Превращения веществ под действием огня были первыми химическими
реакциями, осуществлѐнными человеком. <...> Недаром знаменитый французский химик Мю Бертло считал, что само название
науки химия произошло от древнеегипетского слова хемы: так называли людей,
населяющих ―чѐрные земли‖ (Египет), где были развиты ремѐсла. <...> Современные концепции химии
Специфика химии как науки Основные задачи химии
Одной из важнейших для жизни человека естественных наук является химия. <...> Такого рода процессы называются химическими явлениями, при которых
из одних веществ образуются другие, новые вещества, а наука, изучающая
превращения веществ, называется химией. <...> Поэтому все химические знания, приобретенные за многие столетия и представленные в виде
теорий, законов, методов, технологий, объединяет одна-единственная непреходящая, главная задача
химии — получение веществ с заданными свойствами. <...> Но это — производственная задача, и, чтобы
ее реализовать, нужно уметь из одних веществ производить другие, т.е. осуществлять качественные
превращения веществ. <...> Таким образом, основанием химии выступает основная двуединая проблема —
получение веществ с заданными свойствами (на достижение ее направлена
производственная деятельность человека) и выявление способов управления
свойствами вещества (на реализацию этой задачи направлена научноисследовательская работа ученых). <...>
3
Система химии
Основная двуединая проблема химии является системообразующим началом
данной науки. <...> Речь при этом идет не о частных методах изучения
превращений веществ — их множество, а о самых общих способах решения вопроса:
от чего, oт каких факторов зависят свойства веществ. <...> 3) термодинамических и кинетических (наличие катализаторов и ингибиторов,
воздействие материала стенок сосудов и т.д.) условий, в которых вещество находится
в процессе химической реакции; <...> Эти четыре концептуальных системы знания <...>
Лекция_9_Природа_химических_связей.pdf
1
Дисциплина
«Концепции современного естествознания»
Лекция - 9 Природа химических связей
Автор – д.в.н., профессор
Дудь Александр Петрович
История химии
С незапамятных времѐн человек, сталкиваясь с различными явлениями природы,
накапливая сведения о них и об окружающих его предметах, всѐ чаще использовал их
себе на благо. Человек заметил, что под действием огня одни вещества (и сам жизнь)
исчезают, а другие изменяют свои свойства. Например, обожжѐная сырая глина
приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное
дело. Из руд научились выплавлять металлы, а сплавляя металлы-получать различные
сплавы; так появилась металлургия.
Используя свои наблюдения и знания, человек научился создавать, и, создавая,
познавал. Науки рождались и развивались параллельно с ремѐслами и производствами.
Превращения веществ под действием огня были первыми химическими
реакциями, осуществлѐнными человеком. По образному выражению советского
историка Н. А. Фигуровского, костѐр был своеобразной химической лабораторией.
Некоторые металлы - золото, свинец, медь, железо - были известны людям ещѐ
при первобытно-общинном строе. Вначале эти металлы шли на изготовление
украшений, и только позднее, примерно в конце каменного века (4-5 тыс. лет до н. э. ),
из металлов стали делать орудия труда и оружие. Постепенно из различных ремѐсел
стали возникать производства. Так уже во времена рабовладельческого строя (4 тыс.
лет до н. э. -Vв. н. э. ) cуществовали металлургия, крашение, изготовлялась керамика и
т. д. С развитием этих производств значительно обоготились знания о веществах, их
свойствах и превращениях.
Уже за несколько тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте умели выплавлять и
использовать золото, медь, серебро, олово, свинец и ртуть. В стране священного Нила
развивалось производство керамики и глазурей, стекла и фаянса. Использовали
древние египтяне и различные краски: минеральные (охра, сурик, белила) и
органические (индиго, пурпур, ализарин).
Недаром знаменитый французский химик Мю Бертло считал, что само название
науки химия произошло от древнеегипетского слова хемы: так называли людей,
населяющих ―чѐрные земли‖ (Египет), где были развиты ремѐсла. Однако греческий
алхимик Зосима (III-IVвв. н. э. ) объяснил происхождения этого слова иначе: он считал
химией искусство делать серебро и золото (химиа - искусство плавки металлов).
Известны и другие толкования. До сих пор у учѐных нет единого мнения на этот счѐт.
Химические ремѐсла были развиты в 4-2 тысячелетии до н. э. И в странах
Междуречья на Ближнем Востоке (долины рек Тигра и Евфрата). В те времена народы,
Стр.1
2
населявшие Междуречье, знали металлы (из свинца, например, отливали статуэтки,
культовые фигурки), широко использовали минеральные и органические красители,
умели изготовлять глазури, фаянс и т. д.
Учѐные-философы Древней Греции (VII-Vвв. до н. э. ) пытались объяснить, каким
образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все
вещества. Так возникло учение о началах, стихиях (от стехейя - основа), или
элементах (от латинского elementum-первооснова, первоначало), как их стали называть
позже.
Современные концепции химии
Специфика химии как науки Основные задачи химии
Одной из важнейших для жизни человека естественных наук является химия.
Химия — наука о составе, внутреннем строении и превращении вещества, а
также о механизмах этих превращений.
Практически ежедневно каждый человек может наблюдать, как те или иные вещества
подвергаются различным изменением: железный предмет под воздействием влаги покрывается
ржавчиной, опавшие листья деревьев постепенно истлевают, превращаясь в перегной, и т.д.
Результат этих изменений — появление новых веществ с совершенно иными
свойствами. Такого рода процессы называются химическими явлениями, при которых
из одних веществ образуются другие, новые вещества, а наука, изучающая
превращения веществ, называется химией.
Еще Д. И. Менделеев обратил внимание на то, что химия, в отличие от многих
других наук (например, биологии или географии), сама создает свой предмет
исследования. Как никакая другая наука, она является одновременно и наукой, и
производством.
Химия всегда была нужна человечеству для того, чтобы получать из природных
веществ материалы с необходимыми для повседневной жизни и производства
свойствами.
Поэтому все химические знания, приобретенные за многие столетия и представленные в виде
теорий, законов, методов, технологий, объединяет одна-единственная непреходящая, главная задача
химии — получение веществ с заданными свойствами. Но это — производственная задача, и, чтобы
ее реализовать, нужно уметь из одних веществ производить другие, т.е. осуществлять качественные
превращения веществ.
А поскольку качество — это совокупность свойств вещества, то необходимо знать, от чего
зависят эти свойства. Иначе говоря, чтобы решить названную производственную задачу, химия
должна справиться с теоретической проблемой генезиса (происхождения) свойств вещества.
Таким образом, основанием химии выступает основная двуединая проблема —
получение веществ с заданными свойствами (на достижение ее направлена
производственная деятельность человека) и выявление способов управления
свойствами вещества (на реализацию этой задачи направлена научноисследовательская
работа ученых).
Стр.2