О.Е. Коханая
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Учебное пособие
МОСКВА
2011
2
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского
государственного университета культуры и искусств
Рецензенты:
Артёмов В.Л., доктор исторических наук, профессор
Мазурицкий А.М., доктор педагогических наук, профессор
Шкондин М.В., доктор филологических наук, профессор
Зарахович И.С., Головин Ю.А., Коханая О Е. <...> В учебном пособии рассматривается история зарождения и становления
отечественных СМИ для детей и подростков как одного из эффективных
средств патриотического воспитания, формирования гражданской позиции;
приобщения к традиционным духовным, культурным ценностям; обобщены
двухсотлетний опыт, наиболее яркие достижения, роль в развитии детского
общественного движения, определено место детских СМИ в современной
социокультурной ситуации. <...> Учебное
пособие
предназначено
для
студентов
библиотечноинформационных факультетов и факультетов журналистики вузов культуры и
гуманитарных вузов, для преподавателей при подготовке спецкурсов для
студентов и аспирантов; может быть использовано практиками социальнокультурной сферы, при организации и в работе редакций детских СМИ, при
разработке концепций современных СМИ для детей, создании и деятельности
различных альтернативных структур образования (лицеи, колледжи, школы,
курсы и другие институты гуманитарного направления). <...> Журналистика для детей в поиске путей и форм развития…………36 <...> ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА ПОСТСОВЕТСКОМ
ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ………………………………... <...> Телевидение и радиовещание для детской аудитории: ХХI век ……141 <...> Специальные дисциплины» по специальности «Журналистика»
- раскрыть сущность и специфику СМИ для детей и юношества в
общем контексте закономерностей процесса функционирования СМИ
и тем самым обеспечить психологическую и профессиональную <...>
Отечественные_средства_массовой_информации_для_детей.pdf
Московский государственный университет
культуры и искусств
И.С. Зарахович
Ю.А. Головин
О.Е. Коханая
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Учебное пособие
Стр.1
Московский государственный университет
культуры и искусств
Институт МАСС МЕДИА
Кафедра журналистики
И.С. Зарахович
Ю.А. Головин
О.Е. Коханая
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Учебное пособие
МОСКВА
2011
2
Стр.2
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского
государственного университета культуры и искусств
Рецензенты:
Артёмов В.Л., доктор исторических наук, профессор
Мазурицкий А.М., доктор педагогических наук, профессор
Шкондин М.В., доктор филологических наук, профессор
Зарахович И.С., Головин Ю.А., Коханая О Е. Отечественные
средства массовой информации для детей: Учебное пособие. Книга 1. –
М., 2011. - ___ с.
В учебном пособии рассматривается история зарождения и становления
отечественных СМИ для детей и подростков как одного из эффективных
средств патриотического воспитания, формирования гражданской позиции;
приобщения к традиционным духовным, культурным ценностям; обобщены
двухсотлетний опыт, наиболее яркие достижения, роль в развитии детского
общественного движения, определено место детских СМИ в современной
социокультурной ситуации.
Учебное пособие предназначено для студентов библиотечноинформационных
факультетов и факультетов журналистики вузов культуры и
гуманитарных вузов, для преподавателей при подготовке спецкурсов для
студентов и аспирантов; может быть использовано практиками социальнокультурной
сферы, при организации и в работе редакций детских СМИ, при
разработке концепций современных СМИ для детей, создании и деятельности
различных альтернативных структур образования (лицеи, колледжи, школы,
курсы и другие институты гуманитарного направления).
© Зарахович И.С., Головин Ю.А.,
Коханая О.Е., 2011
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………..…………………………5
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ…………………………………………………………………….……….13
1.1. Концепт детства в мировой культуре……..……………………..……… 13
1.2. Возникновение детской литературы и критики………………..………...20
1.3. Первые журналы для детей в России…………………………………24
1.4. Журналистика для детей в поиске путей и форм развития…………36
1.5. Средства массовой информации и детское движение….…………….44
1.6. Единая система пионерских СМИ в советский период…. …………53
1.7 Технология работы с прессой детских общественных организаций..83
Вопросы и задания к тематическим семинарам………………………94
Глава 2. ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА ПОСТСОВЕТСКОМ
ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ………………………………...95
2.1. Дети ХХI века: штрихи к портрету поколения………………............95
2.2. Пресса для детей: первое десятилетие ХХI века………….................102
2.3. Дизайн современных детских периодических изданий…………….118
2.4. Телевидение и радиовещание для детской аудитории: ХХI век ……141
2.4. Детские и юношеские СМИ в решении социальных проблем
общества……………………………………………………………………….…149
Практические занятия…………………………………………………..165
Заключение ………………………………………………………………..165
Список рекомендованной литературы…………………………… 169
Приложения……………………………………………………………….178
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Детские СМИ сегодня, предназначенные для детей и создаваемые
самими детьми, – это самостоятельный компонент общей системы
средств массовой информации. Специфика детской журналистики
заключается в четко выраженной ориентации на детскую аудиторию
и в использовании присущих ей особых приѐмов отображения
действительности, собственных выразительных средств, форм,
способов контакта с аудиторией. Задачи и функции детской
журналистики предопределили еѐ тесное взаимодействие с
различными государственными и общественными социальными
институтами – образованием, наукой, культурой, семьей, детским и
молодежным движением.
Цель учебного спецкурса «СМИ для детей и молодежи» цикла
«СД. Специальные дисциплины» по специальности «Журналистика»
- раскрыть сущность и специфику СМИ для детей и юношества в
общем контексте закономерностей процесса функционирования СМИ
и тем самым обеспечить психологическую и профессиональную
готовность к практической деятельности журналиста, рассчитанной
на определенную возрастную аудиторию – от 1 года до 18 лет в
соответствии в возрастными границами ребенка (по международной
«Конвенции ООН о правах ребенка»).
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, как то:
- ввести студентов в круг психолого-педагогических проблем
развивающейся личности (от 1 года до 18 лет);
- обратить особое внимание на правовой аспект в связи с новым
подходом к правам ребенка;
- ознакомить студентов с лучшими образцами отечественной
периодики для детей и юношества в историческом аспекте и показать
их богатые возможности и традиции в нравственном воспитании
детей и подростков, приобщении их к интересам и заботам общества;
- помочь студентам выработать практические навыки в
разработке и редактировании проектов СМИ для разных возрастных
групп.
В учебном пособии речь пойдет об информации для детей; ее
5
Стр.5