За Россию!
За
свободу!
Не в силе Бог, а в правде!
А л е к с а н д р Н е в с к и й
Г О
Д
И
З
№
Д АН
И
Я
33 (484)
XI
ВОСК Р
Е
14 АВГУСТ
СЕ
Н
Ь
Е
А 1955
ОР Г А
Н
Р ОССИ Й СКОГ
ВЫ ХОДИ
Т
Б а н к р о т
ы
вновь отклады в ает пересмотр архаической, омертвевшей и
вы сохшей от времени партийной программы.
Расписы в ая с ь в св оей полной идейной несостоятельности,
коллективное руководство, жив ущее „ сегодняшним днем ",
Как уже сообщалось, с 4 по 12
июля состоялся пленум ЦК КПСС,
который, среди прочего, постановил
созвать 14 февраля 1956 года ХХ-ый
съезд КПСС. Пленум ЦК наметил
также повестку дня съезда. Чрезвычайно
характерно, что в повестку
дня не включен вопрос об утверждении
новой программы партии,
тогда каж XIX съезд партии, состоявшийся
осенью 1952 года, постановил
по предложению Л. Кагановича
пересмотреть
комиссии,
ва,
Чеснокова и Юдина. Однако и эта
комиссия, как показывает сообщение о
повестке дня X X съезда, создавалась напрасно.
Это новое идеологическое фиас -
ко коммунистов обойдено полным м олчанием
партийной печати.
Состав комиссии успел за это время
несколько поредеть (ликвидация Берия),
но не в этом дело.
Дело не в лю д ях и не в комиссиях.
программу
партии на очередном, XX съезде.
Более того, повестка съезда не предусматривает
даже отчета соответствутощей
избранной
предыдущим
XIX съездом.
Этот факт представляется чрезвычайно
сздшггоматичным. В этом
плане важно вспомнить тгредисторито
этого вопроса.
*
К ак известно официальной програм -
мой К ПСС является программа, принятая
V I I I съездом партии, состоявшимся
в 1919 году, т. е. 36 лет тому назад. Еще
в 1949 году по поводу зат яжки с пересмотром
программы ВКП(б ) на страницах
нашего еженедельника писалось след у -
ющее:
«Странно читать теперь этот архаический,
омертвевший и высохший от в ре -
мени документ, в се еще посвященный
описанию, по Марксу , промышленного
капитализма и простого товарного х о -
зяйства, трактующий о наличии в стране
пяти хозяйственных укладов и оборвавший
жизнь на земле на конце первой
мировой войны. И это-то на сей день
есть боевая программа партии, м ировоззрение
которой, по утверждению ее тру -
бадуров, покоится на самых наинов ейших
научных основаниях! »
Впрочем архаичность программы 1919
года давно уже была осознана на в ерхах
К ПСС. Так, еще на X V I I I сйезде п артии
в 1939 году бы ло постановлено п е -
ресмотреть программу и была создана
особая комиссия под председательством
Сталина. Однако эта комиссия за тринадцатилетний
промежуток времени ничего
не родила и предстала на X I X съезде
в 1952 году с пустыми руками. Но
коммунисты еще не расписались в своей
несостоятельности и решили прод олжить
потуги. На X I X съезде партии бы -
ла вновь образована комиссия под председательством
Сталина в составе Берия,
Кагановича, Куусинена, Маленков а, Мо -
лотова, Поспелова, Румянцева, СабуроP
OSSE V
Russi ache Wo chenz e l t ung
R ussi an an t l c o m m u n l s t w e e k l y
He bdomadal r e ant t c ommuni st e г u s s e
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
A D R ESS E D E R R EDA K T I ON :
Po sse v - Ve r l ag , F rank f o r t am Mai n,
Me r lanst rasae 24 a, De nt sc nland
Коммунизм с полной наглядностью показал
свою идейную несостоятельность,
свою идеологическую пустоту.
Идеи коммунизма в далеком 1919 году,
когда создавалась поныне действующая
программа партии, были столь же порочны
как и сегодня. Но тогда в них были
моменты динамизма, тогда они были способны
захватывать хотя бы и ограниченные,
но все же какие-то слои нашего н арода.
Сегодня нет и этого. Тут вопрос
не в реакционности, а в принципиаль -
ной неспособности выдвинуть нечто новое,
зажигающее.
Раньше коммунизм обладал пусть ды -
мным и смрадным идейным огнем, теперь
же он представляет собой идейное
пепелище.
Обольщенный идеей тотального властвования,
коммунизм прекрасно поним ает
природу власти, прекрасно знает, что
д ля того, чтобы вести людей, необходимо
выдвинуть идеи. Коммунисты хотят их
выдвинуть — разумеется не ради них самих,
а ради того же властвования — х о -
тят, но не могут. В этом их несомненная
обреченность.
Устаревшие экономические лозунги
никого уже теперь не обманывают —
слишком очевидно банкротство советского
хозяйства, в чем расписывается по
очереди то один, то другой представитель
коллективного руководства.
Пафос мировой революции сейчас неуместен
в связи с внешнеполитической
ситуацией и игрой в сосуществование.
Лозунг о мире — быть может еще единственное,
что способно привлечь людей,
не разобравшихся в подлинной сущности
коммунизма. Но с одной стороны он стоит
в резком противоречии со всей человеконенавистнической
мировоззренческой
и политической системой коммунизма,
с классовой ненавистью, с нам ерением
раздуть
l
«мировой пожар» , а с другой
стороны он не отвечает на вопрошания
о том, каков этот мир и д ля кого он —
мир в свободе или в рабстве, мир д ля
народов или д ля их угнетателей?
Рисовать же за дымкой мира по-ст алински
призрачные коммунистические
д али нет д аже охоты у ньшешнего к оллективного
руководства — слишком ясна
лжив ость подобных идиллических
пейзажей.
Итак, сказать коммунистам нечего.
Единственная оставшаяся возможность
— это форм альная удовлетворенность
устаревшей программой и сохранение
идеологического «статус к во». Всякое
подлинное обновление, всякое обращение
к действительным ценностям, к жи -
зненной и социальной правде неизбежно
будет рыть яму коммунистам.
Идейно коммунизм давно в обороне.
Коммунистические властители пытаются
скрыть от народа огромный идейный
багаж, созданный в условиях свободы
как на всем пути человеческой истории,
так и в настоящее время.
Когда скрыть его не удается, то власть
пытается вступить в полемику. В последнее
время партийная печать («Ком м у -
нист», «Литературная газета») 'неоднократно
выступала с «критикой» по адресу
русских философов-эмигрантов.
Впрочем делать это часто она избегает,
зная, что в ее распоряжении находится
не истина, не убежденность, а фаль -
сификация и брань — убедительная же
сила подобных приемов не слишком в е -
лика.
Рушащееся идейное здание коммунизма
власть пытается подпереть голой силой.
Но сила эта неустанно слабнет, разув
ерившаяся в собственных идеях, раз -
рушаясь собственной пустотой. А против
нее подымается новая, народная сила со
своим идеологическим багажом, которому
коммунистам нечего противопоставить.
* Идеологическая капитуляция чревата
для КПСС и другими последствиями —
на водительство мирового коммунизма
могут претендовать другие партии . . . Не
случайно, например, что теоретики титовской
Югославии именно теперь вдруг
родили идею нового интернационала,
выдвинули теорию «неравномерного раз -
вития социализма». Такая борьба за
«прав о водительства» во всяком случае
может сильно подорвать единство м ирового
коммунизма, повлечь разброд в м ировом
коммунистическом заговоре, что
конечно не на поль зу КПСС. Возможное
перемещение идеологического центра
еще больше ослабит КПСС, идеологический
вакуум станет еще нагляднее.
Ленин как-то сказал, что в 1917 году
власть в алялась на улице — стоило ее
лишь подобрать. Сегодня коллективное
руководство — в силу своего банкротства
— роняет из рук идейное водительство.
За утерей же идейного водительства
неизбежно последует и утеря власти.
Обреченность дряхлеющего режима становится
все очевидней.
О
З А
Р Е ВОЛ Ю Ц И ОН Н ОГ
О
Р У Б Е Ж О
М
Е ЖЕ Н Е ДЕ Л Ь Н
О
А Р ЕС Т
Ы
В О Е Н Н О С Л У Ж А Щ И
Х
По сообщениям западно-берлинского
телеграфного агентства «Нахрихтенбю ро
Вест», в конце ию ля в Шверинском пригороде,
занятом преимущественно офицерами
и семьями советских военнослужащих,
были произведены аресты. Около
35-ти челов ек было арестовано и заключено
в советскую военную тюрьму
на Вердер-штрассе.
По сообщениям из Стендаля, также в
конце ию ля ряд в оеннослужащих советского
гарнизона, вклю чая и офицеров,
был арестован органами госбезопасности
и увезен в неизвестном направлении.
Причиной арестов послужило раскрытие
группы лиц, причастных к распространению
антикоммунистических листовок
на русском языке, которые были разбросаны
в районе гарнизона Стендаль .
Как сообщают из Берлина, в последнее
время, в связи с участившимися попытками
бегства на Запад солдат и офице -
ров оккупационной армии, в советской
зоне соответствующими органами предпринимаются
все меры, чтобы таким п о -
пыткам воспрепятствовать. Советские
в оеннослужащие могут проехать в «д е -
мократический» сектор Берлина только
по пропускам, выданным Главной кв артирой
в Вю нсдорфе или по предписаниям,
подписанным командующими арм иями.
В случае бегства поиски ведутся
беспрерывно круглые сутки. Немецкому
населению в таких случаях заявляется,
что б ежал человек, изнасиловавший н е -
мецкую женщину. Вся окружность п рочесывается
патрулями с собаками. Один
солдат, бежавший из Лейпцига, был
пойман в районе Дессау, уже пройдя 150
километров.
Подтверждение сведений
о восстании в Караганде
в 1954 году
Газета «Нью Йорк Гералд Трибью н» от
9 августа с. г. сообщает, что возвратившиеся
в Австрию из СССР семьдесят три
австрийских военнопленных, сод ержав -
шихся в советских концлагерях в качестве
«в оенных преступников», рассказывают
о восстании политзаклю ченных в
лагерях Караганды, повлекшем сотни
человеческих жертв.
Восстание имело место в 1954 году.
Заключенные протестовали против невыносимых
жизненных условий и требовали
их изменения. Восстание было подав -
лено с помощью артиллерии и танков.
99 ЭПИДЕМИЧЕСК АЯ"СЕССИЯ
Возвратись из Женевы , главари КПСС
решили разыграть комедию в сенародного
одобрения линии Хруще в а-Бу лг анина.
4-5 августа в Москв е происходила
сессия Верховного совета СССР, на к о -
торой Булганин выступил с докладом
«Об итогах Женев ского совещания глав
правительств четырех д ержав » .
В тон свирепствующей после Жене в -
ского совещания «эпидемии сосуществования»,
ораторы-депутаты в казенных
речах, конечно, полностью одобряли д е -
ятельность правительственной делегации
СССР. «Труд ящиеся» в прениях по доклад
у Булганина бы ли представлены т акими
закоренелыми бюрократами и
партпогонялами как Пузанов, Иващенко,
Мажав анад зе, Рашидов, Авхимович,
Фурцев а и др.
Интересно место из речи Иващенко,
дающее своеобразное толкование понятия
свободного туризма. «Наш украинский
народ, как и другие народы СССР,
— сказал Иващенко — славится своим
гостеприимством. Мы охотно принимаем
гостей из любой страны мира. Правда,
встречаются среди зарубежных д елегатов
отдельные люди, бесцеремонно нару -
шающие общечеловеческие принципы
гостеприимства. Не успеет такого рода
«гость» перешагнуть границу, как вы ливает
ушат грязи на тех, кто принимал
его с хлебом и солью. О таких гостях говорят
на Украине: «Дывыться лысыцею,
а думае вавкам. Ты йому хлиб, а вин
тоби кам ень ». Лю ди с камнем, которые
без клеветы жить не могут, вряд ли способны
служить делу укрепления мира».
С О В ЕТ С К И
Х
ДВИ ЖЕ Н И
Я
Стр.1