За
Россию!
Не в силе Бог* с* в правде.
Александр
Невский
I I
шпин и
mi l
nu n шшшпш ш
цинни и
шпин и
iiiiiiiiiiiimiimmiimiiriiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimiii u
POSSEV"
Sozlalpolitische Rundschqu in russischer Sprache. Deutschland
Social and Political Review in Russian Language. Germany
Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Allemagne
Адрес Издательства и Редакции:
Frankfurt/Main , MerianstraB e 24a . Verla g „Possev'
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
VIH год
Выходи т no воскресенья м
Цен а номер а в рознично й прод а ж е
I
I mm
mm шшишишишш i
шпини
miimiiiii
i
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 27 АПРЕЛЯ 1952 г.
ХРЕСТОМАТИЙНАЯ ИСТИНА
Существует, как известно, Комитет «Свободная Европа», располагающий
мощной радиостанцией в окрестностях Мюнхена. Комитет
сотрудничает с представительствами порабощенных коммунизмом
стран: Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии.
Кому, кроме большевиков, может стоять поперёк дороги деятельность
Комитета? Цель его, казалось бы, общеполезная и благая: борьба
против рабства за свободу! Борьба не проти в народов, а борьба в
союз е с народами, с помощью их же эмигрантских организаций.
Однако, оказывается, есть протестующие и в рядах эмигрантов из
этих стран. Перед нами брошюра, изданная в Мюнхене на немецком
языке «Словацкой Информативной Службой». Носит она довольно
внушительный заголовок «Маски долой!»
Радиостанция «Свободная Европа», ведя антикоммунистическую
пропаганду на словацком языке, совершает, оказывается, тяжкий грех
в отношении словацкого народа. Люди, ведущие эту пропаганду, «не настоящие»
словаки: они, видите ли, входят в «Совет Свободной Чехословакии».
«Настоящие» же словаки это те, которые не хотят ничего
общего иметь с чехами, которые добиваются независимой Словакии,
которые объявили войну и «Москве и Праге».
Среди югославской эмиграции находится довольно значительная
хорватская группа, источником всех зол в Югославии считающая не
коммунизм, а сербский народ. Так вот, если завтра Югославия будет
находиться перед перспективой освобождения, то эта группа сделает
всё от нее зависящее, чтобы освобождение сорвать: она будет рассылать
протесты, меморандумы, она, не взирая ни на какую обстановку,
будет слать хорватам призывы восстать и.. . резать сербов, а заодно и
всех возможных носителей идеи свободной Югославии.
Если уж дробиться, то дробиться можно до бесконечности. Что,
например, скажут грузинские сепаратисты, если завтра они столкнутся
с сепаратизмом мингрельским? Как никак, Мингрелия была историческим
самостоятельным государством, с собственной династией, собственным
языком и литературой.
Словацкая брошюра подсчитывает количество чиновников — чехов,
присылавшихся централизаторской Прагой в Словакию есть словацкий
хлеб. С неменьшим основанием могут и мингрелы подсчитать
количество чиновников - грузин, присланных в Мингрелию правительством
Грузии в 1917-20 г. г. Они, эти грузины, ели мингрельский хлеб.
В Абхазии они ели хлеб абхазский, а Аджарии — аджарский.
Словацкая брошюра утверждает, что 80 % словацкого народа и
слушать не хочет ни о какой Чехословакии. Может быть. Но возможно
и обратное. Кто сейчас проверит? Но если словацкому народу будет
предоставлен выбор между свободной Чехословакией и дальнейшим
пребыванием под коммунистической пятой, то сколько процентов голосов
выскажется за последнее удовольствие? О коммунизме авторы
брошюры, называющие себя настоящими словаками, мнения весьма
определенного, иначе они сидели бы не в Мюнхене, а где-нибудь в
Братиславе. Зачем же они вставляют палки в колеса делу, которое,
даже если стать на их точку зрения, принесет словацкому народу неизмеримо
меньшее зло, чем коммунизм?
Развитие мировой истории обогнало местные замкнутые системы:
оно переросло рамки национальных государств, оно идет к единению
в свободе и равенстве, к образованию систем сверхнациональных. Но
человеческое сознание с трудом привыкает к новому ритму; еще живучи
обиды прошлого у народов угнетавшихся, еще не изжит комплекс
превосходства у народов «государственно - творческих». Очень
часто, к тому же, угнетавшиеся с необыкновенной легкостью претендуют
сами на роль угнетателей. За примерами ходить недалеко; новейшие
из них — притязания египтян на Судан. А более почтенной
давности — политика тех же словаков на Пряшевской Руси. И если
продолжать итти по этому пути, то придешь к заведомому абсурду —
к бесконечному (раздроблению существующих и складьтающихся
объединений даже не на национальные единицы, а на отдельные области
и едва ли не районы, примерами чему могут служить и наши
пресловутые «казакийцы» и вполне реальные споры в Индии, Пакистане
и в других местах.
Проблема национального самоопределения весьма сложна и решена
желанием той или иной группки «политиков» не может быть. Она
будет решаться волею народов. Поэтому мы не входим сейчас в обсуждение
того, кто прав в споре между словаками «настоящими» и
«ненастоящими». Но если говорить о серьезных уроках истории, то
надо, думается нам, вспоминать не ошибки централизаторов, и не сопротивление
автономистов, а одну очень простую, совсем хрестоматийную
истину: в единении сила.
Единение, — категорический императив времени. А перед лицом
общей беды и перед общей исторической задачей освободительной
борьбы с коммунизмом единение становится безусловной необходимостью.
А.
Николин.
4=
ВЕСЕННЯЯ «АКТИВИЗАЦИЯ»
Нажим на советских драматургов,
недостаточно «пропагандирующих
политику советского государства»
(см. «Правду» № 98); нажим
на детских писателей, недостаточно
энергично
осуществляющих
коммунистическое растление юных
душ (Московское совещание по вопросам
детской литературы 14-18
апреля); нажим на комсомольские
организации с целью преодоления
антипартийных настроений среди
молодежи; фронтальный нажим на
труд ради увеличения прибылей
государственной
ской монополии и
капиталистичепокрытия
«убытков»
от пропагандного снижения
цен (вакханалия «писем» к
Сталину, сверхобязательства, новые
методы кругового контроля и
коллективных стахановских планов)
— таковы признаки активизации
тоталитарного
насилия
внутр
и страны, обозначившиеся
в марте - апреле сего года.
Награждание иностранных коммунистов
и коммуноидов сталинскими
премиями (и в системе
«международных чаевых», и за достижения
собственно советской литературы
— например, премия
французу - коммунисту Андрэ
Стиль за роман «Первый удар»);
международное экономическое совещание
в Москве; венская «Конференция
в защиту детей»; советские
ноты об объединении Германии;
сталинское интервью; кампания
по разжиганию ненависти к
США под флагом «чумных блох»;
подготовка к проведению «Великого
Конгресса мира» и т. д. и т. п.
— формы внешне й агрессии.
Уже 22 апреля советское радио
сообщило призывы, разработанные
ЦК ВКЩб) к празднованию 1 Мая.
Призывы эти, повидимому, — заключительное
пропагандное оформ_
ление весенней активизации щупальцев
и присосов коммунистического
осьминога.
ЮБИЛЕИ ПО-СОВЕТСКИ
i ;{
Техника их проведения весьма
своеобразна: облик номинального
юбиляра, кто бы он ни был, до такой
степени замызывается зловонной
партийной саморекламой, что
почти полностью исчезает с юбилейного
пьедестала, уступая место
фигуре диктатора — единственному
разрешенному в полицейском
государстве объекту всех и всяческих
юбилейных и неюбилейных
восторгов.
Даже 82 годовщина со дня рождения
Ленина, проводившаяся 22
марта, носила следы этих юбилейных
«приемов»: из статей «Ленинизм
— всепобеждающее знамя
трудящихся» («Правда») или «Жизнеутверждающая
сила ленинизма»
(«Известия») читатель должен был
вынести впечатление, что В. И.
Ульянов был велик именно тем,
что положил основу «гениальному
учению Ленина - Сталина»...
Но наиболее яркий пример подмены
юбилейного «повода» обязательным
дряхлым эрзацем случился
недавно в Варшаве на праздновании
шестидесятилетия польского
президента Берута. При обычном
оглашении адресованных юбиляру
поздравлений присутствующие выслушав
их, устроили бурную овацию.
. . Сталину. Вторая «бурная
овация» и опять-таки Сталину была
организована при чтении приветственной
телеграммы, посланной
собравшимися в Кремль. Сам
юбиляр, судя по крайней мере по
сообщениям советской
печати,
бурных оваций не удостоился...
ЛИТЕРАТУРА ПАРТИЙНОГО
ЗАКАЗА
«Годами лежат на складах книги,
не имеющие спроса... Сборник
«Стихов и поэм» Ашота Гарнакетьяна,
пьесы Л. Ленча «В начале
мая», Евг. Минна — «Друзья искусства»,
Д. Шеглова «Мастера»
и т. д. Издательства всё еще выпускают
произведения сырые, пустые,
написанные до того бесцветно
и неинтересно, что нет никакого
желания дочитать их до конца и
чуть ли не весь тираж приходится
записывать в остаток. Сборник
«Стихи и поэмы» А. Гарнакетьяна
открывается авторским признанием
в том, что он написан «в часы
скупого вдохновенья»... («Коме.
Правда» № 42).
«В часы скупого вдохновенья»
партийного заказа пишется подавляющее
большинство произведений
литературы сталинской эпохи
— «самой передовой литературы
мира». — И все их в скором времени
история запишет в «остаток, не
имеющий спроса»...
Сегодня в номер е
А. С в е т о в — Основы солидаризма ф Г. А. — Потенциальный
актив революции • Н. Анатолиев а — «Как там у них»
ф Н. Осипо в — Славная страница истории • А. Светлани н
Дальневосточный заговор
70 пфен.
iiimiiiiiiiiiiiiiiiiiiimiiiimiiiniiii
milium
№ 17 (308)
Стр.1