О.Е. Коханая, доцент, кандидат
философских наук, зам. директора
Института МАСС МЕДИА
Московского государственного
университета культуры и искусств
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТЕАТРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И
МОЛОДЁЖИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
«ТЮЗ был задуман и возник как «театр особого назначения», театр
педагогический, воспитательный, тесно связанный со школой. <...> Подобно
школе, ведущей своих воспитанников от простого к сложному, детский театр
мыслится наставником, который, начав со сказки – «детской классики»,
научит своего зрителя понимать и ценить высшие достижения мировой
художественной культуры». <...> 1
Политехническая по своей сути современная школа, объясняющая мир
посредством логики и разума, дает мало возможностей соприкоснуться с
миром
чувств,
вырабатывая
в
детях
потребность
доказательности
эстетических и нравственных постулатов, школьные педагоги, как правило,
не развивают в них способности мыслить образами. <...> Отсутствие культуры
чувств приводит к неспособности полноценного восприятия театрального
искусства, обладающего специфическими образными средствами. <...> Чтобы
дети смогли органично включиться в систему норм, ценностей и образцов
культуры, их следует увлечь образным языком искусства для активизации
всех трех компонентов сознания – чувства, воли, интеллекта. <...> В пору становления ТЮЗов, в 20-е годы прошлого века, в унисон с
утверждением их обособленности от взрослого театра говорилось о резком
отличии восприятия, интересов и запросов взрослых зрителей от зрителей –
детей
и
подростков,
о
необходимости
в
связи
с
этим
особого,
1
педагогического искусства, которым должны владеть даже актеры детского
театра. <...> Эти утверждения, к сожалению, часто приводили к примитивизации
детского искусства, к измельченности тематики детского театра. <...> В наши дни доминирующей является другая крайность в бытовании
театров для детей и молодежи. <...> Еѐ сторонники, апеллируя <...>
Специфика_функционирования_российских_театров_для_детей_и_молодёжи_в_постсоветский_период_.pdf
О.Е. Коханая, доцент, кандидат
философских наук, зам. директора
Института МАСС МЕДИА
Московского государственного
университета культуры и искусств
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТЕАТРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И
МОЛОДЁЖИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
«ТЮЗ был задуман и возник как «театр особого назначения», театр
педагогический, воспитательный, тесно связанный со школой. Подобно
школе, ведущей своих воспитанников от простого к сложному, детский театр
мыслится наставником, который, начав со сказки – «детской классики»,
научит своего зрителя понимать и ценить высшие достижения мировой
художественной культуры».1
Политехническая по своей сути современная школа, объясняющая мир
посредством логики и разума, дает мало возможностей соприкоснуться с
миром чувств, вырабатывая в детях потребность доказательности
эстетических и нравственных постулатов, школьные педагоги, как правило,
не развивают в них способности мыслить образами. Отсутствие культуры
чувств приводит к неспособности полноценного восприятия театрального
искусства, обладающего специфическими образными средствами. Чтобы
дети смогли органично включиться в систему норм, ценностей и образцов
культуры, их следует увлечь образным языком искусства для активизации
всех трех компонентов сознания – чувства, воли, интеллекта. Активнее всего
и сегодня это происходит через сказку.
В пору становления ТЮЗов, в 20-е годы прошлого века, в унисон с
утверждением их обособленности от взрослого театра говорилось о резком
отличии восприятия, интересов и запросов взрослых зрителей от зрителей –
детей и подростков, о необходимости в связи с этим особого,
1
Стр.1
педагогического искусства, которым должны владеть даже актеры детского
театра. Эти утверждения, к сожалению, часто приводили к примитивизации
детского искусства, к измельченности тематики детского театра.
В наши дни доминирующей является другая крайность в бытовании
театров для детей и молодежи. Еѐ сторонники, апеллируя к расширению
влияния СМИ и мультимедиа, склонны сократить дистанцию,
существующую в восприятии театрального зрелища детьми и взрослыми.
Да, это эпоха Интернета, что нисколько не мешает подросткам читать
Жюля Верна и Александра Дюма, а детям наслаждаться сказками и
чудесными историями. Чтобы говорить образами с детьми, надо знать детей,
надо самому быть взрослым ребенком.
Как известно, самый кратчайший путь к сердцу маленького зрителя –
образная сказочная мысль, эффект рождения чуда. Тем не менее, русская
народная сказка, как творчество самого народа, почему-то в последнее время
нередко игнорируется детским театром. Несмотря на то, что до прихода в
театр современный ребенок уже вкусил прелести мультипликации,
телевидения, кино, компьютера, составивших сцене значительную
конкуренцию, дети, как и столетие назад, с готовностью включаются в
предлагаемые обстоятельства спектакля, в игру, которая происходит здесь и
сейчас, при их активном участии. Если героям экрана дети «сигнализируют»
очень редко, то на спектакле, особенно на хорошем, дети к ужасу своих
классных руководителей кричат Аленушке, чтобы она не верила Бабе-Яге!
Интуитивно они чувствуют такие особенности зрелищного искусства, как
сопричастность и сопереживание: в театре – «ныне», в кино – «было», давно
прошло, в театре – настоящее, в кино – прошедшее время. Конечно,
первоклассники уже знают, что Бабы-Яги и Змея Горыныча в жизни нет, но в
театре они верят всему. Уже в этом, столь активно выражаемом сочувствии
добру, таится огромная воспитательная эффективность детского театра. Дети
«чувствуют себя активными участниками события, происходящего на их
2
Стр.2