За Россию!
He в силе Бог, а в правде!
Александр Невский
В НОМЕРЕ: А. Самойлов — Зрей наше юное племя...; Антони
Мертенс — Против зимней спячки; Мы .помним (стр. 5); Л. Сергеева
— Колониальные проблемы; В. Арсеньев — Высшие Ценности
и социальная жизнь; В. Селижаров — Запутавшиеся во
лжи; А. Кашин — Предсъездовские дни; А т е т о в — Каналомания.
''flllMMIIIII
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
*-*,/— X /^/Т"
1
Ж у
V
L/ l lVVl H у
*J\ J I—< V
X ГОД
INIMII I
.У
Адрео редакции я издательства: Verlag Р о а в «у" • Frankfurt / Main, MorlanstraBo 21 a
Представительстворедакциив Берлине: „Рпитт-У«ггг«гппд"-гТ«тИп ОгипотгпМ НопептоИогпНггтпгп SB Ш
Sotialpolltlscho Rundechan In ruislicho r Sprache. Doutschland
Social and Political Harlow In Ruisla n Language. Germany
Hebdomadalro politique ot socia l on languo ruin . Allemagne
Выходит по воскресеньям
Цева отдельного номера в розничной продаже 70 пф.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 СЕНТЯБРЯ 1954 г.
ЗРЕЙ, НАШЕ ЮНОЕ ПЛЕМЯ,
ПУТЬ ТВОЙ ШИРОК ВПЕРЕДИ!
Бывает, — хотя, правда, и не часто, — что иные люди уже с детства
определяют своё призвание. Другие же долго бродят в потёмках,
не видя своего пути. Многие определяют свою творческую жизнь
.вступлением под кров высшей школы. Юноши и девушки намечают
здесь своё будущее скорее 'интуитивно. И лишь на последнем курсе,
при изучении специальных дисциплин, формируется их сознательное
решение: удовлетворяет ли данная специальность и, если да, то
какой её профиль является истинным призванием.
Окончание высшего учебного заведения — большая, приметная
веха в жизни, ведущая или на путь творческого удовлетворения, если
молодой человек —- кузнец своего сознательного бытия; если он сам
находит место в обществе, 'или на путь серой жизни с постоянным
ощущением работы на кого-то, если жизненная обстановка уводит
его от призвания, неволит его.
Итак, две перспективы открывает общественный строй из дверей
высшей школы: или перспективу творческого горения или перспективу
плоской обыденности'. В нормальном общественном строе
сами условия свободы, — а свобода — (прежде всего выбор, — благоприятствуют
творческому тфедначертанию, и 'большинство выпускников
бодро шагают по этому пути. В странах же, где всё предопределзн..,
где воля человека, с точки зрения власти, — ненужный, вредный
атрибут, большинство молодежи тащится по второй тоскливой жизненной
дороге. Лишь удачники, да те, кого на жизненную дорогу выводят
сановные папы и дяди, движутся по пути свободного выбора.
Принудительная развёрстка — злая мачеха, она (разбивает надежды,
рушит мечты молодежи. С первых же шагов самостоятельной
жизни нарастает драма. С первых же шагов — .власть принуждения.
С первых же шагов — внутренний конфликт: долг служения и присущее
природе человеческой личности отрицание принуждения, протест
против него.
Служение высшим ценностям — смысл существования личности,
её назначение. Является ли строительство коммунизма высшей
ценностью, строительство общества, основа
1
которого — принуждение,
личность в котором — ничто? Да и общество ли это? Ведь человек
в нем — только материал.
Внутренняя правда раскрывает молодежи принципы жизни, от¬
ношение к долгу, отношение к обществу. Сильные волей решают: не
по'дчинюсь принуждению, я сам архитектор своей судьбы! Сильные
духом мыслят: 'моё отношение к советскому государству — отношение
узкоправовое. Я признаю власть над собой лишь постольку-поскольку.
Сейчас подчиняюсь, но. . . моё отношение к обществу есть
мой долг служить ему, служить не строителям коммунизма, а угнетённым
своим братьям, мой долг — находить пути этого служения,
нести другим 'внутреннюю правду, найденную в себе.
Но это сильные, слабые же безвольно, но не безропотно, подчиняются
принуждению и несут ярмо без удовлетворения в работе и жизни.
Драма молодежи усугубляется специфической сложностью нашей
жизни, многочисленными ограничениями, немыслимыми в свободной
стране. И часто принудительное назначение разбивает мечты, жизнь,
разбивает семью. И драма порой перерастает в трагедию.
Новый строй не может терпеть принуждения. Общественный
строй, основой которого признаётся ценность личности, не может терпеть
насилия над личностью. Но государственное процветание требует
распределения интеллектуальных сил. Оно возможно, и возможно
без принуждения, на основах выбора и 'договорного начала.
При новом строе, где закон будет исходить из морально-этических
норм, где правительство будет существовать для народа, а не народ
для правительства, 'при свободе найма и передвижения 'распределение
интеллектуальных сил — не проблема.
В новом, пореволюционном обществе внутренний конфликт исчезнет.
Условия, тормозящие выполнение долга перед народом, снимутся,
и молодежь отдастся служению в духе исторического развития культурных
сил в России. Традиции народничества, традиции земства порукой
тому. Забота правительства — лишь создание благоприятнъгх
материальных и бытовых условий на 'местах. 'Внутренняя гармония
наполнит души (молодых людей. Сознание творческой удовлетворенности
и общественной полезности еще более укрепят их духовные силы.
Служение людям станет первым Божьим и социальньгм законом. Служение
же людям преобразует и возвеличит Родину.
Прекрасная цель прекрасньЕм стремлениям российской молодежи!
А. Самойлов
№ 36 (435)
Прислуживаясь коммунистам, Симонов занял пост
редактора „Нового мира" вместо смещенного за
.свободомыслие" Твардовского.
«.. . И слушали меня зал, а не первых три ряда.. .»
(из стихотворения К. Симонова)
СТРАН
ЛЮДИ И ВЕЩИ
. .. Северный вокзал в Москве.
На перрон еще не пускают. В душный
июльский вечер в залах вокзала
полно. Отправляется эшелон
на Дальний Восток с выпускниками
вузов и техникумов.
В руках у молодежи цветы. Родные
и друзья провожают своих
близких и товарищей. На лицах
«дальневосточников» 'еще не остывшее
возбуждение торжественных
ггрогцальнъгх вечеров. Радио
объявляет о начале посадки. У
перрона уже стоит длиннейший состав
с какими-то архаическими полутемными
вагонами. В них, кажется,
возили солдат в еще русскояпонскую
войну — в Манчжурию.
. . У каждого вагона — давка.
Вдруг тройная очередь дрогнула.
Стоящие сзади бросились вперед.
По всему перрону понеслись толпы
людей с чемоданами, корзинками,
сундучками. В стороне, чтобы
не быть смятыми, стоят группы
плачущих девушек. Многие говорят
с озлоблением: «Нет, нет, мьг
не поедем! Разве нам «такое» обещали?».
.
Вагоны напоминают шахту. Проходов
нет. Все завалено вещами.
На них же и сидят. Через запыленные
стекла неоткрывающихся
окон глядят дорогие испуганные и
заплаканные глаза.
«Разнарядка выполнена». «Дальневосточников
отправили»...
На перроне валяются лишь растоптанные
цветы.. .
В «Правде»
(№ 126) напечатан
фельетон «'Марина». Одна москвичка,
по имени Марина, кончила- юридический
факультет. Ее хотят «доконать
в деканате», (как пишет её
отец, направлением на Алтай. Отец
просит протекции для Марины у
влиятельного «дяди Пети». Дядя
Петя говорит кому-то 'нужное слово,
и Марина уже на пути к спасению
от... Алтая. Но тут «.'помогла»
«Прайда»: дядю Петю смещают,
а Марину всё-таки отправляют в
Сибирь.. .
Мьг не защитники генеральских
племянниц. Но мы 'решительно
против насилия над нашей молодежью.
В
любой стране выпуск из университета,
техникума это — праздник,
большая жизненная дата. О
нем мечтают.
У нас это — канун судного дня.
Завтра — «идти на (распределение».
«Куда-то загонят», — с тоской думает
наш вьшгускник. Загонят как
вещь, как запчасть!
Кто же здесь гфеступник? Тот
ли, кто ««о имя интересов государственности»
применяет насилие и
бросает нашу молодежь (да и только
ли молодежь!) на край света,
или тот, кто этому сопротивляется,
протестует и борется. ..
Говорят, интересы государственности,
государственный принцип
превыше всего. Нет, — порочный
это принцип. Не быть тому дому
крепким, где живут каменные сердца.
В
основу нашей государственности
должен быть положен не прин
Стр.1