Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Посев

Посев №18 1966 (80,00 руб.)

0   0
Страниц8
ID138588
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1966 .— №18 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138588 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Потом журнал «Наука и жизнь» в 1958 году заговорил о том, что многие болезни, — истерия, паралич, даже облысение! — могут быть излечены путем внушения (гипноза), шока и, наконец, при прикладывании больного к мо щам, если только человек из «твердо верую щих». <...> Эта линия на место отрицания выдвинула объяснение «естественными причинами»: Мои сей действительно провел свой народ по дну Красного моря, потому что он энал, где и когда бывает достаточный отлив; в пустыне действи тельно можно найти манну, если понимать под этим не то личинки саранчи, не то высохший сок пустынных растений... <...> Из этой посылки естественно вытекал вывод о не нужности особых усилий ума, поисков тонких и глубоких аргументов для критики религии. <...> Каждан начинает свою статью, а с ней и дискуссию, с критики «мифологической шко л ы » , воззрений которой он сам придерживался раньше. <...> «Таким образом, — пишет Каждан, — всякий, кто попытается усомниться в правоте мифоло гической школы, всякий, кто допустит возмож ность исторического существования основателя христианской религии, заранее должен знать, что он льет воду на мельницу эксплуататоров». <...> Каждан разбирает различные теоретические возражения против историчности Христа (на пример, теорию внепалестинского, диаспорного происхождения христианства), порой основан ные на неправильных переводах. <...> Касаясь обычного довода о «молчании века», Каждан ссылается на то, что и поход русского князя Олега на Константинополь не отметил ни один из византийских писателей, а он-таки был. <...> «Это была особая ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ О ПАСХАЛЬНЫХ Московские корреспонденты иностранной прессы п е сообщения о столичных Пасха» БОГОСЛУЖЕНИЯХ В МОСКВЕ ставляет праздник. <...> Они остановили три автобуса и взобрались н а Теперь «Наука и религия» («ежемесячный научно-популярный атеистический журнал») в № 2 за февраль 1966 года напечатал статью доктора исторических наук А. <...> Они залезли на газетный киоск и д а ж е на стенд саются <...>
Посев_№18_1966.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Посев_№18_1966.pdf
iiiHiilliiii i ГОД к и lin n > шип и ИЗДАНИЯ Выходит IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIMIIIIIIIIIMIIII П И Illlllllllllllllllllllllllllllllllllll l ншмнишш ш Не в силе Бог, а в правде! Александр Невский I шш и ши ш liliiilllllliiiiillilllllllllllillliini l ДВАДЦАТЬ за Mlllllllllllllllllllllllllllll l mi l i • 111 • 111 • • i • > • < ВТОРОЙ рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15 • Тел. 31 4265 Illllll l ПИШ И ИМИ ПИ Н I Ml I I ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ № 18 (1041) POSSEV-DI E AUSSAAT , Wochenzeitung in russischer Sprache Пятница, 29 апреля 1966 года D 21651 С Freitag, 29.4.1966 «Научный атеизм» на распутье Советская атеистическая пропаганда то и дело становится в тупик перед одной и той же проблемой, стратегически кардинальной: считать ли религию «сознательным обманом» (со стороны жрецов и эксплуататорских классов), Христа — «мифической личностью», повествования о чудесах — выдумкой или, наоборот, признавать за ними социально-мировоззренческую, историческую, естественно-научную реальность? А отсюда •— отвергать и высмеивать или признавать и «научно объяснять»? Проще всего, казалось бы, атеисты обращались с чудесами: их отвергали и высмеивали на уровне чеховского полуобразованного помещика — «этого не могло быть, потому что этого быть не может». Потом журнал «Наука и жизнь» в 1958 году заговорил о том, что многие болезни, — истерия, паралич, даже облысение! — могут быть излечены путем внушения (гипноза), шока и, наконец, при прикладывании больного к мощам, если только человек из «твердо верующих». Эта линия на место отрицания выдвинула объяснение «естественными причинами»: Моисей действительно провел свой народ по дну Красного моря, потому что он энал, где и когда бывает достаточный отлив; в пустыне действительно можно найти манну, если понимать под этим не то личинки саранчи, не то высохший сок пустынных растений... Линия эта довела до того, что летом 1962 года доцент Ленинградского университета Зайцев объяснил Вознесение Христово как космический полет, а Христа зачислил врачем среди трех космонавтов (откуда и Троица!) с другой планеты, который-де и исцелял людей от болезней... Жрецы и эксплуататоры постепенно перестают быть простыми «сочинителями» религии, они лишь паразитируют на стройном мировоззрении трудящихся из древних времен и их стремлении к идеалу конечной справедливости. И «опиум для народа» в определении религии у Маркса вырисовывается ныне не столько как дурман, сколько как утешительный бальзам. Теперь «Наука и религия» («ежемесячный научно-популярный атеистический журнал») в № 2 за февраль 1966 года напечатал статью доктора исторических наук А. Каждана «Историческое зерно предания об Иисусе Христе», которой открыл дискуссию на тему: «Жил ли Иисус Христос?». И если поныне советская энциклопедия пишет о Христе: «мифический основатель христианства» (БСЭ, 1957), а «мифический» значит «вымышленный, выдуманный» («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, 1938), то «Наука и религия» предпосылает дискуссии короткое вступление академика С. Д. Сказкина такого содержания: «На какой теоретической основе зиждется практика нашей атеистеческой пропаганды? КаСЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 4) В защиту Синявского и Даниэля 4> В. Крысанов. Тормоз науки « • К. Гущин. Первомайские призывы ЦК КПССС « • Р. Редлих. Совсем не рыцари « • А. Н. Положение в Индонезии кие идеи в последние 10-15 лет наши ученые¬ -атеисты внесли в общество? Как известно, после Великой Отечественной войны довольно широкое распространение получил немарксистский взгляд: религия — это обман (часто сознательный), а верующие (за малым исключением) люди невежественные. Из этой посылки естественно вытекал вывод о ненужности особых усилий ума, поисков тонких и глубоких аргументов для критики религии. Это сослужило плохую службу атеизму, обернулось против него. Поверхностный характер в трактовке основных проблем религии, однообразие и интеллектуальная убогость в ее «опровержении», незнание жизни и верующих — характерные черты той литературы, для которой религия (главным образом христианство) •— глупость. Требовать от нее соответствия современному научному уровню и потребностям общества наивно. Даже в такой проблеме, которая привлекла наибольшее внимание наших ученых — проблеме происхождения христианства, — много устаревшего, догматического, в частности в вопросе: «Жил ли Иисус Христос?». Как будто признание существования проповедника, который послужил прототипом Христа, хотя бы в какой-то мере сделает христианство менее ложным. Эту проблему мы и хотим рассмотреть в дискуссии, приняв во внимание, с одной стороны, многообразие ответов на поставленный вопрос, с другой •— богатство и сложность приводимых учеными аргументов, глубину и точность в трактовке источников». А. Каждан начинает свою статью, а с ней и дискуссию, с критики «мифологической школы», воззрений которой он сам придерживался раньше. При этом он вскрывает далеко не научные аргументы этой школы: на риторический вопрос «Кому нужен миф о Христе?» приходилось отвечать «Эксплуататорам». «Таким образом, — пишет Каждан, — всякий, кто попытается усомниться в правоте мифологической школы, всякий, кто допустит возможность исторического существования основателя христианской религии, заранее должен знать, что он льет воду на мельницу эксплуататоров». Каждан разбирает различные теоретические возражения против историчности Христа (например, теорию внепалестинского, диаспорного происхождения христианства), порой основанные на неправильных переводах. Потом переходит к нехристианским свидетельствам, классифицируя их на «позднейшие вставки» в писания авторов античного мира, на недостоверные, но и неопровергнутые (или неопровергаемые) материалы и, наконец, на убедительные свидетельства. Касаясь обычного довода о «молчании века», Каждан ссылается на то, что и поход русского князя Олега на Константинополь не отметил ни один из византийских писателей, а он-таки был. Разбирая христианские источники, Каждан, наконец-то, решается обратиться против назойливого довода атеистов насчет «противоречивости Евангелия»: «Сама противоречивость евангельского рассказа •— аргумент скорее против представления о евангелиях как о чисто головной конструкции, нежели в пользу этого представления». В конечном счете, автор склонен, по меньшей мере, к пересмотру утверждений о неисторичности Христа, к тому, чтобы отбросить догматы предвзятой «мифологической школы». Разумеется, при этом, он стремится «очистить» повествования о Христе от «мифологических деталей». Но в наше время новых представлений не только о физическом космосе, но и о природе психических связей, вплоть до телепатии, многое мистическое и мифическое может получить «научное объяснение», стать «историчным» и заставить атеизм «отойти на новые рубежи». «Эт о была особа я Пасха » ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ О ПАСХАЛЬНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЯХ В МОСКВЕ Московские корреспонденты иностранной прессы передали противоречивые сообщения о столичных пасхальных богослужениях этого года. Противоречия касаются поведения атеистических активистов, массивности и эффективности их выступлений. Не совсем ясна позиция власти в отношении гарантированной Конституцией «свободы отправления религиозных культов», особенно когда эти «отправления» совершаются при массовом скоплении верующих и на виду у иностранных журналистов, а это, в свою очередь, отражается на поведении милиции и дружинников. «ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА В МОСКВЕ БЕЗ ТРАВЛИ» Под таким заголовком газета «Нью-Йорк геральд трибюн» (от 11 апреля) опубликовала сообщение своего московского корреспондента о том, как прошла в столице Святая Ночь. Елоховский кафедральный собор, — сообщает корреспондент, — был переполнен молящимися. Тысячи и тысячи человек молодежи окружили собор: они пришли посмотреть, что творится. Толпа была столь многочисленной, что уличное движение пришлось приостановить. «...Это была, на сей раз, особая Пасха, — отмечает корреспондент. Пасха без издевательств пад молящимися. Правда, нашлась какая-то кучка что-то выкрикивающих комсомольцев, но они были неорганизованы. Их оттесняли тысячи и тысячи молодых людей, которых- по-видимому, интересовало, что же собой представляет праздник. Они толпились вокруг, залезали на заборы... Они остановили три автобуса и взобрались на них. Они залезли на газетный киоск и даже на стенд с «Правдой», с фотографиями членов Политбюро КПСС. Стремясь обеспечить себе места, откуда можно было бы видеть патриарха и духовенство в традиционном крестном ходе, они разбили окна в автобусах и киоске. Но весьма чувствительные к попыткам милиции их оттеснить (один молодой человек, например, схватился даже с конным милицейским), они проявляли уважение к религиозной церемонии. Только один молодой человек швырнул что-то похожее на хлопушку. Но он не пожал ни аплодисментов, ни иных знаков одобрения... Двое других молодых людей спрашивали пожилую женщину о Пасхе; она давала им ответы — они смеялись. ...Видя толпу молодежи, — заключает корреспондент, — можно наглядно убедиться, почему партия так чувствительна в этой области. Эти молодые люди были любознательны; они искали. Они хотели прежде всего знать, что такое религия вообще. В последние месяцы партия признала известные неуспехи на поле борьбы с религией. Теперь она пытается перестроить свою антирелигиозную линию. Наблюдая этих молодых людей, сосредоточенно и с большим почтением следящих за церемонией, можно понять, почему компартия обеспокоена».
Стр.1
1 Согласно сообщению гамбургской газеты «Вельт», в сорока действующих московских церквах на Пасхальную всенощную собралось около ста тысяч верующих. Около Елоховского собора, где богослужение совершал патриарх Алексий, имели место попытки комсомольских активистов помешать богослужению. Перед папертью собора с этой целью было собрано около шести тысяч человек молодежи. Многие из них были пьяны и держали в руках бутылки с водкой. Хулиганы глумились над молящимися, заводили танцевальную музыку, орали и улюлюкали. Милиция вмешалась только тогда, когда они стали напирать на ' верующих и пытались помешать крестному ходу. Прибывших на богослужение иностранных дипломатов провожали в храм под охраной милиционеров. * Бельгийская газета «Суар» (13.4.) писала, что Пасха в этом году праздновалась в Москве с исключительным религиозным подъемом. Храмы были настолько переполнены верующими, что многим пришлось остаться под открытым небом. Они молились, крестились, а в церкви и это время торжественные песнопения чередовались с радостными возгласами священника «Христос Воскресе», подхватываемые всеми верующими. Не хватало церквей, чтобы вместить все количество людей, — мужчин и женщин, — столпившихся у закрытых дверей храмов, охранявшихся отрядом милиции. Что касается извечных русских традиций, то они соблюдались в первый день Пасхи даже в домах атеистов. В воскресенье, в первый день Пасхи, семьи собирались вокруг стола, украшенного куличем и пасхой... В тяжелые времена антирелигиозной компании невозможно было достать куличей, но в этом году все кондитерские продавали их под названием «хлебец весны». Перед заутреней женщины часами стояли в очереди, чтобы священник освятил их куличи и яйца... В субботу в Москве перед Елоховским собором происходили странные сцены. Как каждый год, толпа буквально осаждала храм, толпа — разношерстная: там, наряду с верующими, главным образом старушками, которые надеялись все же попасть внутрь церкви, были и молодые парни, пришедшие из любопытства, чтобы посмотреть на религиозный ритуал своих отцов; была и небольшая группа воинствующих атеистов, пришедших для издевок. Они выкрикивали: «Бог умер!». И, наконец, там было еще какое-то количество длинновоПОСЕ В лосых хулиганов, изрядно выпивших, игравших на гитаре неистовый твист, под который парочки, пошатываясь, танцевали. Вскоре после полуночи, когда зазвонили колокола и во главе со Священниками вышел из церкви крестный ход, толпа ринулась вперед. Блюстителям порядка — милиции, подкрепленной дружинниками, с трудом удалось сдержать напор всех желавших вблизи посмотреть ва эту процессию... Во время звона колоколов и церковных песнопений раздавались враждебные выкрики: «Возвращаетесь к Средневековью!», «Бог умер!» и свистки, перекрываемые бренчанием джазовых мелодий на гитарах. Но тут и там мужчины и женщины осеняли себя крестным знаменем, падали па колени и бросались на землю. Возбуждение толпы, крики, шум брани доносились внутрь храма, но возгласы «Христос Воскресе» повторялись с такой силой, что они были слышны снаружи. Наконец, конная милиция рассердилась и очистила подступы к собору без всякого христианского милосердия по отношению к нарушителям порядка. Можно было видеть сваленных на землю пьяных, а также неизбежных в таких случаях зевак, которые кричали, вцепившись в решетку ограды. Вдруг, посреди всей этой суматохи, из толпы появился старик с бородой, прямо-таки тип из романа Толстого. Он держал в руке горящую свечу. Толпа расступилась, открывая ему дорогу к церкви»... Там же была помещена заметка о богослужении в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске: «Группа молодежи из 25 хулиганов, проникла силой в собор старого Загорского монастыря, расположенного в 80 километрах от Москвы, нарушила там ход пасхального богослужения. Как и в Москве, хулиганы пробрались внутрь храма через четырехтысячную толпу, присутствовавшую на богослужении. Молодые люди, среди которых некоторые оставляли впечатление пьяных, начали поносить присутствовавших в храме верующих, свистеть и кричать, после чего они, как пришли, так и ушли». УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР ЗАПРЕЩАЕТ МЕШАТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯМ Стать я 143. Воспрепятствование совершению религиозных обрядов. Воспрепятствование совершению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан, — наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или общественным порицанием. № 18 (1041) тарь Европейского сообщества писателей Джанкарло Вигорелли, соответствующее заявление которого, переданное московским корреспондентом итальянской газеты «Стампа», напечатано ею 19 апреля. «Литературная газета» от 21 апреля поместила на последней •странице следующие два сообщения под общим заголовком «В гостях у советских писателей»: «С 11 по 18 апреля в Москве находился генеральный секретарь Европейского сообщества писателей (КОМЕС) Джанкарло Вигорелли. По поручению руководства Европейского сообщества писателей Дж. Вигорелли имел встречи с вице-президентом КОМЕСа А. Т. Твардовским, членом руководящего совета И. В. Абашидзе и руководителем советской группы КОМЕСа А. А. Сурковым, во время которых подробно проинформировал о недавнем заседании президентского .совета КОМЕСа. Джанкарло Вигорелли был ознакомлен с точкой зрения советской группы КОМЕСа по интересующим президиум КОМЕСа вопросам. В беседах был затронут широкий круг проблем, связанных с дальнейшим продолжением контактов между советскими литераторами и Европейским сообществам писателей. Джанкарло Вигорелли был принят в Союзе писателей СССР секретарями правления Г. М. Марковым, А. А. Сурковым, К. В. Воронковым и А. Б. Чаковским. Он беседовал также с членами правления) К. М. Симоновым и Б. С. Рюриковым и заместителем главного редактора журнала «Знамя» Б. Л. Сучковым. С 15 по 18 апреля в Москве по приглашению Союза писателей СССР находился генеральный секретарь Международного Пен-клуба Дэвид Карвер. Д. Карвер был принят в секретариате правления Союза писателей СССР. Он имел беседы с секретарями правления Г. М. Марковым, А. А. Сурковым, К. В. Воронковым, А. Б. Чаковским, членами правления К. М. Симоновым, Б. С. Рюриковым, И. X. Семпером. В бесадах был затронут широкий круг литературных проблем, представляющих взаимный интерес. Д. Карвер передал приглашение советским писателям принять участие в качестве наблюдателей на конгрессе Международного Пен-клуба, который должен состояться в Нью-Йорке в июне». «УТОЧНЕНИЯ» ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ В «Ведомостях Верховного Совета РСФСР» (от 24 В защиту Синявского и Даниэля С этой целью Москву посетили генеральные секретари двух крупнейших международных писательских организаций: итальянец Джанкарло Вигорелли от Европейского сообщества писателей (организация левого направления, что особенно усиливает вес ее демаршей в Москве) и англичанин Дэвид Карта ер от международного Пен-клуба. По сообщениям газет, их контакты ограничились руководством Союза писателей СССР. В частности сообщают, что Вигорелли имел беседы с Сурковым, Твардовским и секретарем Союза писателей Марковым. Конечно, трудно было рассчитывать не только на помощь, но и на то, чтобы вызвать сочувствие к осужденным со стороны таких партийных зубров и догматиков от литературы, как Сурков или Марков. Вряд ли смог бы оказать теперь помощь и Твардовский, положение которого после XXII I партсъезда особенно пошатнулось. Однако то, что заявили иностранным журналистам Карвер и Вигорелли после бесед с руководством Союза писателей СССР о деле Синявского и Даниэля, не может не заставить задуматься руководство КПСС. Ведущая бельгийская газета «Суар» от 17-18 апреля в сообщении своего московского корреспондента подчеркивает, что Вигорелли в своих высказываниях журналистам выл очень сдержанным, мотивируя свою сдержаность тем, что он не собирается! прекращать своих попыток и надеется предпринять еще кое-что для защиты Синявского и Даниэля на уровне политическом. Проблема поддержания и расширения культурных связей Советского Союза с его партнерами по Европейскому (Сообществу писателей продолжает оставаться проблемой политической, сказал Вигорелли и опроверг сообщения о том, что был поднят вопрос о членстве Союза писателей СССР в Европейском сообществе писателей. Вигорелли подчеркнул, что поехал для того, чтобы продолжить диалог и найти общий язык с советскими коллегами, поэтому о разрыве не может быть и речи. К тому же, если бы Европейское сообщество писателей возбудило вопрос об исключении Союза писателей СССР, он не приезжал бы в Москву. Однако, несмотря на свою подчеркнутую сдержанность Вигорелли сказал: «без всяких угроз и насилия, советские писатели сами ставят себя вне международной писательской организации, не соблюдая ее статута». В связи с тем, что Союз писателей СССР выразил желание вступить в международный Пен-клуб и ожидает решения о принятии на съезде клуба, который соберется в июне этого года в Нью-Йорке, газета «Суар» приводит заявление генерального секретаря клуба Дэвида Карвера американским журналистам в Москве; Карвер сказал, что кандидатура Союза писателей СССР в Пен-клуб не пройдет, если заступничество перед властями за осужденных советских писателей окончится неуспехом. В заключение своего сообщения о поездке Дэвида Карвера и Джанкарло Вигорелли в Москву, газета «Суар» излагает мнение представителей свободомыслящей («модернистской») советской интеллигенции об эффективности помощи, которую оказывает осужденным писателям западная общественность. Согласно бельгийской газете, в Москве считают, что попытки деятелей культуры Запада заступиться за своих русских коллег полезны постольку, поскольку это еще яснее покажет официальным идеологическим инстанциям, как велики отрицательный эффект осуждения писателей и глубина изоляции, в какую режим КПСС попал за рубежом. В плане же практическом, попытки заступиться за Синявского и Даниэля в данный момент совершенно безнадежны: в связи с настроениями на XXII I пертсъезде власть вряд ли может решиться их помиловать, даже если бы оно этого хотела. На помилование можно рассчитывать только тогда, когда нажим прекратится и буря уляжется, — считают в Москве. По сообщению агентства Франс пресс из Москвы от 18 апреля, генеральный секретарь Международного Пен-клуба Дэвид Карвер заявил представителям прессы в Москве, в заключение своего визита, что его хлопоты о помиловании Синявского и Даниэля не имели успеха. В том же смысле высказался и генеральный секреВ Москве ходит по рукам стенографическая запись процесса Синявского и Даниэля, размноженная на пишущей машинке. Один экземпляр записи получен издательством «Посев». Полный текст записи будет опубликован в журнале «Грани» № 60, выходящем в ближайшее время. марта 1966 г., № 12) помещено постановление Президиума Верховного совета РСФСР, уточняющее применение статьи 142 У К РСФСР по отношению к верующим. В постановлении указано: «Разъяснить, что под нарушением законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, влекущем уголовную ответственность по статье 142 Уголовного кодекса РСФСР, понимается: принудительное взимание сборов и обложений в пользу религиозных организаций и служителей культа; изготовление с целью массового распространения или массовое распространение обращений, писем, листовок и иных документов, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах; совершение обманных действий с целью возбуждения религиозных суеверий в массах населения!; организация и проведение религиозных собраний, шествий и других церемоний культа, нарушающих общественный порядок; организация и систематическое проведение занятий по обучению несовершеннолетних религии с нарушением установленных законодательством правил: отказ гражданам в приеме на работу или учебное заведение, увольнение с работы или исключение из учебного заведения, лишение граждан установленных законом льгот и преимуществ, а равно иные существенные ограничения прав граждан в зависимости от их отношения к религии». СТЕНОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ПРОЦЕССА СИНЯВСКОГО И ДАНИЭЛЯ БУДЕТ НАПЕЧАТАНА В ЖУРНАЛЕ «ГРАНИ» № 60
Стр.2
29 апреля 1966 г. ПОСЕ В ТОРМОЗ НАУКИ ПАРТИЙНЫЕ ПОМЕХИ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ Время от времени, довольно часто, страницы советской центральной и местной прессы заполняются статьями о недостатках системы образования, приводящих к тому, что средний уровень выпускаемых вузами специалистов невысок. Однако сколь много ни говорят о проблеме, суть ее никто не затрагивает. Проблема начинается у истоков образования, в школе. Слабая и неправильная подготовка учителей, часто равнодушных к своей профессии, приводит к тому, что они не могут развить и направить мыслительный аппарат учеников на осознание изучаемого, и тогда царит зубрежка, не только не приносящая пользы, но причинящая большой вред. У учащихся создается привычка зазубривать; им кажется, что этот путь более надежный. Воображение, способность абстрактного мышления убиваются в зародыше, мозг «костенеет», гибкость его исчезает под действием механического запоминания цифр, фактов, формул. Проявляется неспособность связать явления между собой, а потому цифры, факты, формулы ими же и остаются, не отображаясь в мышлении школьника в представления о явлениях, за ними кроющихся. Даже такой предмет, как литература, умудрились превратить в серию схем с повторяющимися из года в год, наверное, уже полвека названиями тем сочинений, планов к ним. Я помню, что некоторые мои товарищи в школе переписывали сочинения своих старших братьев и сестер, учившихся за десять-пятнадцать лет до них. Продиктованные им планы к сочинениям, названия их были точно такие же. Например, сочинение к теме «А. Островский» испокон веков называется «Катерина — луч света в темном царстве». Я мог бы процитировать вбитый в меня план этого сочинения; я его помню, хотя я никогда не понимал, почему он должен быть именно таким. Способность придавать интересным вещам вид скелетов просто поразительна. Лихорадит советскую систему, организм которой оказался неприспособленным ко всякого рода сложностям. Эксперимент следует за экспериментом, но результаты не улучшаются, строительство новой жизни оказалось настолько замусоренным, что теперь уж и не видно здания. Экспериментирование захватило и систему высшего и специального образования. Пока на нее не была поднята экспериментаторская рука, все шло само по себе без особых ухудшений. Самый чувствительный удар по качеству специалистов, выпускаемы* вузами, был нанесен при попытке изменить социальный состав вузов за счет работающих на производстве. К этому добавили еще кое-какие изыскания в области образования, и теперь создалось положение, когда качество специалистов остает от развития науки. Окончивший вуз первые годы работы тратит на самостоятельное изучение своей отрасли. Большинство из специалистов позднее или не поспевает, или едва поспевает за развитием науки и техники в его области, в то время как должны опережать достигнутое. Итак, отставание заложено еще со школы. Обратимся к системе приема в вузы, господствующей ныне, чрезвычайной по своей целеустремленной нелепости. Если нужен специалист с высоким качеством знаний (качество определяется способностью применить усвоенное для развития чего-либо), то в вуз нужно принимать людей наилучшим образом понимающих науку. Казалось бы, это — наипростейшее решение. Однако, нет: оказывается, что такое решение противоречит идее партии о социальном составе студенчества, хотя и находится в полном соответствии со здравым смыслом. Партия говорит, что необходимо открыт двери вузов для рабочих и крестьян. Что ж, очень хорошо. Но зачем открывать двери таким образом, чтобы вузы заполнились людьми, хоть и с Автор летом прошлого года окончил МГУ (Московский государственный университет) и сразу же ушел на Запад, через Финляндию. производства, но не очень понимающими науку. В конечном счете от этого страдают все, в том числе и рабочий класс. И потом, чьи же дети, окончившие школу, учатся в вузах? Видимо, дети трудящихся. Так к чему же шум о социальной несправедливости? Но это все с точки зрения здравого смысла. А вот с точки зрения государственных мужей предпочтительней для поступающих иметь справку о двухлетнем стаже работы, чем знания. В предпочтительном положении оказываются люди, имеющие меньше знаний. Преподаватели часто жалуются на то, что первый курс превращается в среднюю школу из-за необходимости повторять пройденное в школе. Некоторое число поступивших производственников не обладает достаточными для прохождения вузовской программы знаниями. И без того трудный переход от школьной программы к вузовской для них оказывается непосильным. В особой мере это касается вечерних школ. Оказывается, что умения приготовить раствор для каменщиков или закрутить ослабшую гайку недостаточно для понимания высшей математики. Опять в действие приходит зубрежка, так как понимания нет. Она дает необходимые для экзаменов тройки (а иногда и четверки, даже пятерки), но не больше. У студентов есть множество систем заучивания, они специально изобретаются. Те, кто пришел из школы, без труда могли держаться на среднем уровне, в то время как их товарищи с производства в поте лица штурмовали те же вершины, часто не осознавая изучаемого. До вершин науки здесь дело не доходит. При таком положении сама собой понизилась требовательность на экзаменах. Необходимость выполнения директив партии создала такие условия. Я не против рабочих в вузах. Но при условии одинаковых требований для поступающих. У большинства же профессоров сложилось мнение, (вполне обоснованное), что для производственников труднее проходит процесс усвоения науки. Неплохо, если после нескольких лет работы человек сохранил способность воспринимать сложности научного мышления, но за такого не нужно беспокоиться •— он сумеет поступить в вуз без всяких поблажек, надеясь лишь на свои знания. Но беда не только и не столько в системе приема в вузы. Еще больший вред наносит сама система обучения в вузах. Здесь, как нигде более, чувствуется пресс партии. Академик Петровский, ректор Московского государственного университета, в статье «Поиски талантов», опубликованной в газете «Труд» за 30. 1. 66, жалуется на отсутствие интереса к изучаемому, которое проявляется в процессе учебы. Равнодушие и даже нежелание учиться. Было бы странно, если бы этого не было. Одного взгляда на программу достаточно, чтобы интерес значительно понизился. Время, отводимое на изучение будущей специальности, вряд ли достигает половины всего учебного времени. Остальное занято общественными науками всякого рода, вплоть до атеизма. Коммунисты критикуют старую школу за то, в частности, что там преподавался Закон Божий. Чем же преподавание атеизма отличается от преподавания Закона Божия? Количество лекций и семинаров достигает 45 часов в неделю на первых трех курсах, когда закладывается фундамент науки. Ни один из этих часов не может быть пропущен без угрозы наказания, вплоть до отчисления из вуза. Между тем, большинство лекций по общественным наукам представляют собой повторение учебника в более запутанной форме, чем он сам. Материал этих лекций может быть без труда понят студентами при самостоятельном прочтении за меньший отрезок времени, чем занимает лекция. Скука и сон царят на таких лекциях, мало кто слушает их. Глубокое понимание науки — вот цель пре1 подавания. Это понимание должно достигаться самим студентом, при поддержке преподавателей. Для понимания же необходимо, чтобы студент имел время обдумать со всех сторон узнанное, вникнуть в самые мельчайшие подробности, уметь связать их между собой и вывести закономерность, если таковая может быть выведена. Но при теперешней загруженности обязательными лекциями у него не хватит времени на обдумывание. Каждый, кто учился, знает, что новый материал не доходит до сознания, когда записываешь лекцию, хотя и все кажется понятным. Внутренняя связь вещей не достигает какой-то области мышления, когда эта связь органически входит в мышление. Это объясняется недостатком времени для осмысливания нового, для связывания с тем, что уже знаешь. Опять информация остается информацией, не перерождаясь в знание сути стоящих за нею явлений. «Обязаловка» не только притупляет самостоятельность и глубину мышления, — она имеет и другое, чисто психологическое воздействие: она убивает охоту, интерес к познанию. Представьте себе сырой, мрачный осенний день. Вы обязаны работать в этот день под открытым небом, озябший, исхлестанный дождем и ветром. Неприятно, не правда ли? Но в такой же день по своей воле вы пойдете на рыбалку, на охоту и даже на ту же работу, но по своей воле. Вы будете рады. Точно так же и в процессе обучения. Когда над вами не висит приказ деканата, вы с удовольствием идете на лекции, с удовольствием занимаетесь не ради сдачи экзамена, а ради самого процесса изучения. Следующим немаловажным фактором является качество преподавательского состава. Преподаватели вузов не в меньшей мере, чем школ, должны быть педагогами. Система же подбора какая угодно, но не по этому принципу. Чаще всего аспиранты становятся преподавателями по окончании аспирантуры. В аспирантуру же рекомендует партком по принципу благонадежности или, по крайней мере, безвредности для партийной пропаганды. Политически благонадежные сейчас редко бывают педагогически талантливы так как педагогический талант и правда неразделимы. Отними правду у преподавателя, отнимается и талант. Талант педагога требует широты мышления. Таких недостатков можно было бы найти огромное множество. Если мы будем вдумываться в причину существования их, то обнаружим, что все они — производные одного и того же: диктатуры партии с ее целями, стремлениями и требованиями к человеку. Авторы статей о проблеме образования иногда приходят к выводу, что вся беда в лености студентов. Это — поклеп на студентов. Если леность и существует, то это не причина неполадков, а следствие. Причина же кроется в специфике того отношения людей друг к другу и к труду, которое сложилось за годы советской власти. Реакция у людей на создавшуюся обстановку различна. Некоторые уходят от действительности в науку — чем глубже, тем для них лучше. Большинство же не могут забыть окружающей их жизни. Её влияние оказывается и на процессе получения знаний. Проблема может быть решена путем подчинения системы образования одной цели — воспитанию полноценных ученых и специалистов, которые бы служили одному делу — прогрессу человеческого знания, прогрессу науки для блага всех живущих на земле. Практика показала, что специалисты при существующей системе отношений не могут быть свободны от неквалифицированных директив партии, не могут выразить свое мнение по поводу наилучшего использования человеческой мысли для усовершенствования жизни человека. Выход один — освободиться от подобного рода директив. Партийные тормоза в развитии нашей науки должны быть сняты. Советская наука достигла значительных успехов, но на пути ее стоят рогатки, задерживающие ее дальнейшее движение вперед и внедрение в жизнь. Эти рогатки должны быть устранены. В. КРЫСАНОВ
Стр.3
6 Все знают, куда тянут сейчас и Роше, и Твардовский, и Лонго. Но все знают уже и то, что голыми руками их не возьмешь, что сахно и горбатюк и в органах, и повыше органов потеряли не бдительность, а возможность делать выводы из бдительности, что они теперь вынуждены не одному Твардовскому, а уже многим, и не кое-когда, а всё чаще и чаще, и не кое-что, а многое, прощать, делая при этом вид, якобы так и надо. XXII I съезд собрался с большим желанием Положение в Индонезии О положении в Индонезии советская пресса печатает, обычно, лишь скупые сообщения. Сдержанность ее на слова понятна: разгрому в Индонезии подверглись «патриоты»; следовательно, нужно было бы негодовать. Но эти «патриоты» — верные друзья и единомышленники «китайских товарищей», а новое правительство страны проводит, к тому же, строго нейтралистский, отнюдь не антисоветский курс. Следовательно, на события в Индонезии требуется откликнуться этаким дозированным негодованием. Задача не из легких. «Самая свободная в мире печать» предпочитает больше помалкивать. Поведение Сукарно и утром 30-го сентября прошлого года (когда произошла попытка коммунистического путча), и в последующие месяцы дает богатую пищу подозрениям, что и он в какой-то мере был заинтересован в убийствах военачальников. Но президента новое правительство не трогает. Он по-прежнему живет со своими четырьмя женами во дворце и время от времени выступает с заявлениями. То, что это ему разрешается (хотя, поставленный под сильную охрану, Сукарно не может даже непосредственно сноситься с министрами), наводит на мысль, что новое правительство заинтересовано в том, чтобы этими заявлениями Сукарно сам подрывал свой авторитет. Так, недавно новый министр иностранных дел Адам Малик заявил, что Индонезия намеревается вернуться в ООН. Через два дня Сукарно, бывший, по-видимому, в сильно раздраженном состоянии, выступил с заявлением в свою очередь. Он сказал, что Малика неправильно поняли, — и это несмотря на то, что заявление министра было дано в письменном виде! «Индонезия, •— сказал Сукарно, •— не вернется в ООН, пока это учреждение не будет реорганизовано. Я все еще президент, — добавил он, •— все еще главнокомандующий, премьер-министр и великий вождь революции». Когда Малика спросили, что он думает об этом заявлении «великого вождя», министр, улыбаясь, ответил: «никаких комментариев». Но сами полномочия Сукарно уже поставлены под вопрос. «Великий вождь стал пожизненным президентом в 1963 году: его провозгласил таковым «Временный народный консультативный конгресс», составленный по назначению самого Сукарно. Два недавних выступления фактического главы правительства генерала Сухарто как бы указывают Сукарно его место. В своем первом выступлении Сухарто заявил, что президент подчинен парламенту (не «консультативному конгрессу», а именно парламенту!), что Индонезия управляется на основании конституции и что Сукарно не диктатор и никакой неограниченной властью не располагает. Это заявление Сукарно не оставил без возражения. Он заявил, что «определяет политику страны и решает все важнейшие дела», президент. Тогда генерал Сухарто выступил во второй раз. Оо сообщил, что в Индонезии будет установлена выборная должность вице-президента. Нетрудно предвидеть, кто будет располагать большим влиянием: пожизненный президент Сукарно или избранный парламентом вице-президент. Должность президента, принимая во внимание современные индонезийские условия, станет простой фикцией. Но новое правительство, по-видимому, твердо решило покончить не только с политическим авторитетом Сукарно, но и с его концепцией «направляемой демократии», выдвинутой им как прикрытие для своего единовластия. В 1945 году, когда рухнуло владычество голландцев, Индонезия стала управляться на основе временной конституции. Роль парламента выполнял «Временный народный консултативный конгресс», составленный из представителей политических партий. В 1955 году впервые в истории Индонезии состоялись всеобщие выборы. Но уже в 1957 году Сукарно заявил, что он намерен проводить режим «направляемой демократии», а в 1959 году распустил парламент, упразднил конституцию, вновь ввел в силу временную конституцию 1945 года и назначил членов «Временного народного консультативного конгресса». Теперь новое правительство требует проведения всеобщих выборов и возврата к демократическим нормам. Сукарно долго не соглашался на это требование, как не соглашался он и на официальное запрещение компартии (чего от него требовали военачальники, политические партии, массовые организации, студенческая молодежь). Тогда было использовано давление общественности, •— метод, к которому новое правительство уже неоднократно прибегало. 31 марта в Джакарте состоялась студенческая демонстрация, участники которой требовали ограничения времени пребывания Сукарно на посту президента. Это было первой демонстрацией в Индонезии, направленной лично против Сукарно, -— так сказать, выговор с предупреждением. 3 апреля, после пяти месяцев отпора, Сукарно согласился, наконец, поставить свою подпись под указом о запрещении компартии. 15 апреля Сукарно был вынужден дать согласие на проведение всеобщих выборов. Соответствующий законопроект будет в середине мая рассмотрен «консультативным конгрессом» (из которого, кстати, исключены все коммунисты и их попутчики). Высшую реальную власть в стране осуществляют лица, формально являющиеся заместителями Сукарно: вопросами обороны, государственной безопасности и борьбой с коммунистами (официально они называются «контрреволюционеры») ведет генерал Сухарто, иностранными делами Адам Малик, экономикой и финансами — султан Джокьякарты Хаменгку Бувоно (единственный из полутора десятков бывших индонезийских султанов, сохранивший и в республике свое влияние и авторитет; активный участник борьбы за независимость). Последний пользуется репутацией способного и энергичного человека. Но и он не чудотворец, а хозяйничанье Сукарно с его «индонезийским социализмом» привело экономику Индонезии в состояние полнейшего хаоса. 11 апреля султан в своем выступлении нарисовал мрачную картину: всюду царит коррупция, бюрократическая неразбериха, цены растут катастрофически. Так, за один год цены в средПОСЕ В закрутить гайки и повернуть страну обратно к «исторической правде» сталинщины. Но одного желания мало, и надо полагать, что партии придется и дальше применять начатую после Хрущева тактику малых шагов и зажимать понемножку. Оппозиция же будет также понемножку разжимать. Вот, нам кажется, — политический смысл той позиции, которую заранее, еще до съезда, занял «Новый мир», напечатав повесть Василя Быкова «Мертвым не больно». Р. Редлих ЛЬ 18 (1041) нем возрасли на пятьсот процентов, на рис — на девятьсот процентов. Государственные долги Индонезии со времени провозглашения независимости достигли суммы в два миллиарда четыреста миллионов долларов. Экспорт в прошлом году снизился на 30 процентов по сравнению с показателями за предыдущие годы. Новый министр экономики и финансов изложил свой план: в строительстве отдавать предпочтение краткосрочным проектам, повысить продукцию товаров широкого потребления. Он призвал частные предприятия помочь правительству вывести экономику страны из тупика (резкий поворот от курса Сукарно, поощрявшего государственный сектор в экономике). Собственно говоря, только крупная помощь из-за границы могла бы сейчас оздоровить индонезийскую экономику, но новое правительство не решается обратиться за этой помощью, чтобы не навлечь на себя обвинения в том, что оно-де «продает Индонезию иностранцам». Нерешенная проблема власти, а следовательно, и общего политического курса, экономическая разруха, — таковы благоприятные предпосылки для разверт'ыванья в стране деятельности коммунистов. Но как она развернется, если руководство партии и руководящие кадры на местах разгромлены? Долголетним сподвижником и ближайшим другом Сукарно был министр иностранных дел доктор Субандрио. Сейчас он находится под арестом и ожидает суда за взяточничество, тайные связи с Пекином, самочинное создание собственной службы разведки и причастность к коммунистическому путчу 30 сентября. Но пока Субандрио стоял у власти, он наводнил индонезийский дипломатический корпус своими людьми, то есть коммунистами и их попутчиками. 13 апреля джакартская печать сообщила, что индонезийские коммунисты намерены образовать «правительство» за границей. По полученным в Джакарте сведениям, послы Индонезии в некоторых странах поддерживают эти планы. Отмечается, в частности, что индонезийский посол в Пекине Джавото отказался подчиниться распоряжению правительства и прибыть в Джакарту. Одновременно представитель военно-морских сил Индонезии сообщил, что в настоящее время проверяются сведения, по которым подводные лодки КНР доставляют в Индонезию оружие. 16 апреля, — как об этом сообщило агентство «Синьхуа», •— Джавото подал в отставку и устроил в Пекине пресс-конференцию, на которой заявил, что он ушел с поста индонезийского посла в Пекине в знак протеста против политики нового правительства в Джакарте. «Индонезийское правительство в изгнании» (если оно будет создано) провозгласит, вероятно, своим председателем Сукарно, который-де в настоящее время лишен свободы. А последний, вероятно, не преминет сделать кое-какие двусмысленные заявления, из которых будет явствовать, что новоявленные «министры» не такие уже плохие люди и что правительству в Джакарте было бы неплохо с ними договориться. Этим Сукарно вызовет конфуз и замешательство, — то есть то, что ему нужно, чтобы снова попытаться стать «великим вождем». Что же касается «правительства в изгнании», то, где бы оно ни находилось, его действительный центр, разумеется, будет расположен в Пекине, и займется оно не чем иным, как организацией в Индонезии гражданской войны во имя «Насакома («Союз националистов, исламистов и коммунистов») и «освобождения великого вождя». А если в Индонезии будут назначены всеобщие выборы, то «патриоты» сделают все возможное, чтобы их сорвать. Предстоящие месяцы (если не недели) будут решающими для всего развития событий в Индонезии. А. Н.
Стр.6
29 апреля 1966 г. СРЕДИ КНИГ И ЖУРНАЛОВ «Верующим СССР — в знак солидарности» Под этим девизом итальянское издательство «Руссиа кристиана» выпустило документальный альбом «Антирелигиозная борьба в СССР». В нем 64 листа фотографического материала, взятого преимущественно из советских источников. Некоторые снимки закрытых церквей и семинарий сделаны, по-видимому, в последние годы в России. Идея издания этого альбома — счастливая идея, а его редакция и выполнение заслуживают всяческой похвалы. Действительно, что может быть в борьбе с безбожным коммунизмом сильнее правды? Какое оружие может быть острее документальных данных? Данные, приведенные в альбоме, неопровержимы, т. к. во всех случаях точно указаны источники, из которых они взяты. Материал сгруппирован по разделам: партия и государство против религии; верующий в обществе; закрытие церквей, монастырей и семинарий; антирелигиозные книги; периодические издания, кино и театр против религии; пропагандисты атеизма и их методы. В порядке иллюстрации приведем несколько данных из альбома (в обратном переводе): — «В нашей стране верующих миллионы» («Наука и религия», № 6, 1965, стр. 36); — <«В тех случаях, когда верующих родителей не удается перевоспитать, лучшим решением являсйся убрать от них детей и поместить их в школы-интернаты» («Войовничи атеист» № 1, 1962, стр. 14); — Советский Союз подписал конвенцию ООН о «Борьбе против дискриминации в области воспитания», в которой говорится: «Родители должны иметь возможность обеспечить религиозное воспитание и мораль детей согласно собственным убеждениям...» («Ведомости Верховного Совета», № 44, 1131); •— «В Ставрополе исключены из института студентки Андросова, Подгайская и Ивлева, т. к. они верующие» («Наука и религия», № 4, 1965, стр. 16); — В 1914 г. в России было 54.147 церквей и 25.593 LA LOTTA ANTIRELIGIOSA NELL' U.R.S.S. Documentazione fotografica е didascalica dalle fonti sovietiche piu recenti. — Ediziorti R. C. — Seriate (Bergamo). ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ ПОЛЕТА СТАНЦИИ «ЛУНА-10» В Московском Доме ученых состоялась 16 апреля пресс-конференция для советских и иностранных журналистов по вопросу о научных результатах, полученных с помощью первого искусственного спутника Луны, автоматической странции «Луна-10». На конференции выступали президент А Н СССР М. Келдыш, академики А. Виноградов, А. Михайлов и проф. Н. Григоров. В выступлениях ученых, сохранявших большую сдержанность, не было ничего нового, что выводило бы за рамки сообщений ТАСС (см. «Посев» от 22 апреля). Лишь академик А. Михайлов поразил собравшихся своим научным предположением, что Луна медленно удаляется от Земли. В давно прошедшее время, по его словам, «вероятно более миллиарда лет тому назад, Луна была много ближе к Земле, и тогда она приобрела ту форму, которую сохранила до наших лет. Эта форма соответствует периоду осевого вращения около 5 суток и расстоянию от Земли порядка 150.000 км вместо нынешних 384.000 км. Были интересными также ответы академика М. Келдыш на некоторые вопросы корреспондентов. Так, в частности, он сообщил, что на «Луне-10» нет фотокамер. Эта станция, по его словам, предназначена лишь для физических научных исследований окололунного пространства, для изучения химического строения Луны и вопросов, связанных с происхождением Луны и всей солнечной системы. По словам академика Кел - дыша, лунный спутник будет существовать несколько лет, но время его активной работы будет меньшим. Отвечая на вопрос, потребует ли полет космонавта на Луну специальных тренировок, М. Келдыш ответил утвердительно, так как сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле, и, кроме того, космонавты должны быть в специальных костюмах для защиты против радиационного излучения, которое на Луне сильнее, чем на Земле. Далее М. Келдыш сообщил, что источником энергии «Луны-10» является химическая реакция. На вопрос, какие эксперименты надо провести, чтобы отработать системы возвращения космонавтов с Луны на Землю, М. Келдыш сказал, что сейчас трудно на этот вопрос ответить. Нужно создать, с этой целью, двигатель, который дал бы импульс для выхода с лунной орбиты и перехода на трассу к Земле. Кроме того, труднейПОСЕ В П О СТРАН Е (Перенос со стр. 4) часовен; в 1962 г. в СССР было открытых церквей 11.500. В 1914 г. было 1.025 монастырей, а в 1962 г. — 30 (Данные за советский период по журналу «Наука и религия», № 8, 1962, стр. 82); — В 1914 г. в России было 57 православных семинарий, теперь их 3. В то же время в одной Москве в 1964 г. имелось 800 школ и семинаров атеизма и 60 школ пропагандистов атеизма (по приведенным советским источникам); — В 1964 г. на экранах Советского Союза демонстрировалось 70 антирелигиозных фильмов (источники указаны) ; — С 1917 по 1965 т., по данным Московской Патриархии, ею было выпущено 29 религиозных изданий ничтожным тиражом; — Только в 1964 г. в советских государственных издательствах вышло более 300 антирелигиозных книг, тиражом свыше 6 миллионов; и т. д. и т.д. Данные, собранные в альбоме, производят сильное впе1 чатление. Наглядными средствами показана лживость религиозной политики советского правительства, официально декларирующего свободу вероисповедания, а на практике ведущего чудовищную по объему и варварскую по методам борьбу против Церкви и верующих. Чего только стоит, например, циничное лицемерие властей, объясняющих закрытие церквей тем, что это делается «по требованию трудящихся»! Эта формулировка приведена в альбоме со ссылкой на «Агитатора» (№ 16, 1960, стр. 58) в связи с закрытием на Украине в 1960 году более 500 православных храмов. Альбом — первое издание такого рода в свободном мире. Мы считаем своим долгом выразить искреннюю благодарность от имени всех верующих России издательству «Руссиа кристиана» за это свидетельство о подлинном положении Церкви в СССР, за слова сострадания и солидарности братьям во Христе, гонимым коммунистической властью. Таким же искренним нашим желанием является то, чтобы этот альбом был издан и на других языках и тем Самым способствовал широкому распространению во всем мире правды о гонениях на веру в СССР. А. РУСАК шей проблемой явится проблема входа космического корабля в земную атмосферу. На станции должна быть аппаратура, которая сможет обеспечить вход в земную атмосферу корабля, подлетающего со второй космической скоростью. «ЧАСТИЧНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ» ЗАКОНА О ШКОЛЕ В «Правде» от 15 марта помещен указ президиума Верховного совета СССР о внесении «частичного изменения» в закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». Новый указ устанавливает, что «в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах учащиеся получают среднее общее и политехническое образование и трудовое воспитание, а при наличии условий и профессиональную подготовку». Текст указа — короткий и нарочито туманный. В нем, однако, закамуфлирован факт полного провала «Закона». «Частичное изменение закона» заключается в том, что средняя школа фактически реорганизуется и возвращается в исходное положение, в котором она была до хрущевской реформы 1959 года, то есть в прежнюю десятилетку с трудовым обучением. Все прожекты Хрущева, якобы одобренные «всенародным обсуждением», о всемерной профессионализации школы, провалились. Школа не смогла убивать сразу трех зайцев: давать среднее образование, трудовую подготовку и профессиональное обучение. В результате в стране катастрофически пал уровень знаний у школьников, а их профессиональная подготовка, обходившаяся очень дорого, превратилась в фикцию и очковтирательство. В указе делается оговорка, что «при наличии условий» профессиональная подготовка будет все же вестись. Такие «условия» были созданы властью лишь в немногих, преимущественно, столичных, показательных школах. В них было все необходимое для профессиональной подготовки школьников в рабочих 2-го и 3-го разрядов тарифной сетки. На оборудование этих школ были затрачены громадные суммы. Школы эти являлись экспонатами для показа их иностранцам в качестве достижений передовой советской педагогической мысли. Можно полагать, что эти «условия» будут и впредь недостаточны для профессиональной подготовки учащихся и нто школьные мастерские в таких школах приобретут лишь музейно-познавательный характер. | ф СЛУШАЙ НТС ф | ЕЖЕДНЕВНЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ j В ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ по московскому времени: | от 12 до 17 и от 18 до 23 часов на коротких волнах I | в диапазонах 26 и 46,9 метра или 11,55 и 6,40 мгц., | | I а также с 01. 30 и 16. 30 в течение 15 минут на короткой волне в 31,12 метра или 9,64 мгц. { В АЗИАТСКОЙ РОССИИ по хабаровскому времени: I 1 \ с 02.10 часов в течение 20 минут на коротких | | волнах в диапазонах 19,58; 19,60; 25,06; 31,16 и § I 40 метров (в Москве в это время 19.10, а в Но| восибирске 23.10 час), а также с 8.30 и 23.30 I I | в течение 15 минут на короткой волне в 31,12 | | метра или 9,64 мгц. I Уходя от глушения, радиостанция несколько меняет длину волны. Пишите нам по адресу: Pottbnt «ЧЯ, Rotterdam. Ncicrlaai "'*• , .«^ I | # Запуск «Космоса-115». По сообщению ТАСС в газетах от 22 апреля, в стране запущен 20 апреля очередной спутник •— «Космос-115». Его параметры: начальный период обращения — 89,3 мин.; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее), — 294 клм., минимальное расстояние (в перигее) — 190 клм. Вся аппаратура и приборы, согласно сообщению, работают нормально. ф Погода в стране. В стране — ранняя весна. Прошли теплые грозовые ливни. Температура в Москве плюс 16-20 градусов. На Волге от Горького до Астрахани: термометр показывает от 16 до 24 градусов. Весенние бурные воды хлынули в Волгу и разлились поблизости от Горького. Холодно лишь в Архангельской и Мурманской областях, где по ночам минус 15-20 градусов. В средней Азии — жара до 34°. В низовьях Оби, Енисея, Лены и на Таймыре — морозы и метели. # Новый первый секретарь ЦК КП Латвии. На пленуме ЦК компартии Латвии, в Риге, по сообщению «Правды» от 16 апреля, обсуждался и был решен организационный вопрос — об избрании нового первого секретаря ЦК компартии Латвии взамен освобожденного от этих обязанностей А. Я. Пельше (избранного членом Политбюро Ц К КПСС и председателем Комитета партийного контроля при Ц К КПСС). Пленум избрал первым секретарем ЦК компартии Латвии А. Э. Восса. ф Заявление советского правительства в пользу приема ГДР в ООН. В «Известиях» от 22 апреля помещено «Заявление советского правительства», переданное Генеральному секретарю ООН и председателю Совета Безопасности. В нем советское правительство поддерживает домогательство ГДР о приеме ее в ООН, поскольку ГДР является «суверенным государством», объем промышленной продукции которого «принадлежит к числу десяти экономически наиболее развитых стран мира». В том же номере газеты напечатано поздравление генерального секретаря Ц К КПСС Л. Брежнева первому секретарю СЕПГ В. Ульбрихту по случаю 20-летия со дня объединения КПГ и СДПГ (восточногерманских социал-демократов) в социалистическую единую партию (СЕПГ). Как известно, при этом «объединении» тощая корова (КПГ) сожрала без остатка тучную корову (СДПГ), ограничившись при этом лишь переменой своего названия. ф Матчи сборной футбольной команды СССР эа рубежом. Сборная футбольная команда нашей страны, в порядке подготовки к мировому чемпионату по футболу (который состоится в Лондоне 10-30 июля с. г.), провела товарищеские матчи 20 апреля в Базеле и 24 апреля в Вене. Первый матч против сборной команды Швейцарии окончился вничью (2 :2), второй — победой наших футболистов над сборной командой Австрии со счетом 1 : 0. ф Ледяной остров в море Лаптевых. Полярные летчики Аэрофлота в центральной части моря Лаптевых, примерно в 330 километрах к северо-западу от острова Котельный обнаружили «ледяной остров» («Советская Россия» № 91). Приземлившись, полярные исследователи установили, что площадь «острова» 2X3 километра. Толщина его 12, а местами даже 50-60 метров. По существу «остров» представляет собой «припайный» лед, пригнанный сюда ветром от Канадского архипелага. На «острове» будет поставлена радиовеха, с помощью которой работники Арктического научно-исследовательского института будут следить за дальнейшим дрейфом его. 7
Стр.7
8 ПОСЕ В стратегическими ракетами типа «Полярис А-3» с радиусом действия в четыре тысячи километров. • Турецкое правительство просит у США финансо• Колониальная комиссия ООН вынесла резолюцию, требующую от Великобритании применения силы против Родезии. За эту резолюцию, направленную в Совет Безопасности, голосовали 19 коммунистических, азиатских и африканских стран. США, Великобритания, Австралия, Дания и Индия от голосования воздержались. ж. Великобритания наложила эмбарго на закупку руды в Родезии. • Восставшие против центрального индийского правительства воины племени Нага в штате Ассам подорвали железнодорожный состав. Имеется много убитых и раненых. Племя Нага требует независимости от Индии с созданием собственного самостоятельного государства. ж в Индонезии арестованы 800 человек военнослужащих авиационных сил и служащих гражданского воздушного флота по обвинению в участии в путче 30 сентября. • В Пекине формируется «революционное правительство Индонезии» из коммунистических и прокоммунистических элементов, находящихся в настоящее время вне индонезийских пределов. • Пекин готовит съезд КПК, на который будут приглашены все коммунистические партии и группы, осуждающие «ревизионистский курс КПСС». ж В Польше циркулирует брошюра с манифестом польских коммунистов пекинского направления, которые призывают свергнуть режим Гомулки. jm. Американские самолеты бомбардировали пригороды Ханоя (столицы Северного Вьетнама), где расположены ракетные противовоздушные установки, а также электростанцию близ порта Хайфон. • В Южном Вьетнаме католики и сторонники Национальной партии организовали демонстрации в защиту правительства Нгуена Као Ки, против буддистов. ж 14 апреля проведен очередной экспериментальный подземный ядерный взрыв в США, в пустыне Невада. Речь идет о взрыве «средней силы», что соответствует 20-200 тысячам тонн тола. • В США введена в строй тридцать пятая по счету атомная подводная лодка, вооруженная ядерными вой помощи в размере 2 миллиардов долларов в течение 5 лет для модернизации турецких вооруженных сил. ж Турецкое правительство предложило США заключить двухстороннее военное соглашение вне рамок НАТО, на основании которого США могли бы прийти Турции на помощь немедленно, если на нее будет совершено нападение. • Правительство ОАР просит США об увеличении американской помощи, в рамках программы «Продовольствие для поддержания мира», дополнительно на сумму в 150 миллионов долларов. • С момента начала функционирования «воздушного моста», 1 декабря прошлого года, с Кубы в США прибыло 14 тысяч легальных эмигрантов. Около 300 тысяч человек ожидает своей очереди покинуть страну. Еще 950 тысяч кубинцев внесены в список на выезд к родственникам, находящимся в США. • Правительство Кубы увольняет «ненадежных» служащих гражданского воздушного флота из-за недавних попыток захвата самолетов в полете с целью перемены курса на США. • Коммунистическое правительство Кубы отказывается подписать договор о создании безатомной зоны в Латинской Америке. Соответствующий проект договора выработан на конференции в столице Мексики. • Новое австрийское правительство Possev-Verlag, 623 Frankfurt/Maln-Sossenhelm; Flurscheideweg 15. Telefon 31 42 65. Postscheckkonto 334 61 Frankfurt/Main Bankkonto 148 000 530 Nassauische Sparkasse Frankfurt/Main ИЗДАТЕЛЬСТВ О № 18 (1041) Издает еженедельник «ПОСЕВ» , журна л литературы, искусства, наук и и общественно-политической мысли «ГРАНИ» , художественную и общественно-политическую литературу. Пр и издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВА: образовано канцлером Иозефом Клаусом из представителей Австрийской народной партии. Социалистическая партия ушла в оппозицию. • Умер Вяйнё Таннер, лидер правого крыла финских социал-демократов. Ответственный издатель В . Горачек. Главный АВСТРАЛИЯ: A. Veremeeff, 8 Abingdon at., W.-Gabba, Brisbane, Old. АВСТРИЯ: Wlen, Postamt 76. Postfach 40. АНГЛИЯ: Mrs. E . Baratchevsky, 23 Alder Grove, London N. W. 2. D. Bllenko, 48 Leamington St. . Oak Lane, Heaton, Bradford 9. АРГЕНТИНА: N. Momot, Caslll a de correo 2585, Buenoa Aires. БЕЛЬГИЯ: E . Drevlnsky, B. P. 259. C . C . P. 53-66-07, Bruxelles I. БРАЗИЛИЯ: I . Alexandrow, Av. Lavandlsca 648, Indlanopolls, Sa o Paulo. ВЕНЕСУЭЛА: N. Drosdovsky, Apartado correo 4685, Caracas-Eete. ГОЛЛАНДИЯ: A. Kandaurow, Postbus 325, Rotterdam. ДАНИЯ: D. Schewltsch, Herthave] 2 B, Koebenhavn-Charl. ИЗРАИЛЬ: M. Kablrl, 33, rue Maaleh, Haroflm, Ramath-Gan. ИСПАНИЯ: Don Miguel Jurenlnsky-Kolchln, Pad 11 la 55, Madrid. КАНАДА: A. Romar, 1420 Bernard eve., Montreal 8. МАРОККО: M. Koltovskoy, 6. rue Courtellne, Casablanca. НОРВЕГИЯ: F . Tarakanow, Krusesgt, 5 B, Oslo. СИНГАПУР: M. Talrov, 34 Stevens Road, Singapore. США: "The Book House", 77 Plaza, Suite 103-105, Bridgeport, Conn. 06603. "Slavonic Bazaar", 77 Plaza. Suite 101, Bridgeport. Conn. 06603. Miss M. Rodsevlch, 32-15, 79 St. , Jackson Hgte., New York. N. Y . 11370. A. Tzvlkevlch, 2314, 25th ave. Sa n Francisco, Calif. 94116. Tel. : S E 1-0339 ФРАНЦИЯ: „Le Semis" , B. P. 143, Paris 15. Tel. : BLOmet 62-06. N. Alton* c/o M-me Barge, 6, place de la Crolx-Rousse, Lyon. A. Lavroff, 2, rue de la Moselle, Nllvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ: Leo Grossan, Postfach, Locarno. ШВЕЦИЯ: Tldskrlften .Possev" , Box 4054, Sodertalje 4. ЯПОНИЯ: A. Bakulevaky, 437 Ival-cho, Hodogaya-ku, Yokohama. Elnzelprels DM 0.90 редактор А . Артемов. Заместитель главного редактора Я. Трушнович. Редакционная коллегия: А . Неймирок, Л . Рар, Л . Сергеева, Н. Тарасова, Л . Федоров. Статьи, подписанные фамилией ил и инициалами автора, необязательно выражают мнение редакции. Непринятые руко - писи не возвращаются. Стихов редакция не печатает. Книги дл я отзыва следует присылать в двух экземплярах. Перепечатывать, переводить н а иностранные языки, использовать в выдержках ил и иным способом материалы, снабженные "copyright", можно только с разрешения издательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. Рознична я цен а еженедельник а «ПОСЕВ » в Германи и — 0.90 н. м., в СШ А и Канад е — 0.30 дол. , в о все х други х страна х — эквивалент 0.90 н. м. Подписк а в Германи и — н а 1 го д 41.60 н. м.. на полгода 20.80 н. м., на 3 месяц а 10.40 н . м. В СШ А и Канад е — н а 1 го д 15.60 дол. , н а полгод а 7.80 дол. , н а 3 месяц а 3.90 дол . (пр и доставк е п о воздух у — н а 1 го д 20.20 дол., на полгод а 10.10 дол. , н а 3 месяц а 5.05 дол.) . Во всех других странах — н а 1 го д 46.80 н . м. , н а полгод а 23.40 н . м. , на 3 месяц а 11.70 н. м. Рознична я цен а журнал а «ГРАНИ , в Германи и — 7 н . м., в СШ А и Канад е — 2 дол. , в о все х други х страна х — эквивален т 7 н . м . Подписк а н а че - тыр е номер а в Германи и — 25 н . м. , в СШ А и Канаде — 7 дол., во все х други х страна х —• 26 н. м . Поступили на книжный склад издательства ЛИСЕ Генерал М. Г. Дроздовский: Дневник, Всеславянское издательство, Нью-Йорк М. В. Шатов: Материалы и документы ОДНР в годы 2-ой мировой войны, том 2-ой, Всеславянское издательство, Нью-Йорк Л. Масянов: Гибель Уральского казачьего войска, Всеславянское издательство, Нью-Йорк Д. Кленовский: Разрозненная тайна, издание автора, Мюнхен Марк Иловайский: Стихи 1928-1960, издание автора, Париж А. Н. Толстой: Гиперболоид инженера Гарина — Аэлита, Детгиз, Москва НМ 18.— НМ 20.— НМ 16.'— НМ 4.— НМ 10.— НМ 5.40 В ближайшее время выходит из печати и рассылается подписчикам № 60 ЖУРНАЛА ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА, НАУКИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Г Р А II II СОДЕРЖАНИЕ : АЛЕКСАНДР УРУСОВ — «Крик далеких муравьев». Рассказ, впервые вышедший в 1965 г. в Москве и в Ленинграде в издании СМОГ. Из зарубежной русской поэзии: СЕРГЕЙ РАФАЛЬСКИЙ — «Последний вечер». Поэма. Воспоминания: ЮРИЙ КРОТКОВ — «Пастернаки». Литературная критика: «Фонд Свободной России» Взносы направлять через издательство «Посев», через представителей «П о с е в а» на местах, или непосредственно по адресу: Schweizerischer Bankverein Basel Konto Nr. 461 971, NTS — FFR Basel — Suisse/Schweiz/Switzerland БОРИС ФИЛИППОВ •— «Природа и тюрьма». О творчестве Абрама Терца и Николая Аржака. Документы: Суд над А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем. Запись заседаний суда и последних слов подсудимых. Искусство: Н. ЕЛЕНЕВ •— «Труды и замыслы». Публицистика: Д. УШИНИН — Новые веяния в атеистической пропаганде в СССР. Обзор за 1965 — начало 1966 гг. Библиография. Разыскиваю сестру Веру Васильевну, урожденную ЛУКЬЯНОВСКУЮ, с дочерью НИНОЙ. Писать по адресу: Mrs. Maria Serbinov. 20 Arden str. Apt. 3 C. New York 40. N. Y. 10040 U.S.A. ПОДПИСКУ НА «ГРАНИ» ПРИНИМАЮТ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПОСЕВ» и ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВО ВСЕХ СРАНАХ Мария Александровна НЕЛЮБОВА, урожд. ТУЛЯКОВА, разыскивает своего племянника Гурия Владимировича ТУЛЯКОВА. Писать на редакцию для № 167. Подписная плата на 4 номера в США и Канаде $ 7.—, в Германии НМ 25.—, во всех остальных странах эквивалент НМ 26.—. Цена отдельного номера в США и Канаде $ 2.—, в остальных странах НМ 7—. Druclc Possev-Verlag, V. Gorachek KG. , Frankfurt am Main
Стр.8