Т. В. Дергилева
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Учебно-методическое пособие для студентов,
обучающихся по специальности 052700 –
«Библиотечно-информационная деятельность»
Новосибирск
2010
УДК 024(075.8)
ББК 78.38я73
Д36
Издается по решению комиссии по учебно-методической литературе
редакционно-издательского совета ГПНТБ СО РАН
Рецензент:
доктор технических наук, профессор Б. С. Елепов
.
Д36
Дергилева, Т. В.
Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие / Т. В. Дергилева ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ;
Новосиб. гос. пед. ун-т. <...> Предлагаются учебно-методический план, учебные программы по
дисциплине «Библиотечное обслуживание» федерального компонента цикла
общих профессиональных дисциплин (дисциплин специализации). <...> При подготовке пособия автор предпринял попытку в краткой
форме осветить основные темы программы курса «Библиотечное обслуживание»: теоретические, законодательные, технологические основы
индивидуального и массового библиотечного обслуживания, библиотечное общение, место библиотечной профессии в психологической
классификации профессий, роль библиотекаря и пользователя в социокультурном процессе библиотечного обслуживания, организация и приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и за рубежом и др. <...> 1.3 Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса «Библиотечное обслуживание» студент
должен знать:
• понятийный аппарат дисциплины;
• теорию, методику и организацию библиотечного обслуживания;
• основные функции, принципы и теоретические концепции библиотечного обслуживания, этапы их формирования;
• современную законодательную базу библиотечного обслуживания в России;
• историю изучения читателей в России и зарубежных странах;
• типологию читателей;
• структуру понятия «информационная культура»;
• основные профессиональные и личностные качества библиотекаря <...>
Библиотечное_обслуживание.pdf
Учреждение Российской академии наук
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения РАН
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Т. В. Дергилева
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Учебно-методическое пособие для студентов,
обучающихся по специальности 052700 –
«Библиотечно-информационная деятельность»
Новосибирск
2010
Стр.1
УДК 024(075.8)
ББК 78.38я73
Д36
Издается по решению комиссии по учебно-методической литературе
редакционно-издательского совета ГПНТБ СО РАН
Рецензент:
доктор технических наук, профессор Б. С. Елепов
.
Д36
Дергилева, Т. В.
Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие / Т. В. Дергилева
; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ;
Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. –
136 с.
Предлагаются учебно-методический план, учебные программы по
дисциплине «Библиотечное обслуживание» федерального компонента цикла
общих профессиональных дисциплин (дисциплин специализации). Представлены
текстовые задания по курсу.
Для студентов и преподавателей дневной и заочной формы обучения
в вузах по специальности 052700 – «Библиотечно-информационная деятельность».
УДК
024(075.8)
ББК 78.38я73
© Т. В. Дергилева, 2010
© Учреждение Российской академии наук
Государственная публичная научно-техническая
библиотека Сибирского отделения РАН
(ГПНТБ СО РАН), 2010
© Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический
университет», 2010
Стр.2
Содержание
Предисловие ................................................................................................ 6
1 Организационно-методический раздел.................................................. 7
1.1 Цель курса ..................................................................................... 7
1.2 Задачи курса.................................................................................. 7
1.3 Требования к уровню освоения содержания курса................... 8
2 Содержание курса «Библиотечное обслуживание».............................. 9
2.1 «Библиотечное обслуживание» как учебная дисциплина ....... 9
2.2 Предмет и структура учебной дисциплины «Библиотечное
обслуживание»............................................................................ 11
2.3 Понятийный аппарат и связь дисциплины с другими
учебными предметами ............................................................... 12
3 Теоретические и законодательные основы библиотечного
обслуживания....................................................................................... 15
3.1 Основные теоретические концепции библиотечного
обслуживания.............................................................................. 15
3.2 Современная международная и российская
законодательная база библиотечного обслуживания.............. 19
4 Читатель и библиотекарь как равноправные участники
социокультурного процесса библиотечного обслуживания............ 22
4.1 Изучение читателей как общемировая профессиональная
проблема...................................................................................... 22
4.2 Социологические и психологические аспекты изучения
чтения .......................................................................................... 28
4.3 Типология читателей.................................................................. 30
4.4 Информационная культура личности....................................... 34
4.5 Социологическая и психологическая службы
в библиотеках.............................................................................. 39
5 Библиотекарь как один из основных участников процесса
библиотечного обслуживания ............................................................ 42
5.1 Основные профессиональные и личностные качества
библиотекаря отдела обслуживания......................................... 42
5.2 Речевая культура библиотекаря ................................................ 47
5.3 Имидж библиотекаря ................................................................. 50
6 Библиотечное общение в процессе обслуживания пользователей... 52
6.1 Библиотечное общение как феномен. Опыт библиотечного
общения в российских и зарубежных исследованиях ........... 52
6.2 Основные функции, формы и виды библиотечного
общения....................................................................................... 52
3
Стр.3
6.3 Квалитология и квалиметрия библиотечного общения......... 56
6.4 Барьеры библиотечного общения............................................. 57
7 Социально-обоснованные приоритетные направления
библиотечного обслуживания в России и зарубежных странах .... 62
7.1 Библиотечное обслуживание в помощь непрерывному
образованию................................................................................ 62
7.2 Библиотечное обслуживание как средство социализации
личности. Правовая социализация............................................. 64
7.3 Библиотечное обслуживание пользователей с особыми
потребностями ............................................................................ 65
7.3.1 Дети и юношество............................................................. 65
7.3.2 Семейное чтение ............................................................... 66
7.3.3 Пользователи с ограниченными возможностями .......... 67
7.3.4 Национальные меньшинства и мигранты....................... 68
7.4 Библиотечное обслуживание в помощь формированию
культуры чтения и информационной культуры
пользователей ............................................................................. 68
8 Технология библиотечного обслуживания.......................................... 71
8.1 Понятие о технологии и технологическом процессе
библиотечного обслуживания.................................................... 71
8.2 Связь информационного запроса с реальными потребностями
пользователей............................................................... 72
8.3 Классификация читательских интересов по содержанию....... 73
8.4 Классификация библиотечных услуг ....................................... 74
8.5 Современные технологии в организации библиотечного
обслуживания ............................................................................. 74
9 Технология индивидуального библиотечного обслуживания.......... 76
9.1 Значение и задачи индивидуального библиотечного
обслуживания. Основные современные концепции................. 76
9.2 Индивидуальное библиотечное обслуживание......................... 78
9.3 Методы индивидуального библиотечного обслуживания .... 78
10 Технология массового и группового библиотечного
обслуживания....................................................................................... 82
10.1 Теория и история организации массового обслуживания в
России.......................................................................................... 82
10.2 Массовое библиотечное обслуживание – средство
расширения влияния библиотеки и укрепление ее связей
с партнерскими организациями................................................. 83
10.3 Опыт библиотечного массового обслуживания за рубежом... 84
4
Стр.4
10.4 Групповое и фронтальное массовое библиотечное
обслуживание.............................................................................. 85
10.5 Показатели эффективности библиотечного обслуживания .. 93
11 Организация библиотечного обслуживания в современной
библиотеке............................................................................................ 98
11.1 Структурные подразделения библиотечного обслуживания 98
11.2 Абонемент – основной отдел библиотечного обслуживания.. 98
11.3 Организация библиотечного обслуживания в читальных залах
.................................................................................................... 101
11.4 Подразделения библиотечного обслуживания
«некнижными носителями» ...................................................... 103
12 Внестационарные формы библиотечного обслуживания ............. 105
13 Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание............ 108
14 Вопросы для проверки знаний.......................................................... 114
15 Примерная тематика рефератов, курсовых работ........................... 120
16 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему
курсу.................................................................................................... 122
17 Список рекомендуемой литературы................................................. 124
5
Стр.5