За
Россию!
к 1 н и Баг, а в правде — Лленсалдр Ыт
„POSSEV"
Bozlalpolltlsche Randschaa In rnsslscber Spracne. Deutschland
Social and Political Review In Russian Language. Germany
Hebdomadalre Social et Politique en langue russe. Allemagne
Издательство и редакция: Limburg/Lahn, Verlag
Po88ev". Bankkonto: Limburger Bank V 14. Postschekkonto:
Frankfurt/M 33.461. Условия подписки в
Германии: 5 ном.—3 НМ, 10—в НМ, 15—9 НМ, и т. д
Условия приема объявлений: 1/64 стр.—7 НМ, I '32—
13 НМ, 1/16—25 НМ, 1/8—50 НМ; 1/4—90 НМ, 1/2—
180 НМ, 1 стр.—360 НМ. Розыски—20 пф. слово.
B
_
w
Еженедельник общественной и политической мысли
V го д
Выходит по воскресеньям.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, S ИЮНЯ 1949 ГОДА
т
цева номера в розничной продаже /и Пфен.
№ 23 (158)
К ПУШКИНСКОМУ дн ю
Русскими людьми, скитающимися вне Родины, современниками
тягчяйших лет ее истории, создан обычай: день
рождения Пушкина отмечать, как-День Русской Культуры.
Нужен ли он?
Ведь, в то время, как у
нас, на родных просторах
— «Над трупом вольности
безглавой
Палач
уродливый возник»,
за
границей, всюду, где
только звучит изредка, в
чужой толпе,
русская
речь, в этот день русские
люди собираются, подсчитывают
духовные достижения
своего народа, и,
как лейт-мотив, врывается
в эти подсчеты песенка
Мэри:
— «Было время, процветала
В
мире наша сторона,
В воскресение бывала
А с востока доносится
дуновение чумы.
*
Оправдание Дня Русской
Культуры не в том,
что он — память о Пушкине
(ибо «к нему не зарастет
народная тропа», и
не стереть ее никакими
испытаниями), а в том,
что он — напоминание
нам самим об ответственности
за судьбы России,
судьбы Русской Культуры,
судьбы народа, давшего
Пушкина.
Этот день для нас —
как бы голос священника-обличителя
из «Пира
во время чумы», всякая
другая роль Пушкинского
дня превратила бы его в
торжественное
празднословие,
недостойное ни
Родины, ни поэта.
И
АСЛУШКИН
К0 450?иЛЕ
5/VI .
Самое характерное из
преступлений нашей эпохи:
убийство Человека в
человеке. И душа человека, и сама его жизнь выводятся из
его партийно-политической принадлежности, философских
убеждений, национального происхождения. Вечное изгнано
о
Церковь Божия полна..,»
и заменено относительным. Убийство физическое перестает
быть ужасом: ему предшествует убийство духовное. И нет,
потому, и недостатка в палачах и их подручных«И
долго буду тем любезен
я народу,
Что чувства добрые в нем
лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век
восславил я свободу
И милость к падшим
призывал».
Это
девятнадцатый-то
век — «жестокий век»!
Да родись Пушкин на
столетие позже, он не дожил
бы и до дней «ежовщины»
! Вспыльчивый и
откровенный, горячий и
благородный, он бы был
сражен чекистской пулей
еще в эпоху «военного
коммунизма»!
Это он писал Чаадаеву
(цитируем по памяти):
«Клянусь честью, ни за
что не хотел бы переменить
Отечество, ни иметь
другой истории моих предков,
как ту, которую мне
Бог послал». И это он, на
прямо поставленный вопрос
государя Николая Павловича,
где. бы он находился,
случись ему 14 декабря
1825 г. быть в Петербурге,
прямо и не колеблясь
ответил: с друзьями,
на Сенатской площади.
Пушкин,
певец Империи
и Свободы, Пушкин,
консерватор и либерал
одновременно .. . Как недостает
нам всем его ясного
духа!
Пушкин — не столько
UV'J
начало XIX-го века в нашей
духовной жизни, сколько
завершение XVIII.
Не он — гармонический,
цельный, «крестный отец»
Достоевского, Тютчева и
Блока, Мусоргского, Чайковского и Скрябина. От недобрых
прозрений гениального мальчика Лермонтова, от гоголевского
«скучно на этом свете, господа!», тянется преемствен
Стр.1