Действующие лица
Гипотезы
Москва – третий Рим?
Вадим Владимирович Макаренко – исследователь-японист, долгое время служил в военной разведке,
затем преподавал на кафедре военного страноведения и иностранных армий Военного института
иностранных языков. В последние годы – руководитель Аналитико-консультационного центра
«Страдиз». Сейчас более известен как автор сенсационной, захватывающей, но не бесспорной книги
"Откуда пошла Русь? Отталкиваясь от старинных летописей, автор дает совершенно отличную от
традиционной трактовку всемирной географии и исторических событий.
- Существовало представление, что историки способны обеспечить, если уж не
объяснение закономерностей исторического развития, то надежность и достоверность
свидетельств о прошедших событиях. Но на поверку это оказалось, судя по вашим книгам,
далеко не так.
- Просто у научной революции, преобразовавшей абсолютное большинство отраслей
знания, долгое время не доходили руки, чтобы снять покров предрассудков с истории
древнего мира и привнести в эту сферу научные методы анализа. А потому большая часть
русской истории сейчас скрыта и выдается за историю другого народа или народов.
- Это что была сознательная фальсификация событий или люди просто утратили
правильное представление о предшествовавшей истории в результате каких-то социальных
катастроф?
- Фальсификация древней истории, безусловно, была. Она была целенаправленной и
масштабной. Фальсификаторами ставилась ограниченная цель - преувеличить славу одних и
приуменьшить значение других субъектов мировой политики, но не античных времен, а
позднего средневековья, XIII-XVII вв. Это была глобальная идеологическая операция,
своего рода инквизиция. Необходимо было охватить все страны Европы, а затем и
Америки. Она была проведена церковными структурами (орденами), которые
взаимодействовали с Ватиканом, чтобы придать Риму статус "вечного города" и тем самым
закрепить лидерство в христианском мире. А то, что спор о том, кто должен быть
лидером христианского мира, имел место, указывает известная фраза: "Москва - третий
Рим, а четвертому не бывать". Речь в ней идет о претензиях Москвы на мировое
лидерство, поскольку именно московские цари продолжали линию византийских
императоров, но реальной Византии, что стояла на месте нынешней Басры в Ираке на
Шатт-эль-Арабе, который и был Босфором античного мира. Спор этот и до сих пор еще не
угас. Видимо, поэтому Москва и Ватикан до сих пор не могут найти общего языка.
- Что стало отправной точкой для ваших исследований?
- Работая над вопросом ментальности русского народа, я наткнулся на материалы,
повествующие о борьбе с ветхозаветностью на Руси, как считается, в XI-XIII вв. Это
подтолкнуло меня к тому, чтобы уточнить, откуда эта ветхозаветность, приверженность к
Правде, Закону на Руси. Считающееся первым, что, конечно, не так, произведение
русской литературы, написанное в 40-х годах XII века, - «Слово митрополита Илариона о
законе и благодати» - указывает на очень высокий уровень дискуссии с тщательно
отточенными аргументами. Это вряд ли могло бы произойти, если бы Русь была страной
христианских неофитов. На самом деле в середине XII вв. Руси навязывается новый
взгляд, новый подход к сути веры, навязывается идея первенства Благодати, а не Закона
(=Права). Слово митрополита Иллариона по времени относится к возникновению на
современной территории России княжеств с очень восточными названиями - московское,
рязанское, муромское, владимирское. Можно говорить, что появление этого
идеологического произведения совпадает с резким всплеском государственного
строительства на Руси. Это позволило мне сделать вывод, что в середине XII в. на Русь
приходит мощная миграционная волна, которая и формирует ту государственность, которую
мы дальше знаем как русское государство. Соответственно, предшествующая многовековая
история древнего Новгорода и Киевской Руси - это история нашего народа, но
протекавшая в другом месте и в другое время.
- Вы считаете, что в XII в. исторический центр нашей территории завоевывают те,
кто дал нам нынешнюю государственность и, видимо, дал имя новой стране?
- Да, в середине XII в. на север Евразии приходят завоеватели, которые в свою
очередь вынуждены отступить с Ближнего Востока. Важно подчеркнуть, что этнически они
Литературная газета 27.04-5.05.05
Стр.1