обстоит превосходно с общественными науками за исключением двух слов: «общественные» и «науки»». <...> Социальная эпистемология начала складываться в конце XIX века, и свое классическое оформление получила в «Методе социологии» Э. <...> Эти правила метода, разумеется, неоднократно подвергались модификациям, но, тем не менее, они утверждают конвенции, ставшие и остающиеся до сих пор нормативными, стандартными практиками социологического исследования. <...> Методология Дюркгейма развивалась под влиянием метанарративов Нового времени и Просвещения. <...> И, несмотря на то, что Декарт резко противопоставил сферу сознания и сферу физических объектов, выдвинутая им парадигма познания никак не препятствовала экстраполяции методов естественных наук (математизирующих свой объект) на область социальной реальности. <...> У Декарта наблюдался определенный параллелизм в объяснении бытия «вещи протяженной» и «вещи мыслящей», отмеченный Гилбертом Райлом [8, с. <...> Социальная реальность есть область, детерминируемая обоими типами этих законов. <...> Идея единства теоретический системы, способной давать истинное знание, опирается на субстанциональное понимание не только объекта, но и субъекта. <...> Предполагалась некая иерархия бытия, наличие фундаментального слоя реальности, познание которого обеспечивает объяснение всего многообразия явлений: физических, социальных, психических и пр. <...> 1) наличие объекта, независимого от познающего субъекта; этот объект может быть динамичен в частностях, но сохраняет <...>
Эпистемологическая_проблематика_в_социальных_науках.pdf
Опубликовано: Поспелова О.В. Эпистемологическая проблематика в социальных науках // Язык науки XXI века. Сб. научных статей. Сост. Петрова Т.В., Винниченко Т.В. – Архангельск, 2004, с. 115 – 125 Поспелова О. В., к.филос.н. Данная статья посвящена вопросам теории познания в социальных науках и критике позитивистски ориентированной социальной методологии, берущей свое начало в работах Э. Дюркгейма. В статье поднимаются вопросы, связанные с научной объективностью, а также ролью философской субструктуры в научном познании. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ Известна острота: «Все обстоит превосходно с общественными науками за исключением двух слов: «общественные» и «науки»». Социальная эпистемология начала складываться в конце XIX века, и свое классическое оформление получила в «Методе социологии» Э. Дюркгейма, вышедшем в 1894 году. Эти правила метода, разумеется, неоднократно подвергались модификациям, но, тем не менее, они утверждают конвенции, ставшие и остающиеся до сих пор нормативными, стандартными практиками социологического исследования. Методология Дюркгейма развивалась под влиянием метанарративов Нового времени и Просвещения. Новое время стремилось объединить, универсализировать, тотализировать познание. Если существует единая, реальность, управляемая раз и навсегда установленными законами, то должен существовать и единый метод, гарантирующий наиболее адекватное и эффективное познание этой реальности. И, несмотря на то, что Декарт резко противопоставил сферу сознания и сферу физических объектов, выдвинутая им парадигма познания никак не препятствовала экстраполяции методов естественных наук (математизирующих свой объект) на область социальной реальности. У Декарта наблюдался определенный параллелизм в объяснении бытия «вещи протяженной» и «вещи мыслящей», отмеченный Гилбертом Райлом [8, с. 26-27]. Иными словами, законы сознания, конечно, не тождественны механистическим законам физического мира, но они также непреложны. Социальная реальность есть область, детерминируемая обоими типами этих законов.
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.